Сибирские огни, 1954, № 1

ничного. Он не показывает благородства души советского человека, его коммуни­ стической идейности, высокого сознания своей исторической освободительной мис- ^сии . Автор рисует, как люди воюют, вы­ полняют приказы, несут свои воинские обязанности. Ясно, что характер этих действий и поступков, героизм и само­ отверженность в бою, товарищеская выручка и стойкость и т. д. — опреде­ ляются духовным складом наших людей, их общественными советскими качества­ ми, высоким уровнем их сознательности и морали. Но Э. Казакевича это не ин­ тересует, он не показывает подлинные стимулы героического поведения на вой­ не. Поступки персонажей повести и внут­ ренний мир их находятся в резком про­ тиворечии. Даже когда они совершают хорошие поступки, они действуют полу­ бессознательно. Их духовная жизнь све- дена к бедному, убогому кругу таких ощущений, как усталость, покорность, нежелание воевать и страдать, испыты­ вать холод и трудности, страх перед опасностью, чувство обречённости и уны- ;4 йия, хотя ясно, что такие чувства не мо­ гут объяснить отважное и мужественное поведение в бою. Почти каждый герой повести «Сердце друга» имеет какую- нибудь червоточину, снижающую его облик. Разумеется, что такое произведение способно вдохнуть в души читателей не революционную энергию, а лишь — пес­ симизм, неверие в свои силы. Святой долг советских писателей — создать художественный образ замеча­ тельного человека эпохи перехода от со­ циализма к коммунизму. Литературове­ дение призвано помочь писателям в ре­ шении этой задачи. Не менее актуальны сегодня высказы­ вания Горького о художественной типи­ зации отрицательных явлений жизни, о роли сатиры, о необходимости показать «всё то, что мешает людям полностью выявить себя...» jg. Партия всегда требовала, чтобы писа- "тели не вставали на путь лакировки жиз­ ни, чтобы они показывали сложность на­ шей борьбы, показывали уходящее в прошлое, но ещё цепляющееся за жизнь старое. Пережитки капитализма очень живучи, они не отмирают сами собою. И задача литературы — вести против них непримиримую борьбу, разоблачать фальшивых людей. Одно время (1927—28 гг.) у Горького было не совсем верное понимание роли критики и самокритики, он недооценивал её положительную роль, боялся, что она даст врагу оружие борьбы против нас. Товарищ Сталин в письме от 17 янвщя 1930 года разъяснил писателю необхо­ димость критики и самокритики, так как она связана с творческим почином и раз- I вязыванием строительной энергии трудя­ щихся, указал, что отрицательная сторо­ на критики и самокритики покрывается и перекрывается положительной. После этого письма Горький понял всю силу критики и самокритики и стал горячим пропагандистом этой великой идеи пар­ тии. Это мы видим в его пьесе «Сомов и другие» (первой пьесе, посвящённой буд­ ням социалистического строительства), в цикле статей по вопросам литературы, где он ярко говорит о значении критики и самокритики. В докладе на I Всесоюз­ ном съезде писателей Горький во весь голос заявляет: «Самокритика необходи­ ма, товарищи. Мы работаем перед лицом пролетариата, который, становясь веё; более грамотным, непрерывно повышает свои требования к нашему искусству, да вместе с этим и к нашему социальному поведению»1. Блестящие образцы крити­ ки дал Горький в 1934 г., в период дис­ куссии о языке. Одну из решающих задач нашей худо­ жественной литературы Горький видел в том, что она призвана помочь народу добить всё враждебное, отсталое, уми­ рающее. Писатель, сам давший блестя­ щие образцы реалистической сатиры, создавший галерею образов, в которых гениально обобщены черты буржуазных хищников наживы и трусливой буржу­ азной интеллигенции, — он призывал к борьбе и беспощадному осуждению фак­ тов отрицательного характера, считая,, что «это могла бы сделать сатира». Горь­ кий называл и конкретные объекты ос­ меяния, считал, что борьба с капитали­ стическим миром средствами сатиры — одна из важнейших задач искусства. В заметке «Кукрыниксы» в 1932 году- он ориентировал этих замечательных художников-карикатуристов на то, чтобы «почаще заглядывать в Европу, за оке­ ан, за все наши рубежи. Смешного там так же много, как подлого» (Собр. соч. ГИХЛ, 1953 г., т. 26, стр. 235). Говорил о том, что советские писатели должны написать образ кулака, лентяя, заражён­ ного сомнением интеллигента, советского мещанина, пьяницы, рвача. В беседе е молодыми писателями в 1931 г. он на­ стойчиво требовал: « О п и ш и т е т ип , о п и ш и т е т а к , ч т о б ы в с е р в а ­ чи в э т о м т и п е у з н а л и с е б я » . Горький учил молодых писателей: «Мно­ гие из вас любят «мораль пущать». Это занятие не очень полезное. Лучше бейте смехом» (т. 24). При этом он подчёрки­ вал, что всё отживающее, старое прячет­ ся от гибели, маскируется, искусно при­ нимает внешне безвредный вид. В упо­ минавшейся уже заметке о Кукрыниксах Горький указывал: «Искривления эти «невооружённый» глаз улавливает с трудом, ибо, как известно, внутреннее безобразие весьма часто и очень искусно, прикрывается внешним благообразием». Традиции сатиры Горького, его заветы о сатире зовут наших писателей к реши­ 1 М. Г о р ь к и й . «О литературе», стр. 470..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2