Сибирские огни, 1954, № 1

они покупают всё больше приёмников городского типа, питающихся от элек­ тросети. Электричество заставило деревенских' -■хозяек тщательнее следить за чистотой ■** квартиры. Тарас Алексеевич Нелаев, председатель суенгинской артели «Помни Ильича» рассказал мне, как женщины мыли, скребли, белили свои избы, когда впервые загорелся в деревне электриче­ ский свет: — При керосиновой лампе — что? — говорил Нелаев. — Там тень, там тень... А уж когда электричество... Разговор другой. Оно, брат ты мой, в любой уго­ лок заглянет! Через несколько дней мы встретились с ним на пленуме райкома партии. Пар­ тийный актив района обсуждал историче­ ские решения сентябрьского Пленума ЦК. И, горячо говоря о непорядках на фермах, о плохих урожаях пшеницы, о нехватке кормов, о малом количестве скота, участники пленума рассказывали о том, как много дала колхозам электри­ фикация. По выражению одного орато- У ра, она «вошла в самую душу». И с ■особенным интересом слушали выступ­ ление Нелаева. — Мы подключились к ГЭС недав­ но, — неторопливо говорил седеющий человек с удивительно мягкими чер­ тами лица, — и что я сразу увидел? Я •— безграмотен. И не смейтесь, пожа­ луйста! Да, председатель технически не­ грамотный. Поставили мы на очистку электромотор. А он чуть клейтон вдре­ безги не разнёс. Почему? От бешеных оборотов, от того, что шкив неправильно рассчитали. Или ещё вот... купили не­ давно мотор. Привёз, радуюсь. А ко мне с фермы прибегают: «Мотор не тянет!» «Как, — говорю, — не тянет? Должен тянуть, ведь электрический!» Пришёл,- смотрю: обороты есть, а силы нету. По­ советовался я со знающими людьми, говорят — мощность мала. А я хотел штук пять купить! Пустил бы деньги на V. ветер из-за своей неграмотности... Зна­ чи т , надо нам, председателям, электро­ технику изучать. Надо разбираться в ней, как в полеводстве или в делах на ферме... Так электричество породило ещё од­ ну новую проблему в деревне: электро­ техническое образование руководящих колхозных кадров. Проблема немало­ важная. ...Вечером, после пленума, всё за тем же столиком в чайной мы разговорились с Нелаевым. — Я, конечно, могу сказать, что, вве­ дя электрострижку овец, мы получили на четыре центнера шерсти больше; что электрификация птицефермы на сорок процентов повышает яйценоскость кур, но я хочу •—• о другом... Праздник был у ^ нас! — неторопливо рассказывал он. —■ Чтобы сразу все дома в Суенге подклю­ чить, провода не хватило. Все требуют, все заявления пишут. Что делать? Тогда правление решило: в первую очередь дать свет лучшим людям. Первой провеь ли электричество Надежде Бродниковой, телятнице, депутату сельсовета, потом трактористу Ивану Ерёмину, за герой­ ский труд, потом конюху Василию Ерё­ мину, за то, что три года подряд весь молодняк сохраняет... Теперь и бытовые электроприборы в ход пойдут. Для торговых работников — забота дополни­ тельная. А они... и с привычными забо­ тами пока не шибко-то хорошо справ­ ляются! Но ведь сама жизнь заставит их расти... Нелаев задумчиво помолчал, потом заговорил снова: — Или вот деталь: многие у нас ухо­ дили с фермы. Становились льновода­ ми, это — выгодней. А когда появилось электричество, обратно идут. Ксения Волкова, доярка, перекинулась на льно­ водство. Теперь обратно просится. «Чего же ты раньше думала?» — спрашиваю. «Так теперь же автопоилки есть, элект­ родойка будет! Культура труда другая». Вот о чём заговорил народ. О культуре труда... Всех задела электрификация: и председателя, и доярку, и продавца сель­ по, и школьного учителя... — Всё ясно, — сказал я, — но при чём школьный учитель? — А вот при чём, — пояснил Нела­ ев, — думаю, что пришло время пере­ смотреть программы сельских школ. Особенно по физике. Оканчивает десять классов сын колхозника. Позову его: «помоги, хлопец, на току мотор устано­ вить, ты же сколько лет электричество изучал?». Думаешь — сделает? Придёт, повертится, а потом подключит к мотору два провода вместо трёх, да мне же' и пожалуется: не работает! Почему? Пото­ му, что в школе ему одни формулы, разъясняли, задачки с ним решали, а на практике — он беспомощен. Промышлен­ ность и колхозы на трёхфазном перемен­ ном токе работают. Что знает о нём де­ сятиклассник? Главу из учебника? Лишь краем уха слыхал о моторах... Да что — моторы? Сын мой, Славка, коня запря­ гать не умеет! Деревенский житель... —- Плохо наша школа рвение к сель­ скому хозяйству воспитывает! — сердито добавил он, когда мы выходили из чай­ ной, где ярко сверкали люстры. — Спроси у парня: кем будешь? Лётчиком, астрономом, скажет, профессором... А нет, чтобы в агрономы захотел, электри­ ком в МТС, директором сельской элект­ ростанции... И Тарас Алексеевич, пожалуй, был прав. VIII Суенга... Сколько лет течёт эта стремительная речка в предгорьях Салаирского кряжа? Поднимались над ней весенние зори,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2