Сибирские огни, 1954, № 1

Ленина были глубоко восприняты вели­ ким писателем пролетариата, о чём сви­ детельствует вся его последующая худо­ жественная практика, широкая общест­ венная деятельность и теоретические высказывания. Горький считал, что накапливание от­ дельных черт, характерных для того или иного явления, работа по отбору и обоб­ щению существенного с сохранением яр­ кой индивидуальной формы и составляет сущность «живого созерцания» художни­ ка. Учёный, наблюдая массу однородных явлений, анатомирует их, выбирает об­ щее для всех их, из этого общего форми­ рует понятие, теорию, закон. При этом он отбрасывает плоть и кожу отдельного факта, отвлекается от вещества чувствен­ ности, от индивидуальной формы явле­ ния. Художник тоже отбирает общее, су­ щественное, закономерное из наблюдае­ мых однородных явлений, но его задача заключается в том, чтобы в процессе это­ го обобщения не отбрасывать, а сохра­ нять плоть и кожу отдельного факта, ин­ дивидуальную форму явления, восприни­ мать факты и явления жизни в целост­ ном, а не расчленённом виде. Процесс подготовки к созданию худо­ жественного образа и системы образов (художественной картины жизни), конеч­ но, очень сложен и не развивается в по­ следовательном, стадиальном виде. Наб­ людая жизнь, художник одновременно оперирует и понятиями и образами. В его сознании идёт сложный процесс взаимо­ проникновения и взаимопереплетания об­ разов и понятий. Но общая тенденция у него, всё-таки, к отбору, запоминанию и оформлению конкретно-чувственных, ин­ дивидуальных образов, фактов и явле­ ний, несущих в себе типическое содержа­ ние. Художник всё время как бы старает­ ся уйти от отвлечённости, от абстракции, всё время тяготеет к картинному — види­ мому, слышимому, осязаемому. Он стре­ мится воплотить абстракцию в конкрет­ ную, ощутимую форму. Постепенно, в процессе длительного и упорного труда по наблюдению, анализу и синтезу жиз­ ненных явлений в сознании художника •откладывается много отдельных живых картин, характеров, конфликтов, ситуа­ ций, складывается система образов, ко­ торая должна лечь в основу его художе­ ственного произведения. Если уже на этапе познания, связан­ ном с ощущениями и представлениями, мы видим известное своеобразие мышле­ ния художника, то на высшем этапе по­ знания мира, когда речь идёт об абстракт­ ном мышлении, единый процесс освоения мира отчётливо выступает в двух различ­ ных формах — в форме логической (науч­ ной) и образной (художественной). Как же конкретно можно представить процесс познания жизни художником, процесс типизации? Научные основы для понимания этого вопроса даёт материали­ стическая теория отражения. В «Фило­ софских тетрадях» В. И. Ленин пишет: «Познание есть отражение человеком природы. Но это не простое, не непосред­ ственное, не цельное отражение, а про­ цесс ряда абстракций, формирования, об­ разования понятий, законов etc, каковые понятия, законы... и о х в а т ы в а ю т условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и раз­ вивающейся природы». Этот процесс познания, как уже гово­ рилось, у художника имеет своеобразие, выражающееся в том, что он, анализируя и синтезируя явления жизни, сохраняет их конкретно-чувственную индивидуаль­ ную форму. Процесс типизации — это ак­ тивный процесс по отбору и оценке мате­ риала жизни, по его творческой перера­ ботке в сознании художника. В представлении писателя процесс создания художественного типа — это процесс творческого познания, анализа и синтеза существенных сторон ряда сход­ ных социальных явлений. По Горькому, суть работы художника в том и заключается, чтобы обобщить, сконцентрировать в одном ярко индиви­ дуализированном образе черты ряда лю­ дей, сходных в том или ином своём важ­ нейшем качестве, собрать и заострить, подчеркнуть в одном образе такие сторо­ ны, которые в большей или меньшей сте­ пени характеризуют многих представите­ лей данной социальной силы. «Тип — это синтез множества отдельных черт, при­ сущих людям той или иной породы: ла­ вочникам, монахам, мещанам и т. д .» ,— говорит писатель. Работу художника по созданию типичного образа он уподобля­ ет работе пчелы, которая от всех цве­ тов берёт понемногу, но берёт самое нужное. Разумеется, это сравнение нельзя по­ нимать буквально. Художник «берёт са­ мое нужное» не инстинктивно, а вполне сознательно, в меру своей идейной высо­ ты. Партийность писателя, особенности его мировоззрения являются направляю­ щими условиями в процессе типизации, в эмоционально-эстетической характери­ стике изображаемых явлений жизни. Партийность художника выражается прежде всего в том, на к а к и е стороны общественной жизни он обращает внима­ ние, к а к и е социальные силы и соци­ ально-исторические явления и к ак он типизирует, победу или поражение каких классов показывает в своём произведе­ нии. Партийность выражается в художе­ ственном идеале, в целях, к достижению которых зовёт своим творчеством худож­ ник. Передовая партийность всегда связа­ на со стремлением возможно глубже и правдивее показать жизнь в её основных проявлениях, ибо объективное поступа­ тельное развитие истории совпадает с устремлениями революционных классов. Понятно, что отступления от типизации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2