Сибирские огни, 1954, № 1

скую командировку в Туруханск, на ме­ сто ссылки И. В. Сталина и Я. М. Сверд­ лова, ведёт подготовительную работу для нового произведения. Картина «Сталин и Свердлов в Туруханской ссылке» в 1941 г. экспонировалась в Москве на выставке периферийных художников. Как уже было упомянуто, И. Тютиков ещё в 1927 году начал работать над картиной «Сибирь кандальная» («По этапу»), В 1940 году он закончил её. ...Воспоминания далёкого детства вол­ новали художника. Через родное село Лекарево шла дорога в Сибирь. Зимой и летом по этой дороге шли по этапу политические ссыльные и осуждённые на каторгу. «Вот он звон кандальный, путь Сибирский дальний!» Художник умело решил, композицию Картины. Суровая зимняя стужа. Изне­ могает и падает один из идущих по этапу: «Нет больше сил!». Его поддер­ живают товарищи. Лица, полные гнева и протеста. Картина «Сибирь кандаль­ ная» была большим успехом художника. И. Тютиков принимает участие в художественном оформлении первой Все­ союзной сельскохозяйственной выставки. Для сибирского павильона художник на­ писал две больших картины: «В. И. Ленин в с. Шушенском» и «И. В. Сталин в Курейке». В годы Великой Отечественной войны Тютиков принимал активное участие в выпуске «Окон ТАСС». В это время им написаны полотна: «Заседание Государ­ ственного Комитета Обороны под предсе­ дательством И. В. Сталина», а также ряд портретов представителей советской интеллигенции Сибири. В мае 1947 года в Новосибирске от­ крылась межобластная художественная выставка. Решением жюри на выставку было отобрано семь произведений 'Гюти- кова: «Отдых на жатве», «Коней — фронту», «Река Вердь», «Портрет про­ фессора В. М. Мыш», «Панорама Ново­ сибирска», «За Каменкой», «Старый Но­ восибирск». Большое мастерство показал худож­ ник в работе над портретом заслуженного деятеля науки В. М. Мыш. Он сумел передать главные черты характера учё­ ного. Чёткий рисунок, умелая компози­ ция, цветовое напряжение — всё это от­ носится к достоинствам портрета. Художник вновь возвращается к теме сибирской ссылки В. И. Ленина. Рож­ дается новый сюжет «В. И. Ленин в Красноярской библиотеке». На 7-й областной художественной вы­ ставке 1950 года И. Тютиков экспони­ рует вариант этой картины. На той же выставке художник выступил с боль­ шой картиной «И. В. Сталин на Перм­ ском фронте», избрав момент отправки на фронт организованных товарищем Сталиным кавалерийских отрядов. На выставке экспонировалась также картина художника «Сады цветут». В 1952 году И. Тютиков экспонирует новый вариант картины «В. И. Ленин и Н. К. Крупская в с. Шушенском», а так­ же «Индустриальный пейзаж» (шахты Сталинска) и портреты профессора В. М. Вознесенского и почётного шахтё­ ра Героя Социалистического Труда В. А. Лиханова. В творчестве И. Тютикова большое ме­ сто занимает пейзажная живопись, отра­ жающая красоту и величие природы Си­ бири и, в частности, Горного Алтая. Кар­ тины-пейзажи И. Тютикова украшают залы культурных учреждений ряда горо­ дов Сибири, а также залы нового зда­ ния университета имени М. В. Ломоно­ сова в Москве. За плечами И. Тютикова годы упор­ ного труда, исканий, ошибок и преодо­ ления их. По произведениям, созданным художником за 35 лет, можно хорошо проследить его творческий путь и опре­ делить главную линию этого пути —- стремление к идейной полноценности и живописному мастерству в своих много­ численных картинах. Творчество художника не было оторва­ но от общественной деятельности. С пер­ вого дня организации в Новосибирске Союза советских художников и товари­ щества «Художник» И. Тютиков был членом их правлений, вёл работу с мо­ лодыми художниками, чем помогал раз­ витию изобразительного искусства в Сибири. Художник-коммунист Тютиков — в рас­ цвете своих творческих сил. «Сейчас, когда советский народ под руководством Коммунистической партии идёт к комму­ низму, — говорит И. И. Тютиков, — мне, как художнику, особенно хочется под­ няться на более высокий уровень ма­ стерства, чтобы написать новые карти­ ны, отвечающие возросшим духовным запросам советских людей». Мы искренне желаем И. И. Тютикову, чтобы эти его стремления увенчались успехом. Надёжным, убедительным за­ логом этого является его многолетний и плодотворный труд — труд художника.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2