Сибирские огни, 1954, № 1

К р и т и к а m l б и б л и о г р Ан. ДРЁМОВ Проблема типичности в эстетике Максима Горького В искусстве специфику процесса Про­ никновения в суть вещей составляет ти­ пизация общественных явлений. Типиза­ ция и даёт художнику возможность при­ ближаться в большей или меньшей сте­ пени к абсолютной истине. Степень ти­ пизации есть мера правдивости отображе­ ния жизни средствами искусства. Только типичность, сочетание глубокого идейно­ го содержания с конкретностью и ярко­ стью создаёт художественный образ, как эстетическую ценность, делает его впе­ чатляющим, способным воздействовать на мысли и чувства людей. Проблема ти­ пичности — самая сердцевина эстетики социалистического реализма. Понятно поэтому, что на XIX съезде партии товарищ Маленков, говоря о зада­ чах литературы, снова напомнил марк­ систско-ленинское понимание проблемы типичности. Показать всё глубокое содер­ жание и значение для развития литера­ туры теоретических положений о типич­ ном, как выражении сущности данной со­ циальной силы и основной сферы прояв­ ления партийности в реалистическом ис­ кусстве,— важная задача литературове­ дов и искусствоведов. Видное место в этой работе занимает изучение эстетиче­ ских воззрений Максима Горького. На протяжении почти полувека Горь­ кий создал необъятное разнообразие ху­ дожественных образов. Его книги отли­ чаются глубиной постановки больших со­ циальных проблем, страстной коммуни­ стической партийностью, высочайшим ху­ дожественным совершенством. Горький создал огромную галерею образов, обла­ дающих покоряющей типической силой. Всесторонне зная жизнь, освещая все её тайники светом своего художественного гения, он впервые создал образы проле­ тарских революционеров — Сокола и Бу­ ревестника, Нила, Павла Власова, Ни­ ловны, Степана Кутузова, раскрывающие духовные богатства русского народа и величие его борьбы за социализм. Вместе с тем он создал гениальные типические ■образы представителей старого мира, -«хозяев жизни» Якова Маякина, Ильи Артамонова, Егора Булычова и других. В образе Клима Самгина Горький пред­ угадал черты фашистских мерзавцев и предателей. Художественные произведения Горько­ го, как классическое воплощение принци­ пов социалистического реализма, дают массу материала для понимания типич­ ности. Но в этой статье нас интересует другая сторона деятельности Горького — его теоретическое творчество и, в част­ ности, его понимание проблемы типич­ ности. Эстетические работы и высказывания ве­ ли! ого писателя имеют для нас, как уже говорилось, чрезвычайно большое значе­ ние, ибо Горький считал создание науки о литературе делом огромной важности и здесь выступал, как пламенный борец за подлинно правдивое искусство больших обобщений. Он осмысливал опыт разви­ тия социалистического искусства, разра­ батывал коренные принципы социалисти­ ческого реализма, формулировал требо­ вания к писателю и к художественному произведению. Быть верным действи­ тельности, отражать сущность и объек­ тивные закономерности её развития сред­ ствами реалистического искусства — его постоянная забота и в собственной худо­ жественной практике и в деле воспитания советских писателей. Эстетические воззрения Горького выра­ жены в его многочисленных теоретиче­ ских и литературно-критических работах, написанных за время с 90-х годов и до последних дней жизни. Горький не соз­ дал книги, где в целостной и связной форме изложил бы своё понимание ис­ кусства. Однако его художественные про­ изведения, теоретические и литературно­ критические труды, огромная переписка дают богатейший материал для того, что­ бы представить именно эстетическую си­ стему великого писателя. Эстетические идеи Горького, начиная с его первых ста­ тей против декадентской литературы, име­ ли боевой, наступательный характер. Они вызывали почётные для революционного писателя ярость и ненависть врагов на­ рода. Значение взглядов основоположника ли­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2