Сибирские огни, 1954, № 1
'честве. Они являются теоретическим оп равданием натурализма, безидейного ко- пиизма. Горьковские идеи о роли вы мысла, фантазии, преувеличения в худо- Д зкественном творчестве, горьковские оценки натурализма решительно им про тивостоят. Выдвигавшееся и раньше положение о преувеличении и заострении художест венного образа в работах Горького совет- •ского периода получает особенно сильное звучание. В статье «Литературные заба вы» великий писатель сказал об этом такими замечательными словами: « . . . п о д л и н н о е и с к у с с т в о о б л а д а е т п р а в о м п р е у в е л и ч и - .в а т ь... Геркулесы, Прометеи, Дон- Кихоты, Фаусты — не «плоды фан тазии», а вполне закономерное и необхо- .димое преувеличение реальных фактов. Наш реальный, живой герой, человек, творящий социалистическую культуру, много выше, крупнее героев наших по вестей и романов. В литературе его следует изображать ещё более крупным и ярким, это — не л только требование жизни, но и социали стического реализма...» Только при со блюдении этого требования тип выступа ет в художественном произведении как явление эпохи, как мощный характер, /имя которого становится нарицательным. В статье «К проекту программы для лит кружка» Горький прямо заявляет: «Ли тература — зеркало неверное, всегда несколько кривое, оно или преувеличи вает, или уменьшает» («Архив М. Горь кого», т. III, стр. 245). Ясно, что вели кий реалист ориентирует этими словами не на искажение правды жизни, а на по следовательное проведение принципа партийности в литературе. Во всех своих сочинениях Горький вы ступал как пламенный борец за подлинно правдивое искусство. В этом заключа лось его главное и определяющее требо вание к писателю и художественному произведению. Быть верным действи тельности , знать жизнь и правдиво её ’ описывать — его постоянные советы. Ес ли говорить кратко, то в представлении Горького правдивое искусство — это та кое, образы которого соответствуют сущ ности и закономерности развития объек тивной реальности, т. е. являются типи ческими. Отступление от этого важней шего принципа, как уже говорилось, ве- ,дёт к искажению правды жизни. В этой •связи представляет большой интерес дли тельная и горячая борьба Горького про тив натурализма в литературе. По Горь кому натурализм — это примитивное ко пирование жизни, бесстрастное описание /всего, что попадает в сферу внимания ху дожника. Не умея отделить главное от несущественного, натуралист достигает ц только внешнего сходства с объектом ^ «отображения, но не проникает в его сущ ность. Поэтому «точная» копия оказы вается пустой формой. Натурализм — это формализм наизнанку. Наша партия всегда вела борьбу против натурализма, так как он, в сущности, ведёт к разложе нию художественного образа, к ликвида ции искусства. Необходимо сказать и о таких сторонах проблемы типического в эстетике Горь кого, как типизация положительного, ти пизация отрицательного и типизация об стоятельств. В докладе товарища Маленкова на XIX съезде партии со всей острогой бы ла выдвинута задача создания художест венного образа человека нового типа во всём великолепии его человеческого до стоинства, являющегося примером подра жания для людей. Проблема положитель ного героя и ранее всегда была в центре внимания партии и лучших советских писателей. Это соответствует гуманисти ческому содержанию основного экономи ческого закона социализма, действие ко торого направлено на максимальное удовлетворение растущих культурных и материальных потребностей человека. Всё для человека, для его блага и про цветания! В характере решения проблемы поло жительного героя с особенной силой и наглядностью проявляется партийность писателя. На каждом этапе историческо го развития выдвигались новые общест венные задачи, новые образцы поведе ния, новый облик передового человека — пример для подражания другим. Поэтому и литература не могла не касаться про блемы положительного героя. Создание таких характеров всегда было одной из центральных задач каждого выдающе гося писателя. Создавая типический об раз героя своего времени, писатель тем самым формировал определённым обра зом личность, взгляды и чувства своего читателя. Поэтому проблема положитель ного героя — важнейшая проблема, от качества решения которой зависит уро вень развития художественной литерату ры в целом. В различные эпохи, у разных классов были своеобразные идеалы положитель ного героя. Русская классическая лите ратура характерна поисками героическо го, стремлением создать типический об раз, который горел бы как факел, осве щая людям путь вперёд. В конце 19 и начале 20 вв. упадок и разложение, характерные для литерату ры буржуазно-дворянского декаданса, нашли выражение и в том, что писатели- декаденты не придавали большого зна чения проблеме положительного героя. «Герой» их произведений не имеет духов ного богатства и моральной силы, инди видуализм пронизывает всё его суще ство. Гумилёв, предвосхищая фашизм, возвеличивает право сильной личности, право кулака, право сильной расы. Ф. Сологуб и Арцыбашев поют дифирам бы «сластолюбивому и вертикальному козлу в брюках».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2