Сибирские огни, 1954, № 1
ничного. Он не показывает благородства души советского человека, его коммуни стической идейности, высокого сознания своей исторической освободительной мис- ^сии . Автор рисует, как люди воюют, вы полняют приказы, несут свои воинские обязанности. Ясно, что характер этих действий и поступков, героизм и само отверженность в бою, товарищеская выручка и стойкость и т. д. — опреде ляются духовным складом наших людей, их общественными советскими качества ми, высоким уровнем их сознательности и морали. Но Э. Казакевича это не ин тересует, он не показывает подлинные стимулы героического поведения на вой не. Поступки персонажей повести и внут ренний мир их находятся в резком про тиворечии. Даже когда они совершают хорошие поступки, они действуют полу бессознательно. Их духовная жизнь све- дена к бедному, убогому кругу таких ощущений, как усталость, покорность, нежелание воевать и страдать, испыты вать холод и трудности, страх перед опасностью, чувство обречённости и уны- ;4 йия, хотя ясно, что такие чувства не мо гут объяснить отважное и мужественное поведение в бою. Почти каждый герой повести «Сердце друга» имеет какую- нибудь червоточину, снижающую его облик. Разумеется, что такое произведение способно вдохнуть в души читателей не революционную энергию, а лишь — пес симизм, неверие в свои силы. Святой долг советских писателей — создать художественный образ замеча тельного человека эпохи перехода от со циализма к коммунизму. Литературове дение призвано помочь писателям в ре шении этой задачи. Не менее актуальны сегодня высказы вания Горького о художественной типи зации отрицательных явлений жизни, о роли сатиры, о необходимости показать «всё то, что мешает людям полностью выявить себя...» jg. Партия всегда требовала, чтобы писа- "тели не вставали на путь лакировки жиз ни, чтобы они показывали сложность на шей борьбы, показывали уходящее в прошлое, но ещё цепляющееся за жизнь старое. Пережитки капитализма очень живучи, они не отмирают сами собою. И задача литературы — вести против них непримиримую борьбу, разоблачать фальшивых людей. Одно время (1927—28 гг.) у Горького было не совсем верное понимание роли критики и самокритики, он недооценивал её положительную роль, боялся, что она даст врагу оружие борьбы против нас. Товарищ Сталин в письме от 17 янвщя 1930 года разъяснил писателю необхо димость критики и самокритики, так как она связана с творческим почином и раз- I вязыванием строительной энергии трудя щихся, указал, что отрицательная сторо на критики и самокритики покрывается и перекрывается положительной. После этого письма Горький понял всю силу критики и самокритики и стал горячим пропагандистом этой великой идеи пар тии. Это мы видим в его пьесе «Сомов и другие» (первой пьесе, посвящённой буд ням социалистического строительства), в цикле статей по вопросам литературы, где он ярко говорит о значении критики и самокритики. В докладе на I Всесоюз ном съезде писателей Горький во весь голос заявляет: «Самокритика необходи ма, товарищи. Мы работаем перед лицом пролетариата, который, становясь веё; более грамотным, непрерывно повышает свои требования к нашему искусству, да вместе с этим и к нашему социальному поведению»1. Блестящие образцы крити ки дал Горький в 1934 г., в период дис куссии о языке. Одну из решающих задач нашей худо жественной литературы Горький видел в том, что она призвана помочь народу добить всё враждебное, отсталое, уми рающее. Писатель, сам давший блестя щие образцы реалистической сатиры, создавший галерею образов, в которых гениально обобщены черты буржуазных хищников наживы и трусливой буржу азной интеллигенции, — он призывал к борьбе и беспощадному осуждению фак тов отрицательного характера, считая,, что «это могла бы сделать сатира». Горь кий называл и конкретные объекты ос меяния, считал, что борьба с капитали стическим миром средствами сатиры — одна из важнейших задач искусства. В заметке «Кукрыниксы» в 1932 году- он ориентировал этих замечательных художников-карикатуристов на то, чтобы «почаще заглядывать в Европу, за оке ан, за все наши рубежи. Смешного там так же много, как подлого» (Собр. соч. ГИХЛ, 1953 г., т. 26, стр. 235). Говорил о том, что советские писатели должны написать образ кулака, лентяя, заражён ного сомнением интеллигента, советского мещанина, пьяницы, рвача. В беседе е молодыми писателями в 1931 г. он на стойчиво требовал: « О п и ш и т е т ип , о п и ш и т е т а к , ч т о б ы в с е р в а чи в э т о м т и п е у з н а л и с е б я » . Горький учил молодых писателей: «Мно гие из вас любят «мораль пущать». Это занятие не очень полезное. Лучше бейте смехом» (т. 24). При этом он подчёрки вал, что всё отживающее, старое прячет ся от гибели, маскируется, искусно при нимает внешне безвредный вид. В упо минавшейся уже заметке о Кукрыниксах Горький указывал: «Искривления эти «невооружённый» глаз улавливает с трудом, ибо, как известно, внутреннее безобразие весьма часто и очень искусно, прикрывается внешним благообразием». Традиции сатиры Горького, его заветы о сатире зовут наших писателей к реши 1 М. Г о р ь к и й . «О литературе», стр. 470..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2