Сибирские огни, 1953, № 6
Автор романа ведёт читателя и на уроки опытных учителей. «— Ну, а как вам мой урок понравил ся, в пятницу, кажется, вы были?— спро сил Илья Ильич Суханова, посещавшего его уроки. — Урок очень хороший... — воодуше влённо отвечал молодой учитель. •— На вашем уроке я впервые понял, как много пользы может принести учитель за сорок пять минут, если только захочет», если он хорошо подготовился к уроку, — доба вим мы. На уроке опытных педагогов Суханов увидел и понял, что значит индивиду альный подход к детям, для чего требует ся глубокое знание тех, кого ты учишь и воспитываешь. В романе «Школа» доказывается, что под руководством хорошего учителя ре бёнок в классе учится с великим рвением и прилежанием, наградою ему служит удовольствие, доставляемое приобрете нием всё новых и новых знаний, упраж нением своих способностей, расположе нием учителя, детского коллектива и ро дителей. Это видим мы на примере одно го из юных героев книги Каролинки — хорошей ученицы. В романе имеется то, что известно каждому педагогу, проработавшему не сколько лет в школе. Но ценность произ ведения в том, что каждый совет, каждое указание, каждая фраза автора романа согреты тёплой любовью к ребёнку, глу боким пониманием его требований и со знанием важности взятой темы. Простые, ясные и живые строки, посвящённые детям, читаются легко, с интересом, и повсюду в них выражено желание — воспитывать детей всесторонне разви тыми строителями коммунизма в нашей стране. Видно, что «Школа» написана авто ром, знающим и любящим педагогическое дело, поэтому она интересует читателя, педагога. Думаем, что учитель недаром потратит время на чтение многих инте ресных эпизодов романа- П. Войтик, кандидат педагогических наук . Р о м а н о с е л ь с к и х у ч и т е Первая книга романа Н. Карнеевой «Школа» посвящена сельскому учитель ству. В романе делается попытка отра зить развитие и рост советской школы на фоне социалистического переустройства сибирской деревни. Тема о сельских учителях и о сельской школе интересна. В такой книге испыты вается большая нужда. Советский чита тель и особенно молодые учителя жела ют знать, как росла и крепла наша школа в первые годы советской власти, в период индустриализации и коллективизации, в годы сталинских пятилеток и в период Великой Отечественной войны. Писатели об учителях и о школе почти ничего не пишут. И вот, чтобы воспол нить этот пробел, взялась за перо сель ская учительница. Такую инициативу сле дует приветствовать. В книге лучше изображаются дети, чем взрослые. Образы Каролинки Славиной, Коли Ельцова и других ребят вырази тельны и хорошо запоминаются. Правди во показаны в романе и сельские учите ля: Сергей Суханов — главный герой книги, Светлана Зайцева, Малинина, Б а янов. Всё это, безусловно, живые люди, одни из них — добросовестные, актив ные работники, другие, как, например, Малинина и Баянов, — случайные люди в учительской среде. Но, несмотря на отдельные удачные места, всё же первая книга Н. Карнеевой, к сожалению, получилась незрелой, сы рой, содержащей ряд исторических и ху дожественных неточностей. Историческая обстановка в романе не отражает реальной действительности: не показано бешеное и отчаянное сопротив ление кулачества коллективизации. Не отражена роль партии в борьбе за кол лективизацию сельского хозяйства. В связи с непониманием исторической обстановки автор неверно рисует образы рабочего-коммуниста из Ленинграда, сек ретаря райкома партии и председателя колхоза. Образ ленинградского рабочего-комму ниста Голубева обеднён, выведен .бледно, а ведь он вывел колхоз «Луч» из отста лых в передовые по району. Образ секретаря райкома Калитова примитивен. Он более резонёрствует, чем действует. Председатель колхоза и сек ретарь партийной ячейки Василий Сла вин не выступает в роли организатора колхозного крестьянства, а запоминается своими отношениями с подкулачницей и спекулянткой Малухой. Она его спаи вает, выпрашивает колхозного поросёнка, а он, пьяный, готов на всё: «Маланья, я для тебя — всё! Бери, не жалко!» Безли кий Калитов, бездействующий Голубев, запутавшийся в семейных делах Славин — таковы представители партии в дерев не. Ясно, что это не соответствовало дей ствительности. Но самое странное, на мой взгляд, за ключается в том., что автор почти умал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2