Сибирские огни, 1954, № 1
они покупают всё больше приёмников городского типа, питающихся от элек тросети. Электричество заставило деревенских' -■хозяек тщательнее следить за чистотой ■** квартиры. Тарас Алексеевич Нелаев, председатель суенгинской артели «Помни Ильича» рассказал мне, как женщины мыли, скребли, белили свои избы, когда впервые загорелся в деревне электриче ский свет: — При керосиновой лампе — что? — говорил Нелаев. — Там тень, там тень... А уж когда электричество... Разговор другой. Оно, брат ты мой, в любой уго лок заглянет! Через несколько дней мы встретились с ним на пленуме райкома партии. Пар тийный актив района обсуждал историче ские решения сентябрьского Пленума ЦК. И, горячо говоря о непорядках на фермах, о плохих урожаях пшеницы, о нехватке кормов, о малом количестве скота, участники пленума рассказывали о том, как много дала колхозам электри фикация. По выражению одного орато- У ра, она «вошла в самую душу». И с ■особенным интересом слушали выступ ление Нелаева. — Мы подключились к ГЭС недав но, — неторопливо говорил седеющий человек с удивительно мягкими чер тами лица, — и что я сразу увидел? Я •— безграмотен. И не смейтесь, пожа луйста! Да, председатель технически не грамотный. Поставили мы на очистку электромотор. А он чуть клейтон вдре безги не разнёс. Почему? От бешеных оборотов, от того, что шкив неправильно рассчитали. Или ещё вот... купили не давно мотор. Привёз, радуюсь. А ко мне с фермы прибегают: «Мотор не тянет!» «Как, — говорю, — не тянет? Должен тянуть, ведь электрический!» Пришёл,- смотрю: обороты есть, а силы нету. По советовался я со знающими людьми, говорят — мощность мала. А я хотел штук пять купить! Пустил бы деньги на V. ветер из-за своей неграмотности... Зна чи т , надо нам, председателям, электро технику изучать. Надо разбираться в ней, как в полеводстве или в делах на ферме... Так электричество породило ещё од ну новую проблему в деревне: электро техническое образование руководящих колхозных кадров. Проблема немало важная. ...Вечером, после пленума, всё за тем же столиком в чайной мы разговорились с Нелаевым. — Я, конечно, могу сказать, что, вве дя электрострижку овец, мы получили на четыре центнера шерсти больше; что электрификация птицефермы на сорок процентов повышает яйценоскость кур, но я хочу •—• о другом... Праздник был у ^ нас! — неторопливо рассказывал он. —■ Чтобы сразу все дома в Суенге подклю чить, провода не хватило. Все требуют, все заявления пишут. Что делать? Тогда правление решило: в первую очередь дать свет лучшим людям. Первой провеь ли электричество Надежде Бродниковой, телятнице, депутату сельсовета, потом трактористу Ивану Ерёмину, за герой ский труд, потом конюху Василию Ерё мину, за то, что три года подряд весь молодняк сохраняет... Теперь и бытовые электроприборы в ход пойдут. Для торговых работников — забота дополни тельная. А они... и с привычными забо тами пока не шибко-то хорошо справ ляются! Но ведь сама жизнь заставит их расти... Нелаев задумчиво помолчал, потом заговорил снова: — Или вот деталь: многие у нас ухо дили с фермы. Становились льновода ми, это — выгодней. А когда появилось электричество, обратно идут. Ксения Волкова, доярка, перекинулась на льно водство. Теперь обратно просится. «Чего же ты раньше думала?» — спрашиваю. «Так теперь же автопоилки есть, элект родойка будет! Культура труда другая». Вот о чём заговорил народ. О культуре труда... Всех задела электрификация: и председателя, и доярку, и продавца сель по, и школьного учителя... — Всё ясно, — сказал я, — но при чём школьный учитель? — А вот при чём, — пояснил Нела ев, — думаю, что пришло время пере смотреть программы сельских школ. Особенно по физике. Оканчивает десять классов сын колхозника. Позову его: «помоги, хлопец, на току мотор устано вить, ты же сколько лет электричество изучал?». Думаешь — сделает? Придёт, повертится, а потом подключит к мотору два провода вместо трёх, да мне же' и пожалуется: не работает! Почему? Пото му, что в школе ему одни формулы, разъясняли, задачки с ним решали, а на практике — он беспомощен. Промышлен ность и колхозы на трёхфазном перемен ном токе работают. Что знает о нём де сятиклассник? Главу из учебника? Лишь краем уха слыхал о моторах... Да что — моторы? Сын мой, Славка, коня запря гать не умеет! Деревенский житель... —- Плохо наша школа рвение к сель скому хозяйству воспитывает! — сердито добавил он, когда мы выходили из чай ной, где ярко сверкали люстры. — Спроси у парня: кем будешь? Лётчиком, астрономом, скажет, профессором... А нет, чтобы в агрономы захотел, электри ком в МТС, директором сельской элект ростанции... И Тарас Алексеевич, пожалуй, был прав. VIII Суенга... Сколько лет течёт эта стремительная речка в предгорьях Салаирского кряжа? Поднимались над ней весенние зори,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2