Сибирские огни, 1954, № 1
К р и т и к а m l б и б л и о г р Ан. ДРЁМОВ Проблема типичности в эстетике Максима Горького В искусстве специфику процесса Про никновения в суть вещей составляет ти пизация общественных явлений. Типиза ция и даёт художнику возможность при ближаться в большей или меньшей сте пени к абсолютной истине. Степень ти пизации есть мера правдивости отображе ния жизни средствами искусства. Только типичность, сочетание глубокого идейно го содержания с конкретностью и ярко стью создаёт художественный образ, как эстетическую ценность, делает его впе чатляющим, способным воздействовать на мысли и чувства людей. Проблема ти пичности — самая сердцевина эстетики социалистического реализма. Понятно поэтому, что на XIX съезде партии товарищ Маленков, говоря о зада чах литературы, снова напомнил марк систско-ленинское понимание проблемы типичности. Показать всё глубокое содер жание и значение для развития литера туры теоретических положений о типич ном, как выражении сущности данной со циальной силы и основной сферы прояв ления партийности в реалистическом ис кусстве,— важная задача литературове дов и искусствоведов. Видное место в этой работе занимает изучение эстетиче ских воззрений Максима Горького. На протяжении почти полувека Горь кий создал необъятное разнообразие ху дожественных образов. Его книги отли чаются глубиной постановки больших со циальных проблем, страстной коммуни стической партийностью, высочайшим ху дожественным совершенством. Горький создал огромную галерею образов, обла дающих покоряющей типической силой. Всесторонне зная жизнь, освещая все её тайники светом своего художественного гения, он впервые создал образы проле тарских революционеров — Сокола и Бу ревестника, Нила, Павла Власова, Ни ловны, Степана Кутузова, раскрывающие духовные богатства русского народа и величие его борьбы за социализм. Вместе с тем он создал гениальные типические ■образы представителей старого мира, -«хозяев жизни» Якова Маякина, Ильи Артамонова, Егора Булычова и других. В образе Клима Самгина Горький пред угадал черты фашистских мерзавцев и предателей. Художественные произведения Горько го, как классическое воплощение принци пов социалистического реализма, дают массу материала для понимания типич ности. Но в этой статье нас интересует другая сторона деятельности Горького — его теоретическое творчество и, в част ности, его понимание проблемы типич ности. Эстетические работы и высказывания ве ли! ого писателя имеют для нас, как уже говорилось, чрезвычайно большое значе ние, ибо Горький считал создание науки о литературе делом огромной важности и здесь выступал, как пламенный борец за подлинно правдивое искусство больших обобщений. Он осмысливал опыт разви тия социалистического искусства, разра батывал коренные принципы социалисти ческого реализма, формулировал требо вания к писателю и к художественному произведению. Быть верным действи тельности, отражать сущность и объек тивные закономерности её развития сред ствами реалистического искусства — его постоянная забота и в собственной худо жественной практике и в деле воспитания советских писателей. Эстетические воззрения Горького выра жены в его многочисленных теоретиче ских и литературно-критических работах, написанных за время с 90-х годов и до последних дней жизни. Горький не соз дал книги, где в целостной и связной форме изложил бы своё понимание ис кусства. Однако его художественные про изведения, теоретические и литературно критические труды, огромная переписка дают богатейший материал для того, что бы представить именно эстетическую си стему великого писателя. Эстетические идеи Горького, начиная с его первых ста тей против декадентской литературы, име ли боевой, наступательный характер. Они вызывали почётные для революционного писателя ярость и ненависть врагов на рода. Значение взглядов основоположника ли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2