Сибирские огни, 1954, № 1
ведут к извращению правды жизни, яв ляются в сущности ошибками идеологи ческого порядка, так как именно в типи зации проявляются политические взгля ды, партийные позиции художника. Ро ман «За правое дело» В. Гроссмана является идейно порочным и антихудо жественным прежде всего потому, что в нём писатель или уходит от типизации существенного содержания жизни совет ских людей, или выдаёт за типическое — побочное, второстепенное. Не показав «и одного подлинного героя — носителя лучших типических черт сражающегося ■советского народа, пытаясь подменить их фальшивыми фигурами, В. Гроссман написал вредную книгу. Закон типизации — это непреложный закон художественного творчества, и на рушение его никогда не проходит безна казанно. Из всех высказываний Горького о типичности этот вывод вытекает с со вершенной отчётливостью. Горький совершенно определённо го ворил о значении партийности, полити ческой направленности в художественном « творчестве, понимая их не как некую навязанную художественному произведе нию грубую тенденцию, а как органиче ское, пламенеющее в душе художника- гражданина чувство, отношение к миру. В 1936 году он писал А. Суркову: «...Вы говорите о трудности совмещения прин ципов эстетических с моментами полити ческой целесообразности. Дорогой Сур ков, трудность эта не имела бы места, юсли бы нами чувствовалась изумитель ная, обжигающая душу красота жизни, пламенный взрыв жизнетворчества в на шем Союзе, гнусный трагизм положения буржуазии на Западе и во всём мире. «Принципы эстетики» превосходно сли вались бы с «политической целесообраз ностью», будь у нас налицо революцион ная ненависть... Если человек говорит искренне, так это почти всегда красиво, «эстетично». Основной сферой проявления партий ности в искусстве, как сказал в докладе '“'Дна XIX съезде партии товарищ Маленков, является типичность. Своеобразие проявления партийности в искусстве особенно наглядно видно, по жалуй, на роли фантазии и вымысла, так как вымысел, преувеличение — это акт сознательный, а значит — направляемый мировоззрением. В любом акте познания фантазия иг рает определённую роль. В искусстве её роль особенно велика. Горький прямо за являет: «Художественность без вымысла — невозможна, не существует»1. На са мом деле, роль фантазии в искусстве осо бенно велика. Но это вовсе не означает ютрыва от жизни, не говорит о том, что художник творит свои образы умозри тельно. Он создаёт их из жизненного ма 1 М. Г о р ь к и й . «О литературе», сТр. 18. териала, проникая своим пытливым взо ром в сущность реальных явлений. Толь ко та фантазия и вымысел хороши, кото рые опираются на жизнь, связаны с её существенными сторонами и потребностя ми. Именно так и понимал роль фантазии и вымысла Горький. В его представлении вымысел и фантазия отнюдь не равно значны безответственному, пустому фан тазёрству. «Вымыслить — значит из влечь из суммы реально данного основ ной его смысл и воплотить в образ, — так мы получили реализм»,— говорил Горь кий в докладе на I Всесоюзном съезде со ветских писателей. Из этой формулы ясно видно, как тесно и неразрывно связывает он вопрос о типизации с вы мыслом, являющимися, по его мнению, непременным свойством реализма. В том же докладе, в статье «Ещё о грамотно сти» и в других работах писатель не раз подчёркивал, что «вымыслы», даже та кие, как мифы о ковре-самолёте, Дедале и Икаре, сапогах-скороходах и т. д., бы ли вызваны реальными потребностями жизни, что самые смелые вымыслы пре вращаются человеческим разумом и во лей в действительность. Вымысел, пре увеличение — не есть результат только фантазии и потому, что сама фантазия и интуиция связаны с логической работой мозга. Идеалисты разных мастей разу меют под «интуицией» художника бессоз нательность художественного творчества, оторванность его от объективной реаль ности, свободное движение «я» художни ка, вдохновлённого свыше. Созерцание жизни без участия разума — вот в чём сущность интуитивизма, какой бы вари ант его мы ни взяли. А отсюда — отказ от познавательной и общественно-преоб- разующей роли искусства, ареализм и алогизм, представление о художнике, как о человеке необыкновенном, который в минуты «духовного озарения» внутрен ним взглядом постигает глубины жизни и души человека, а в небесах видит бога. Но Горький понимал интуицию мате риалистически. Интуиция — это вымысел, догадка, гипотеза. Она возникает и бази руется не на «божественном озарении», а на длительной мыслительной работе, на глубоком знании объекта исследования. Она является результатом постепенной кристаллизации волнующей художника мысли, идеи, результатом «вынашива ния» её. Против идеалистических утверждений о бессознательности художественного творчества Горький выступал много раз и самым решительным образом. «О бес сознательной работе вообще, по моему мнению, нельзя говорить. Нет такой ра боты, если под термином бессознательной работы не понимать бессознательную мус кульную механическую работу... У нас бессознательность смешивается с интуи тивностью, т. е. с тем человеческим каче ством, которое именуется интуицией и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2