Сибирские огни, 1954, № 1

то мёртвых душ. Пришлось снова созы­ вать правление, уточнять список. И настало, наконец, то морозное дет кабрьское утро, когда в тесной, жарко .. натопленной колхозной раскомандиров, ■'* ке на очередной вопрос Натальи Ни­ колаевны, явился ли кто-нибудь из овощной бригады, отозвалось сразу не- сколько голосов. Пришло шесть девушек. Но дороже всего начало! Конева готова была расп целовать колхозниц. — Прежде всего откроем завод гор­ шочков! — обрадованно объяснила она, — Горшочки? У нас их и в помине не было. Мы и не знаем, что это та­ кое... — заявили девушки. — Всё узнаете... Вот будете ходить на курсы, расскажу... Встал вопрос о постройке станка для производства горшочков. Конева вместе с Куртуковой и колхозным плотником Леонтьевым съездили на ферму сосед­ него совхоза: там дёрноперегнойные .горшочки применялись раньше, было на-i лажено их производство и этой зимой. / "Колхозный плотник не нашёл в станке ■ ничего 'хитрого и сделал такой же, толы ко не на 6 горшочков, как в совхозе, а на целых десять. Часть овощеводов Конева послала Bbij возить навоз на парники. Остальные вели подготовку дёрноперегнойной мас­ сы для горшочков. Вместе с девушками ходила Наталья Николаевна по селу, подыскивала поме­ щение для своего «завода». Нашли ста­ рый вагончик тракторной бригады, за­ ставили подтянуть к сушилке, провести в него электрический свет, поставить печку. Потом подыскали _склад для хра­ нения горшочков — сарайчик на парни­ ковом хозяйстве. Станок отвезли в вагончик, закрепи­ ли. Вскоре запылали дрова в печке, ста­ ло тепло, и производство горшочков на­ чалось. В эти дни тесный вагончик гудел, как улей. Колхозники приходили посмотреть ■^на станок, на горшочки. И хотя посети­ тели мешали работать, Конева не толь­ ко не выдворяла гостей, но, наоборот, безустали объясняла им устройство стан­ ка и значение горшочков. Работа шла медленно. В первый день (изготовили только 1230 горшочков. Но лотом колхозницы освоились, приобрели •сноровку и стали работать лучше... Застучали топоры на парниках — на­ чался ремонт рам. А вот с учёбой на курсах ничего не получалось. На работу члены овощевод­ ческой бригады, хотя и не все, но всё ж е являлись. На занятия же курсов по- прежнему не приходил никто. Конева тщательно готовилась, добилась, чтобь 1 в л школе отвели специальный класс. Но У) каждый раз дело кончалось тем, что она, поскучав одна в пустой комнате, поси­ дев то на одной парте, то на другой, с обидой уходила домой. Главный агроном МТС А. Ф. Салита позвонил, поинтересовался: — Ну, как учёба? Приступили? — Нет ещё. Не являются... — Ладно, я помогу вам провести пер­ вые занятия, — донёсся уверенный го­ лос. — Соберите колхозниц... Наталья Николаевна невесело усмех­ нулась. Ведь трудность-то как раз в том и состояла, что она не могла собрать людей! Молодой агроном, она никогда ещё не сталкивалась с такой задачей. В сель­ скохозяйственном институте её тоже это­ му искусству — работе с людьми — не учили. На выручку, в который уж раз, при­ шла Ксения Ивановна, секретарь парт­ организации. Так, пока ещё. несмело, порой ощупью, делала свои первые шаги на новом по­ прище Наталья Николаевна. Она полна тревоги и сомнений. Но — удивительное дело! — с кем бы из членов правления артели имени Свердлова я ни загова­ ривал о ней — все в один голос заяв­ ляли: — Похоже, что от этой женщины колхоз пользу получит! Умеет настоять на своём... 4 На краю Ильинки стоит почерневшая от старости, вросшая в землю изба. Хо­ зяйкой здесь агроном-коммунист Анфиса Николаевна Сысолятина, начальник госу­ дарственного сортоиспытательного участ­ ка по овощам и картофелю. Она окончи­ ла Тимирязевскую академию в Москве. Потом преподавала в грёхлетней агроно­ мической школе. Но самые значитель­ ные дни в своей жизни она пережила, пожалуй, здесь, в Ильинке. В колхоз Анфиса Николаевна приеха­ ла из-за больного сынишки — врачи со­ ветовали увезти ребёнка в деревню. Но перемена местожительства не помогла. Мальчик умер. Анфиса Николаевна все силы свои отдала работе. Сначала хоте­ ла забыться, найти успокоение, а потом увлеклась по-настоящему. Однажды она прочла статью автора нового учения о происхождении клетки О. Б. Лепешин- ской о том, что можно повысить урожай, если подержать семена в содовом раст­ воре. О. Б. Лепешинская находила этому своё объяснение — содовый раствор де­ лает стенки клеток более тонкими, вследствие чего облегчается обмен ве­ ществ. Сысолятина решила провести опыт на ранней капусте. Семена, смоченные в со­ довом растворе, дали ростки уже на другой день. А осенью выяснилось, что капуста из этих семян дала урожай на 35 процентов выше обыкновенной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2