Сибирские огни, 1954, № 1

'честве. Они являются теоретическим оп­ равданием натурализма, безидейного ко- пиизма. Горьковские идеи о роли вы­ мысла, фантазии, преувеличения в худо- Д зкественном творчестве, горьковские оценки натурализма решительно им про­ тивостоят. Выдвигавшееся и раньше положение о преувеличении и заострении художест­ венного образа в работах Горького совет- •ского периода получает особенно сильное звучание. В статье «Литературные заба­ вы» великий писатель сказал об этом такими замечательными словами: « . . . п о д л и н н о е и с к у с с т в о о б ­ л а д а е т п р а в о м п р е у в е л и ч и - .в а т ь... Геркулесы, Прометеи, Дон- Кихоты, Фаусты — не «плоды фан­ тазии», а вполне закономерное и необхо- .димое преувеличение реальных фактов. Наш реальный, живой герой, человек, творящий социалистическую культуру, много выше, крупнее героев наших по­ вестей и романов. В литературе его следует изображать ещё более крупным и ярким, это — не л только требование жизни, но и социали­ стического реализма...» Только при со­ блюдении этого требования тип выступа­ ет в художественном произведении как явление эпохи, как мощный характер, /имя которого становится нарицательным. В статье «К проекту программы для лит­ кружка» Горький прямо заявляет: «Ли­ тература — зеркало неверное, всегда несколько кривое, оно или преувеличи­ вает, или уменьшает» («Архив М. Горь­ кого», т. III, стр. 245). Ясно, что вели­ кий реалист ориентирует этими словами не на искажение правды жизни, а на по­ следовательное проведение принципа партийности в литературе. Во всех своих сочинениях Горький вы­ ступал как пламенный борец за подлинно правдивое искусство. В этом заключа­ лось его главное и определяющее требо­ вание к писателю и художественному произведению. Быть верным действи­ тельности , знать жизнь и правдиво её ’ описывать — его постоянные советы. Ес­ ли говорить кратко, то в представлении Горького правдивое искусство — это та­ кое, образы которого соответствуют сущ­ ности и закономерности развития объек­ тивной реальности, т. е. являются типи­ ческими. Отступление от этого важней­ шего принципа, как уже говорилось, ве- ,дёт к искажению правды жизни. В этой •связи представляет большой интерес дли­ тельная и горячая борьба Горького про­ тив натурализма в литературе. По Горь­ кому натурализм — это примитивное ко­ пирование жизни, бесстрастное описание /всего, что попадает в сферу внимания ху­ дожника. Не умея отделить главное от несущественного, натуралист достигает ц только внешнего сходства с объектом ^ «отображения, но не проникает в его сущ­ ность. Поэтому «точная» копия оказы­ вается пустой формой. Натурализм — это формализм наизнанку. Наша партия всегда вела борьбу против натурализма, так как он, в сущности, ведёт к разложе­ нию художественного образа, к ликвида­ ции искусства. Необходимо сказать и о таких сторонах проблемы типического в эстетике Горь­ кого, как типизация положительного, ти­ пизация отрицательного и типизация об­ стоятельств. В докладе товарища Маленкова на XIX съезде партии со всей острогой бы­ ла выдвинута задача создания художест­ венного образа человека нового типа во всём великолепии его человеческого до­ стоинства, являющегося примером подра­ жания для людей. Проблема положитель­ ного героя и ранее всегда была в центре внимания партии и лучших советских писателей. Это соответствует гуманисти­ ческому содержанию основного экономи­ ческого закона социализма, действие ко­ торого направлено на максимальное удовлетворение растущих культурных и материальных потребностей человека. Всё для человека, для его блага и про­ цветания! В характере решения проблемы поло­ жительного героя с особенной силой и наглядностью проявляется партийность писателя. На каждом этапе историческо­ го развития выдвигались новые общест­ венные задачи, новые образцы поведе­ ния, новый облик передового человека — пример для подражания другим. Поэтому и литература не могла не касаться про­ блемы положительного героя. Создание таких характеров всегда было одной из центральных задач каждого выдающе­ гося писателя. Создавая типический об­ раз героя своего времени, писатель тем самым формировал определённым обра­ зом личность, взгляды и чувства своего читателя. Поэтому проблема положитель­ ного героя — важнейшая проблема, от качества решения которой зависит уро­ вень развития художественной литерату­ ры в целом. В различные эпохи, у разных классов были своеобразные идеалы положитель­ ного героя. Русская классическая лите­ ратура характерна поисками героическо­ го, стремлением создать типический об­ раз, который горел бы как факел, осве­ щая людям путь вперёд. В конце 19 и начале 20 вв. упадок и разложение, характерные для литерату­ ры буржуазно-дворянского декаданса, нашли выражение и в том, что писатели- декаденты не придавали большого зна­ чения проблеме положительного героя. «Герой» их произведений не имеет духов­ ного богатства и моральной силы, инди­ видуализм пронизывает всё его суще­ ство. Гумилёв, предвосхищая фашизм, возвеличивает право сильной личности, право кулака, право сильной расы. Ф. Сологуб и Арцыбашев поют дифирам­ бы «сластолюбивому и вертикальному козлу в брюках».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2