Сибирские огни, 1954, № 1

тературы социалистического реализма на искусство определяется тем, что его громадная художественная и теоретиче­ ская деятельность, формирование его ми­ ровоззрения и творческого гения проте­ кали в условиях нарастания и победы социалистической революции. Всесторон­ няя связь с борьбой пролетариата, посто­ янное изучение народной жизни явились основой для могучего размаха историче­ ских деяний Горького. Он сумел открыть новые пути для развития не только со­ ветской, но и мировой революционной ли­ тературы, потому что великий художник испытывал постоянное плодотворное вли­ яние идей марксизма-ленинизма, идей на­ шей партии. Его политическими учителя­ ми были В. И. Ленин и И. В. Сталин. Другим источником эстетической си­ стемы Горького были традиции русской революционно-демократической науки. Он выступил как гениальный преемник и про­ должатель идей Белинского, Чернышев­ ского, Добролюбова. Внося свой огром­ ный вклад в марксистско-ленинскую те­ орию искусства, Горький во многом опи­ рался на лучшие достижения материали­ стической мысли прошлого. Всё это опре­ деляет выдающееся значение теоретиче­ ского наследия Горького и, в частности, его концепции типического. Очень важно выяснить определение Горьким типичности и её значения в ху­ дожественном творчестве. Это тем более важно, что до сих пор в печати нередко отождествляют часто встречающееся, мас­ совое со средне-статистическим, отрицая на этом основании типизацию массового, сужая задачу писателя до типизации только нового, редкого, нераспространён­ ного. Между тем, совершенно ясно, что когда мы говорим о массовом, то имеем в виду реальные факты и явления, имею­ щие широкое распространение в жизни и могущие выражать сущность социаль­ ных сил и событий, а когда мы говорим о средне-статистическом, то имеем в виду не реальные жизненные явления, а не­ кую вымученную схему, являющуюся плодом отвлечённых статистических уп­ ражнений. Поэтому отождествлять массо­ вое со средне-статистическим никак нельзя. Средне-статистическое действи­ тельно не является типическим, ибо «ста­ тистический» метод враждебен методу ти­ пизации, как выявлению сущности явле­ ния. Но массовое может и должно быть предметом типизации. Типизация —про­ цесс богатый, разнообразный, как бога­ то и разнообразно подлинное искусство, как богата и разнообразна сама жизнь. Задача типизации включает в себя, в ча­ стности, и обобщение существенных черт широко распространённых, рядовых, мас­ совых, крепко утвердившихся в жизни явлений, так же, как и обобщение явле­ ний исключительных, старых, отживших. Горький вырабатывал понимание типич­ ности постепенно, на основе обществен­ ной и личной практики, на основе твор­ ческого опыта — своего и других писате­ лей. Горький говорил о' проблеме типично­ сти ещё в 1896 году в статье «О мело­ драматизме». Приведя слова Бальзака' «это глупо, как факт», великий писатель вскрывает их смысл, как требование ти­ пизации. Он утверждает: «Факт сам по себе только нужен, и он очень мало по­ учителен и ценен до поры, пока путём толкования и исследования не будет пре­ вращён в феномен. Каждый факт — это синтез целого ряда посылок, узел, свя­ зующий сотни ниток, квинтэссенция* многих капель сока нервов, крови сердца, слёз отчаяния. В каждом факте ко­ ренится глубокий жизненный смысл, корни его проросли далеко в прош­ лое, и в каждом факте непременно есть- две, всегда одни и те же типиче­ ские, всем явлениям жизни одинаково­ присущие черты — степень сознательно­ го участия человека в творчестве факта и степень влияния созданного факта на; душу человека и вообще на его жизнь». Уже в эти годы своего творчества Горь­ кий, следовательно, наносил мощный удар по натурализму, получившему в* это время большое распространение в. западно-европейской литературе, по фак­ тографии. Он видел в фактах жизни материал для исследования и синтеза. В ряде других работ дореволюционно­ го времени писатель развивает и углуб­ ляет своё понимание типического. Горький заявлял, что сила и своеобра­ зие искусства состоят именно в типиче­ ском образе. В 1907 г. в письме к писа­ телю Д. Айзману, в связи с разбором его произведений, Горький говорил, что в, художественном описании факта убийства; человека человеком писатель должен увидеть не только сам этот факт, « ...не только руку, направляющую убийцу, но- и смертельный ужас пред близкой ги­ белью своей, направляющий эту подлую, эту трусливую руку». Горький, следова­ тельно, говорит, что писатель призван увидеть и изобразить не только внешнюю- сторону явлений, но осознать в ней сущ­ ность, причины и закономерности разви­ тия этих явлений. Горький требует, что­ бы жизнь изображалась не фотографиче­ ским способом, а осмысливалась, иссле­ довалась, обобщалась, чтобы за каждым, фактом открывался гораздо более широ­ кий круг социальных явлений. Позднее, уже в советское время, уде­ ляя проблеме типичности особенно много' внимания, великий писатель в полном соответствии с принципами материалисти­ ческой теории познания видит задачу ли­ тературы и писателей в том, чтобы во всём многообразии нашей действительно­ сти вскрывать социально-исторический смысл наших достижений, ведущие тен­ денции нашей жизни. Он настойчиво при­ зывает: « Н у ж н о у ч и т ь с я д а в а т ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2