Сибирские огни, 1954, № 1

тельному наступлению против карьери­ стов, перестраховщиков, очковтирателей, зажимщиков критики, рутинёров, против всего, что тормозит движение советского народа. В ряде статей Горький подчёркивает, что одна из решающих задач нашей ли­ тературы состоит в том, что она «призва­ на историей добить и похоронить всё враждебное людям, враждебное даже тогда, когда они его любят»1. Великий ■писатель советует глубоко подумать «о борьбе социалистически организован­ ной воли не только против упрямства железа , стали, но главным образом о со­ противлении живой материи, не всегда удачно организованной в форму челове­ ка»2. Раздельное рассмотрение типического положительного и отрицательного, разу­ меется, условно. В жизни положительное и отрицательное находится в единстве и борьбе. Так же в единстве и борьбе они должны отражаться и в литературе. Изображение борьбы нового и старого, победы нового над старым, правдивый показ жизненных конфликтов и противо­ речий — в этом ядро типизации. Только такой подход будет подлинно диалекти­ ческим, наиболее полно отвечающим за­ кономерностям развития самой жизни. Правдивый писатель не может ^рисо­ вать характеры вне свойственной для них обстановки. Только в типических об­ стоятельствах, в борьбе и реальных кон­ фликтах можно показать типический характер, его развитие и изменение. Если характер поставлен в нетипиче­ ские обстоятельства, то в результате по­ лучаются или бледные, схематические об­ разы, или полное искажение характера и потеря им свойств художественного об­ раза. В недавнем прошлом имела хождение так называемая теория бесконфликтно­ сти, пропагандировавшая замазывание противоречий, фальшивый, иконопис­ ный стиль изображения советской жизни. Игнорируя то, что в советской действи­ тельности есть конфликты, разрешае­ мые в рамках советских отношений с помощью критики и самокритики, а есть и более острые, антагонистические кон­ фликты, эти любители спокойной жизни и бледнорозовой литературы творили глубоко вредное, антипартийное дело. Как правильно сказал на XIX съезде партии А.'Фадеев, всё это делалось «для того, чтобы увести советскую литерату­ ру от разоблачения врагов нашего дела внутри страны, — воров, карьеристов, подхалимов, бюрократов, обманщиков, индивидуалистов и стяжателей всех ма­ стей». Наша печать разгромила анти­ марксистскую теорию бесконфликтности, притуплявшую боевую силу литературы. Для Горького было бесспорной исти­ ной, что жизнь надо изображать в дви­ жении, что характеры не могут сущест­ вовать вне обстоятельств, вне борьбы. Он говорил о нашей эпохе, как эпохе «напряжённого драматизма процессов*^ разрушения и созидания»1, и призывал писателей отразить эту правду жизнен­ ной борьбы. В письме К. С. Станислав­ скому великий писатель говорил: «Если имеются только твёрдо очерченные ха­ рактеры—их столкновения неизбежны». Надо подчеркнуть, что убеждение это было у Горького всегда, и на самых пер­ вых этапах его творческого пути. Ещё в статье «Разрушение личности» он, кри­ тически анализируя «Рассказ о семи по- вешанных» JI. Андреева, видит причину его художественной слабости в том, что революционеры оторваны от их револю­ ционных дел, от их политических связей, т. е. вырваны из типических для них об­ стоятельств. Оторвав характеры револю­ ционеров от их дел, от борьбы и кон­ фликтов, писатель неизбежно пришёл к искажению их облика, к стушёвыванию их духовного идейного мира, к подчёрки­ ванию в них «просто человеческого», * биологического. Вместо жизнеутверж­ дающей трагедии идущих на смерть за правое дело революционеров получилась трагедия группы биологических индиви­ дуумов, которые «принимают смерть, как безнадёжно больной ложку лекар­ ства». В связи с большим значением, какое придавал Горький типизации обстоя­ тельств, находится его особенное и по­ стоянное внимание к вопросам компози­ ции художественного произведения. Он считал совершенно необходимым, чтобы писатель владел сложным искусством по­ строения художественного произведения, так как без этого нельзя создать подлин­ но правдивую картину жизни. Важней­ шим элементом литературы Горький счи­ тал сюжет и рассматривал его также неотрывно от характера. Он опреде­ лял «...сюжет, т. е. связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взанмо-.. отношения людей», как историю роста, и организации того или иного характера. Метод социалистического реализма требует правдивого, конкретно-историче­ ского изображения жизни в её револю­ ционном развитии, в её диалектических противоречиях и взаимосвязях, с уста­ новкой на коммунистическое воспитание трудящихся. А в этом и состоит теперь самая глубокая, самая полная правда о жизни. Вот почему мы вправе сказать, что социалистический реализм открывает объективные возможности для создания таких совершенных типических образов, таких дивных произведений литературы, которые оставят далеко позади лучшие достижения гениальных мастеров старой литературы. Вот почему Коммунистиче- 1 М. Г о р ь к и й . «О литературе», стр. 329. 2 Там же, стр. 65. 1 М. Г о р ь к и й . «О литературе», стр. 156.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2