Сибирские огни, 1954, № 1
тературы социалистического реализма на искусство определяется тем, что его громадная художественная и теоретиче ская деятельность, формирование его ми ровоззрения и творческого гения проте кали в условиях нарастания и победы социалистической революции. Всесторон няя связь с борьбой пролетариата, посто янное изучение народной жизни явились основой для могучего размаха историче ских деяний Горького. Он сумел открыть новые пути для развития не только со ветской, но и мировой революционной ли тературы, потому что великий художник испытывал постоянное плодотворное вли яние идей марксизма-ленинизма, идей на шей партии. Его политическими учителя ми были В. И. Ленин и И. В. Сталин. Другим источником эстетической си стемы Горького были традиции русской революционно-демократической науки. Он выступил как гениальный преемник и про должатель идей Белинского, Чернышев ского, Добролюбова. Внося свой огром ный вклад в марксистско-ленинскую те орию искусства, Горький во многом опи рался на лучшие достижения материали стической мысли прошлого. Всё это опре деляет выдающееся значение теоретиче ского наследия Горького и, в частности, его концепции типического. Очень важно выяснить определение Горьким типичности и её значения в ху дожественном творчестве. Это тем более важно, что до сих пор в печати нередко отождествляют часто встречающееся, мас совое со средне-статистическим, отрицая на этом основании типизацию массового, сужая задачу писателя до типизации только нового, редкого, нераспространён ного. Между тем, совершенно ясно, что когда мы говорим о массовом, то имеем в виду реальные факты и явления, имею щие широкое распространение в жизни и могущие выражать сущность социаль ных сил и событий, а когда мы говорим о средне-статистическом, то имеем в виду не реальные жизненные явления, а не кую вымученную схему, являющуюся плодом отвлечённых статистических уп ражнений. Поэтому отождествлять массо вое со средне-статистическим никак нельзя. Средне-статистическое действи тельно не является типическим, ибо «ста тистический» метод враждебен методу ти пизации, как выявлению сущности явле ния. Но массовое может и должно быть предметом типизации. Типизация —про цесс богатый, разнообразный, как бога то и разнообразно подлинное искусство, как богата и разнообразна сама жизнь. Задача типизации включает в себя, в ча стности, и обобщение существенных черт широко распространённых, рядовых, мас совых, крепко утвердившихся в жизни явлений, так же, как и обобщение явле ний исключительных, старых, отживших. Горький вырабатывал понимание типич ности постепенно, на основе обществен ной и личной практики, на основе твор ческого опыта — своего и других писате лей. Горький говорил о' проблеме типично сти ещё в 1896 году в статье «О мело драматизме». Приведя слова Бальзака' «это глупо, как факт», великий писатель вскрывает их смысл, как требование ти пизации. Он утверждает: «Факт сам по себе только нужен, и он очень мало по учителен и ценен до поры, пока путём толкования и исследования не будет пре вращён в феномен. Каждый факт — это синтез целого ряда посылок, узел, свя зующий сотни ниток, квинтэссенция* многих капель сока нервов, крови сердца, слёз отчаяния. В каждом факте ко ренится глубокий жизненный смысл, корни его проросли далеко в прош лое, и в каждом факте непременно есть- две, всегда одни и те же типиче ские, всем явлениям жизни одинаково присущие черты — степень сознательно го участия человека в творчестве факта и степень влияния созданного факта на; душу человека и вообще на его жизнь». Уже в эти годы своего творчества Горь кий, следовательно, наносил мощный удар по натурализму, получившему в* это время большое распространение в. западно-европейской литературе, по фак тографии. Он видел в фактах жизни материал для исследования и синтеза. В ряде других работ дореволюционно го времени писатель развивает и углуб ляет своё понимание типического. Горький заявлял, что сила и своеобра зие искусства состоят именно в типиче ском образе. В 1907 г. в письме к писа телю Д. Айзману, в связи с разбором его произведений, Горький говорил, что в, художественном описании факта убийства; человека человеком писатель должен увидеть не только сам этот факт, « ...не только руку, направляющую убийцу, но- и смертельный ужас пред близкой ги белью своей, направляющий эту подлую, эту трусливую руку». Горький, следова тельно, говорит, что писатель призван увидеть и изобразить не только внешнюю- сторону явлений, но осознать в ней сущ ность, причины и закономерности разви тия этих явлений. Горький требует, что бы жизнь изображалась не фотографиче ским способом, а осмысливалась, иссле довалась, обобщалась, чтобы за каждым, фактом открывался гораздо более широ кий круг социальных явлений. Позднее, уже в советское время, уде ляя проблеме типичности особенно много' внимания, великий писатель в полном соответствии с принципами материалисти ческой теории познания видит задачу ли тературы и писателей в том, чтобы во всём многообразии нашей действительно сти вскрывать социально-исторический смысл наших достижений, ведущие тен денции нашей жизни. Он настойчиво при зывает: « Н у ж н о у ч и т ь с я д а в а т ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2