Сибирские огни, 1954, № 1

Когда литература приходит в упадок, тогда и образ положительного героя сни­ жается. Начинает господствовать уста­ новка на безгеройную литературу. Вели­ кий пролетарский писатель Горький в своё время писал: «Конец 80-х и начало 90-х годов можно назвать годами обре­ чённых на гибель... Литература выбрала героем своим «не героя», одна из пове­ стей того времени так и была озаглав­ лена «Не герой». Для советского народа безгеройная ли­ тература не подходит, она не отвечает его оптимистическому мировоззрению, его любви к жизни, к человеку, его исто­ рическим целям и стремлениям. Нам нужна яркая, героическая литература, образы могучих, прекрасных духовно и внешне людей, которые воплощают в се­ бе лучшие черты советского человека. Подлинный герой современности должен изображаться в литературе крупно и ярко, на основе широкой типизации и сознательного преувеличения. На всех этапах развития советской литературы мы видим страстные поиски положитель­ ного героя нашего времени. Значитель­ ный вклад внесли писатели, которые отобразили историю гражданской войны, создали образы Чапаева и Клычкова, Кожуха, Левинсона и Пархоменко, Кирилла Извекова и Рагозина. Когда мы берём литературу об Отечественной вой­ не, то также видим упорное стремление показать положительного героя. Оно на­ шло своё выражение в образах Алек­ сандра Матросова, Зои Космодемьян­ ской, Василия Тёркина, Мересьева, мо­ лодогвардейцев. Истоки образа положи­ тельного героя в советской литературе находятся в творчестве Горького. Он пер­ вым проторил дорогу, по которой пошли другие писатели. Основной герой его книг — это революционный борец. Дан- ко, Сокол, Буревестник, Нил, Павел Вла­ сов, Степан Кутузов — вот вехи творче­ ского пути великого пролетарского писа­ теля. Горький впервые в литературе со­ здал тип разрушителя старого мира, про- летария-революционера. Много сделал Горький для создания положительного образа женщины, особенно женщины- матери. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле», — говорил он, и посвятил женщине много тёплых, вол­ нующих страниц своих книг. В речи о Горьком на траурном митин­ ге В. М. Молотов отмечал великую заслугу писателя, заключающуюся в том, что он создал «замечательные образы свободолюбивых и самоотверженных лю­ дей, не мирящихся с гнётом и тиной жизни», «лучшие и выразительнейшие образы пролетарских революционеров, согретые теплотой искреннего чувства гениального художника». Горький меньше успел сделать по со­ зданию образа положительного героя со­ ветской эпохи. Меньше, но много! Доста­ точно вспомнить об очерке «В. И. Ленин» и мемуарах о передовых русских писате­ лях, создание которых является его- большой заслугой. Только одни эти про­ изведения могли бы составить имя писа­ телю! Образ нового человека-коллективиста, героя труда, зримо вырисовывается и в публицистике Горького. Проблеме создания типического обра­ за положительного героя нашей эпохи Горький уделяет особенное внимание. Это — важнейшая, ключевая проблема и в эстетике Горького. Отстаивая принцип правдивого отображения жизни в её ре­ волюционном развитии, писатель неиз­ бежно должен был стремиться теорети­ чески осмыслить и вопрос об эстетиче­ ском идеале человека. Нет необходимости приводить здесь, общеизвестные факты о том, что Горький преуменьшал подчас заслуги ряда вели­ ких реалистов прошлого в создании обра­ за положительного героя. Основной па­ фос теоретических работ Горького не в этом. В своих статьях он широкими маз­ ками изображает столкновение героев, двух миров. С одной стороны, это озлоб­ ленные фигуры разбойников капитали­ стической наживы — плуты и воры, убийцы и сыщики, разбойники и пропой­ цы, циники и гомосексуалисты — «ге­ рои» издыхающего буржуазного мира и произведений его продажных бардов. С другой стороны —• светлый облик чело­ века нового, социалистического общества, воплощающий в себе лучшие моральные качества свободного народа, который «перестал быть зрителем событий», кото­ рый «хочет быть деятелем, творцом но­ вых форм социальной жизни». Конкрети­ зируя своё понимание положительного героя, Горький сказал на I Всесоюзном съезде советских писателей: «Основным героем наших книг мы должны избрать труд, т. е. человека, организуемого про­ цессами труда...» Проблема положительного героя, как- уже говорилось, для современной совет­ ской литературы стоит весьма остро. На­ до, прежде всего, опираясь на теорию*- марксизма-ленинизма, покончить с пута­ ницей в этом вопросе. Надо покончить, со стремлением некоторых литераторов, итти в её решении не от самой жизни и требований времени, а от субъективных, умозрительных номенклатур положитель­ ных героев. Надо также решительно бо­ роться с тенденцией к принижению ге­ роического облика советского человека, с установкой на безгеройность, так рель­ ефно проступившей в идейно-порочном-- романе В. Гроссмана «За правое дело», а позднее — в повести Э. Казакевича «Сердце друга». В повести Э. Казакевича нет живых, думающих, любящих и ненавидящих лю­ дей. Писатель сознательно и последова­ тельно снижает героический облик совет­ ского человека на войне, сознательно» низводит его подвиг до обычного и буд -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2