Сибирские огни, 1954, № 1
ская партия ставит перед писателями за дачу создания советской классики. В социалистическом реализме, являю щемся основным методом советской ху дожественной литературы и литератур ной критики, революционный романтизм является органической составной частью. Реализм и романтизм — две стороны •единого, целостного творческого метода. Изображать настоящее, видя тенденцию его развития и зёрна будущего в нём, изображать будущее, как развитие того нового, что уже зародилось в настоя щем, — это и значит сочетать реализм и романтику, быть писателем социалисти ческого реализма. В связи с этим прин ципиальное значение приобретает вопрос о типизации в романтическом образе. Дело в том, что в нашей литературе встречаются неправильные положения о том, что типизация есть свойство т о л ь - к о реалистического искусства. Чаще всего это прямо не говорится, но видно из того, что авторы пишут о типичности реалистических образов, совершенно иг норируя проблему «типизация и роман- : тика». А иногда отказ романтическим образам в типичности выражается и пря мо. Известно, что ещё Боровский, на •основании наличия элементов романтики в образе Ниловны, отказывал ему в ти пичности. Но и в наше время подобное мнение, к сожалению, ещё встречается. Его придерживается, например, Б. Ми хайловский. В книгах «Творчество М. Горького» и «Драматургия М. Горького» он трактует образ Фомы Гордеева как р о м а н т и ч е с к и й образ, противопоставляя его другим — «типичным, реалистически на рисованным фигурам купечества», и го ворит, что образ Фомы Гордеева, как^ об раз исключительный и романтический,— не типичен. Михайловский противопо ставляет р о м а н т и ч н о с т ь так же, как и исключительность типичности. «Герой романтического плана», «poj мантический герой», «исключительный .нетипический образ», «романтический 'образ бунтаря-одиночки насыщен в poj мане авторским предчувствием грядунщи •социальной бури», — пишет Б. Михай ловский. Таким образом, Фома Гордеев — это не живой, конкретный, индиви дуализированный, типический образ, а исключительный, романтический (а сле довательно, нетипический) образ, «рупор идей» Горького. Не типичен он потому, что романтичен. Романтичность исклк> чает типизацию. Таков ход рассуждении Б. Михайловского. Такой же подход виден и в некоторых других работах, авторы которых исхо дят из того, что типичность присуща только реалистическим произведениям, и поэтому ничего не говорят о соотноше нии типичности и революционной роман тики. В этом, нам кажется, проявляется догматический и начётнический подход -к вопросам теории. Конечно, когда мы имеем дело с про изведениями р е а к ц и о н н о г о роман тизма, с декадентской литературой, отор ванной от реальной жизни, отказываю щейся от познания её, от типизации явлений, то о типичности таких роман тических образов говорить не приходит ся. В такой литературе и искусстве мы не видим типических образов, и это обозначает разложение, смерть искусст ва, превращение его в смердящий труп или в нарядную побрякушку. Отказы вается от познания жизни, от типизации явлений и натуралистическое искусство, и поэтому оно тоже, строго говоря, вы ходит за рамки подлинного искусства, как специфической формы познания ми ра. В этом смысле реакционный роман тизм и натурализм представляют две стороны одной и той же медали. Но совсем по-другому встаёт вопрос, когда мы берём революционно-романти ческую поэзию. Романтический образ, отражающий героическую борьбу наро да, революционную перспективу разви тия, мечту о будущем, романтизм, под нимающийся над жизнью, но не отры вающийся от социальной почвы, его породившей, — несёт в себе, не может не нести типичность. Если быть логичным, то, отрицая ти пичность образа Фомы Гордеева, как это делает Б. Михайловский, надо отрицать и типичность образов Данко, Сокола, Бу ревестника. А это значит отрицать их художественную ценность, ибо без типи зации нет подлинного искусства. Но едва ли стоит кому-либо доказы вать, что образы Сокола, Буревестника художественны, сильны, сильны — и за ключёнными в них революционными идеями и своей эстетической формой. Рассмотрение типичности и револю ционной романтичности, как взаимно исключающих понятий, приводит, таким образом, к принижению значения многих замечательных художественных творе ний, даже и таких, которые, как зов бое вой трубы, собирали народ под знамёна революции. Если же говорить о перспек тивах развития литературы, то противо поставление типического и романтическо го ведёт к сужению творческого разнооб разия и богатства оттенков нашей лите ратуры. Коренная причина ошибочных взгля дов Б. Михайловского и некоторых дру гих в том, что они, говоря о романтиче ских образах, берут их отвлечённо, в отрыве от живой ткани художественных произведений, не считаясь с тем, что элементы романтики свойственны и луч шим произведениям критического реа лизма, что революционная романтика присуща методу социалистического реа лизма, как его неотъемлемое свойство. Революционные перспективы, смелый взгляд в будущее, мечта о коммунизме— все эти качества, свойственные лучшим произведениям писателей социалистиче 11. «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2