Сибирские огни, 1954, № 1

ведут к извращению правды жизни, яв­ ляются в сущности ошибками идеологи­ ческого порядка, так как именно в типи­ зации проявляются политические взгля­ ды, партийные позиции художника. Ро­ ман «За правое дело» В. Гроссмана является идейно порочным и антихудо­ жественным прежде всего потому, что в нём писатель или уходит от типизации существенного содержания жизни совет­ ских людей, или выдаёт за типическое — побочное, второстепенное. Не показав «и одного подлинного героя — носителя лучших типических черт сражающегося ■советского народа, пытаясь подменить их фальшивыми фигурами, В. Гроссман написал вредную книгу. Закон типизации — это непреложный закон художественного творчества, и на­ рушение его никогда не проходит безна­ казанно. Из всех высказываний Горького о типичности этот вывод вытекает с со­ вершенной отчётливостью. Горький совершенно определённо го­ ворил о значении партийности, полити­ ческой направленности в художественном « творчестве, понимая их не как некую навязанную художественному произведе­ нию грубую тенденцию, а как органиче­ ское, пламенеющее в душе художника- гражданина чувство, отношение к миру. В 1936 году он писал А. Суркову: «...Вы говорите о трудности совмещения прин­ ципов эстетических с моментами полити­ ческой целесообразности. Дорогой Сур­ ков, трудность эта не имела бы места, юсли бы нами чувствовалась изумитель­ ная, обжигающая душу красота жизни, пламенный взрыв жизнетворчества в на­ шем Союзе, гнусный трагизм положения буржуазии на Западе и во всём мире. «Принципы эстетики» превосходно сли­ вались бы с «политической целесообраз­ ностью», будь у нас налицо революцион­ ная ненависть... Если человек говорит искренне, так это почти всегда красиво, «эстетично». Основной сферой проявления партий­ ности в искусстве, как сказал в докладе '“'Дна XIX съезде партии товарищ Маленков, является типичность. Своеобразие проявления партийности в искусстве особенно наглядно видно, по­ жалуй, на роли фантазии и вымысла, так как вымысел, преувеличение — это акт сознательный, а значит — направляемый мировоззрением. В любом акте познания фантазия иг­ рает определённую роль. В искусстве её роль особенно велика. Горький прямо за­ являет: «Художественность без вымысла — невозможна, не существует»1. На са­ мом деле, роль фантазии в искусстве осо­ бенно велика. Но это вовсе не означает ютрыва от жизни, не говорит о том, что художник творит свои образы умозри­ тельно. Он создаёт их из жизненного ма­ 1 М. Г о р ь к и й . «О литературе», сТр. 18. териала, проникая своим пытливым взо­ ром в сущность реальных явлений. Толь­ ко та фантазия и вымысел хороши, кото­ рые опираются на жизнь, связаны с её существенными сторонами и потребностя­ ми. Именно так и понимал роль фантазии и вымысла Горький. В его представлении вымысел и фантазия отнюдь не равно­ значны безответственному, пустому фан­ тазёрству. «Вымыслить — значит из­ влечь из суммы реально данного основ­ ной его смысл и воплотить в образ, — так мы получили реализм»,— говорил Горь­ кий в докладе на I Всесоюзном съезде со­ ветских писателей. Из этой формулы ясно видно, как тесно и неразрывно связывает он вопрос о типизации с вы­ мыслом, являющимися, по его мнению, непременным свойством реализма. В том же докладе, в статье «Ещё о грамотно­ сти» и в других работах писатель не раз подчёркивал, что «вымыслы», даже та­ кие, как мифы о ковре-самолёте, Дедале и Икаре, сапогах-скороходах и т. д., бы­ ли вызваны реальными потребностями жизни, что самые смелые вымыслы пре­ вращаются человеческим разумом и во­ лей в действительность. Вымысел, пре­ увеличение — не есть результат только фантазии и потому, что сама фантазия и интуиция связаны с логической работой мозга. Идеалисты разных мастей разу­ меют под «интуицией» художника бессоз­ нательность художественного творчества, оторванность его от объективной реаль­ ности, свободное движение «я» художни­ ка, вдохновлённого свыше. Созерцание жизни без участия разума — вот в чём сущность интуитивизма, какой бы вари­ ант его мы ни взяли. А отсюда — отказ от познавательной и общественно-преоб- разующей роли искусства, ареализм и алогизм, представление о художнике, как о человеке необыкновенном, который в минуты «духовного озарения» внутрен­ ним взглядом постигает глубины жизни и души человека, а в небесах видит бога. Но Горький понимал интуицию мате­ риалистически. Интуиция — это вымысел, догадка, гипотеза. Она возникает и бази­ руется не на «божественном озарении», а на длительной мыслительной работе, на глубоком знании объекта исследования. Она является результатом постепенной кристаллизации волнующей художника мысли, идеи, результатом «вынашива­ ния» её. Против идеалистических утверждений о бессознательности художественного творчества Горький выступал много раз и самым решительным образом. «О бес­ сознательной работе вообще, по моему мнению, нельзя говорить. Нет такой ра­ боты, если под термином бессознательной работы не понимать бессознательную мус­ кульную механическую работу... У нас бессознательность смешивается с интуи­ тивностью, т. е. с тем человеческим каче­ ством, которое именуется интуицией и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2