Сибирские огни, 1954, № 1
Когда литература приходит в упадок, тогда и образ положительного героя сни жается. Начинает господствовать уста новка на безгеройную литературу. Вели кий пролетарский писатель Горький в своё время писал: «Конец 80-х и начало 90-х годов можно назвать годами обре чённых на гибель... Литература выбрала героем своим «не героя», одна из пове стей того времени так и была озаглав лена «Не герой». Для советского народа безгеройная ли тература не подходит, она не отвечает его оптимистическому мировоззрению, его любви к жизни, к человеку, его исто рическим целям и стремлениям. Нам нужна яркая, героическая литература, образы могучих, прекрасных духовно и внешне людей, которые воплощают в се бе лучшие черты советского человека. Подлинный герой современности должен изображаться в литературе крупно и ярко, на основе широкой типизации и сознательного преувеличения. На всех этапах развития советской литературы мы видим страстные поиски положитель ного героя нашего времени. Значитель ный вклад внесли писатели, которые отобразили историю гражданской войны, создали образы Чапаева и Клычкова, Кожуха, Левинсона и Пархоменко, Кирилла Извекова и Рагозина. Когда мы берём литературу об Отечественной вой не, то также видим упорное стремление показать положительного героя. Оно на шло своё выражение в образах Алек сандра Матросова, Зои Космодемьян ской, Василия Тёркина, Мересьева, мо лодогвардейцев. Истоки образа положи тельного героя в советской литературе находятся в творчестве Горького. Он пер вым проторил дорогу, по которой пошли другие писатели. Основной герой его книг — это революционный борец. Дан- ко, Сокол, Буревестник, Нил, Павел Вла сов, Степан Кутузов — вот вехи творче ского пути великого пролетарского писа теля. Горький впервые в литературе со здал тип разрушителя старого мира, про- летария-революционера. Много сделал Горький для создания положительного образа женщины, особенно женщины- матери. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле», — говорил он, и посвятил женщине много тёплых, вол нующих страниц своих книг. В речи о Горьком на траурном митин ге В. М. Молотов отмечал великую заслугу писателя, заключающуюся в том, что он создал «замечательные образы свободолюбивых и самоотверженных лю дей, не мирящихся с гнётом и тиной жизни», «лучшие и выразительнейшие образы пролетарских революционеров, согретые теплотой искреннего чувства гениального художника». Горький меньше успел сделать по со зданию образа положительного героя со ветской эпохи. Меньше, но много! Доста точно вспомнить об очерке «В. И. Ленин» и мемуарах о передовых русских писате лях, создание которых является его- большой заслугой. Только одни эти про изведения могли бы составить имя писа телю! Образ нового человека-коллективиста, героя труда, зримо вырисовывается и в публицистике Горького. Проблеме создания типического обра за положительного героя нашей эпохи Горький уделяет особенное внимание. Это — важнейшая, ключевая проблема и в эстетике Горького. Отстаивая принцип правдивого отображения жизни в её ре волюционном развитии, писатель неиз бежно должен был стремиться теорети чески осмыслить и вопрос об эстетиче ском идеале человека. Нет необходимости приводить здесь, общеизвестные факты о том, что Горький преуменьшал подчас заслуги ряда вели ких реалистов прошлого в создании обра за положительного героя. Основной па фос теоретических работ Горького не в этом. В своих статьях он широкими маз ками изображает столкновение героев, двух миров. С одной стороны, это озлоб ленные фигуры разбойников капитали стической наживы — плуты и воры, убийцы и сыщики, разбойники и пропой цы, циники и гомосексуалисты — «ге рои» издыхающего буржуазного мира и произведений его продажных бардов. С другой стороны —• светлый облик чело века нового, социалистического общества, воплощающий в себе лучшие моральные качества свободного народа, который «перестал быть зрителем событий», кото рый «хочет быть деятелем, творцом но вых форм социальной жизни». Конкрети зируя своё понимание положительного героя, Горький сказал на I Всесоюзном съезде советских писателей: «Основным героем наших книг мы должны избрать труд, т. е. человека, организуемого про цессами труда...» Проблема положительного героя, как- уже говорилось, для современной совет ской литературы стоит весьма остро. На до, прежде всего, опираясь на теорию*- марксизма-ленинизма, покончить с пута ницей в этом вопросе. Надо покончить, со стремлением некоторых литераторов, итти в её решении не от самой жизни и требований времени, а от субъективных, умозрительных номенклатур положитель ных героев. Надо также решительно бо роться с тенденцией к принижению ге роического облика советского человека, с установкой на безгеройность, так рель ефно проступившей в идейно-порочном-- романе В. Гроссмана «За правое дело», а позднее — в повести Э. Казакевича «Сердце друга». В повести Э. Казакевича нет живых, думающих, любящих и ненавидящих лю дей. Писатель сознательно и последова тельно снижает героический облик совет ского человека на войне, сознательно» низводит его подвиг до обычного и буд -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2