Сибирские огни, 1954, № 1

И С К У С С м. мо чалов л Художник И. И. Тютиков I Картины старейшего художника Си­ бири — Ивана Ивановича Тютикова всег­ да привлекают внимание зрителей. Эпи­ зоды из революционной борьбы рабочих и крестьян, картины, посвящённые жиз­ ни и деятельности В. И. Ленина, много­ численные портреты знатных советских людей, яркие, проникнутые любовью к природе, пейзажи, — вот темы картин И. Тютикова. Их можно видеть во мно­ гих музеях сибирских городов — в Ново­ сибирске, Красноярске, Томске, Горно- Алтайске, Минусинске, в селе Шушен­ ском и в Центральном музее В. И. Ленина в Москве. И. Тютиков родился в августе 1893 года в семье крестьянина-середня- ка, в селе Лекарево, Елабужского уез­ да, Вятской губернии. Отец Тютикова был неграмотным, но стремился дать своим детям образование. «Тёмному че­ ловеку жить трудно», — говорил он. Но удалось в то время получить образова­ ние только младшему сыну — Ивану. Рисовать И. И. Тютиков начал ра­ но — с 7 лет. Большое влияние на раз­ витие у него художественных наклонно­ стей оказывала бабушка, которая работала в монастырской иконописной мастерской. Она привозила из города репродукции с картин русских худож­ ников и давала их внуку, а тот их часа­ ми рассматривал и, как умел, пере­ рисовывал. В 1909 году в село Лекарево приехал для росписи приходской церкви живопи­ сец Гришин, получивший образование в художественной школе в Москве. Отец И. Тютикова, поощрявший его художест­ венные наклонности, посоветовал обра­ титься к приехавшему живописцу: «Ва­ нюшка, покажи ему свои рисунки. Знаю­ щий человек, глядишь, и поможет». И уже на следующий день Ванюшка работал у живописца: растирал краски, шпаклевал и грунтовал доски. С неослаб­ ным вниманием следит юноша за рабо­ той художника, поражается, с какой уверенностью он работает кистью. Вместе с художником Гришиным Тю­ тиков работает с 1909 по 1913 год. Это были годы скитаний по деревням, сёлам и городам Уфимской и Вятской губерний в поисках заработка. Гришин, видя успехи своего ученика, посоветовал ему поступить в художест­ венную школу. Осенью 1912 г. И. Тю­ тиков едет в Москву держать испытания в училище живописи, ваяния и зодче­ ства. Экзамены в училище были в пол­ ном разгаре! На 50 мест 300 человек держали испытание. Тютиков был слабо подготовлен и экзамен не выдержал. «Я, — вспоминает Иван Иванович, — усомнился в правильности решения эк­ заменационной комиссии. Взял свои рисунки и пошёл к известному худож­ нику В. М. Васнецову». В. М. Васнецов тепло встретил юно­ шу, внимательно рассмотрел все его рисунки, выслушал его рассказ о неуда­ че с экзаменом в училище и дал совет поступить в Казанскую художественную школу, но предварительно позаниматься в художественной студии. Тютиков по­ ступает в студию художника И. И. Мош- кова, упорно занимается там в течение нескольких месяцев, а затем успешно выдерживает испытания и принимается сразу на второй курс Казанской худо­ жественной школы. Обучение в школе было поставлено серьёзно. Молодёжь, оканчивая её, получала теоретическую -f* подготовку и приобретала достаточные навыки в самостоятельной работе. В годы гражданской войны И. Тюти- ков попал в Сибирь. Здесь он работает художником в красноармейском клубе. В рядах Советской Армии Тютиков по­ лучил первое своё политическое воспи­ тание и стремление отразить в живописи борьбу рабочих и крестьян за власть Со- В6ТОВ С Конца 1922 по 1924 год И. Тюти­ ков работает преподавателем рисования в Старо-Кузнецке, а затем он переезжа­ ет в Прокопьевск в качестве художника- декоратора при рабочем клубе имени Артёма. Однако всё сильнее и сильнее растёт желание работать творчески над ориги­ нальными картинами, потянуло в Томск, 1 где была значительная группа местных художников (Смолин, Лукин, Мизеров

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2