Сибирские огни, 1954, № 1
Ленина были глубоко восприняты вели ким писателем пролетариата, о чём сви детельствует вся его последующая худо жественная практика, широкая общест венная деятельность и теоретические высказывания. Горький считал, что накапливание от дельных черт, характерных для того или иного явления, работа по отбору и обоб щению существенного с сохранением яр кой индивидуальной формы и составляет сущность «живого созерцания» художни ка. Учёный, наблюдая массу однородных явлений, анатомирует их, выбирает об щее для всех их, из этого общего форми рует понятие, теорию, закон. При этом он отбрасывает плоть и кожу отдельного факта, отвлекается от вещества чувствен ности, от индивидуальной формы явле ния. Художник тоже отбирает общее, су щественное, закономерное из наблюдае мых однородных явлений, но его задача заключается в том, чтобы в процессе это го обобщения не отбрасывать, а сохра нять плоть и кожу отдельного факта, ин дивидуальную форму явления, восприни мать факты и явления жизни в целост ном, а не расчленённом виде. Процесс подготовки к созданию худо жественного образа и системы образов (художественной картины жизни), конеч но, очень сложен и не развивается в по следовательном, стадиальном виде. Наб людая жизнь, художник одновременно оперирует и понятиями и образами. В его сознании идёт сложный процесс взаимо проникновения и взаимопереплетания об разов и понятий. Но общая тенденция у него, всё-таки, к отбору, запоминанию и оформлению конкретно-чувственных, ин дивидуальных образов, фактов и явле ний, несущих в себе типическое содержа ние. Художник всё время как бы старает ся уйти от отвлечённости, от абстракции, всё время тяготеет к картинному — види мому, слышимому, осязаемому. Он стре мится воплотить абстракцию в конкрет ную, ощутимую форму. Постепенно, в процессе длительного и упорного труда по наблюдению, анализу и синтезу жиз ненных явлений в сознании художника •откладывается много отдельных живых картин, характеров, конфликтов, ситуа ций, складывается система образов, ко торая должна лечь в основу его художе ственного произведения. Если уже на этапе познания, связан ном с ощущениями и представлениями, мы видим известное своеобразие мышле ния художника, то на высшем этапе по знания мира, когда речь идёт об абстракт ном мышлении, единый процесс освоения мира отчётливо выступает в двух различ ных формах — в форме логической (науч ной) и образной (художественной). Как же конкретно можно представить процесс познания жизни художником, процесс типизации? Научные основы для понимания этого вопроса даёт материали стическая теория отражения. В «Фило софских тетрадях» В. И. Ленин пишет: «Познание есть отражение человеком природы. Но это не простое, не непосред ственное, не цельное отражение, а про цесс ряда абстракций, формирования, об разования понятий, законов etc, каковые понятия, законы... и о х в а т ы в а ю т условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и раз вивающейся природы». Этот процесс познания, как уже гово рилось, у художника имеет своеобразие, выражающееся в том, что он, анализируя и синтезируя явления жизни, сохраняет их конкретно-чувственную индивидуаль ную форму. Процесс типизации — это ак тивный процесс по отбору и оценке мате риала жизни, по его творческой перера ботке в сознании художника. В представлении писателя процесс создания художественного типа — это процесс творческого познания, анализа и синтеза существенных сторон ряда сход ных социальных явлений. По Горькому, суть работы художника в том и заключается, чтобы обобщить, сконцентрировать в одном ярко индиви дуализированном образе черты ряда лю дей, сходных в том или ином своём важ нейшем качестве, собрать и заострить, подчеркнуть в одном образе такие сторо ны, которые в большей или меньшей сте пени характеризуют многих представите лей данной социальной силы. «Тип — это синтез множества отдельных черт, при сущих людям той или иной породы: ла вочникам, монахам, мещанам и т. д .» ,— говорит писатель. Работу художника по созданию типичного образа он уподобля ет работе пчелы, которая от всех цве тов берёт понемногу, но берёт самое нужное. Разумеется, это сравнение нельзя по нимать буквально. Художник «берёт са мое нужное» не инстинктивно, а вполне сознательно, в меру своей идейной высо ты. Партийность писателя, особенности его мировоззрения являются направляю щими условиями в процессе типизации, в эмоционально-эстетической характери стике изображаемых явлений жизни. Партийность художника выражается прежде всего в том, на к а к и е стороны общественной жизни он обращает внима ние, к а к и е социальные силы и соци ально-исторические явления и к ак он типизирует, победу или поражение каких классов показывает в своём произведе нии. Партийность выражается в художе ственном идеале, в целях, к достижению которых зовёт своим творчеством худож ник. Передовая партийность всегда связа на со стремлением возможно глубже и правдивее показать жизнь в её основных проявлениях, ибо объективное поступа тельное развитие истории совпадает с устремлениями революционных классов. Понятно, что отступления от типизации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2