Сибирские огни, 1953, № 6

Автор романа ведёт читателя и на уроки опытных учителей. «— Ну, а как вам мой урок понравил­ ся, в пятницу, кажется, вы были?— спро­ сил Илья Ильич Суханова, посещавшего его уроки. — Урок очень хороший... — воодуше­ влённо отвечал молодой учитель. •— На вашем уроке я впервые понял, как много пользы может принести учитель за сорок пять минут, если только захочет», если он хорошо подготовился к уроку, — доба­ вим мы. На уроке опытных педагогов Суханов увидел и понял, что значит индивиду­ альный подход к детям, для чего требует­ ся глубокое знание тех, кого ты учишь и воспитываешь. В романе «Школа» доказывается, что под руководством хорошего учителя ре­ бёнок в классе учится с великим рвением и прилежанием, наградою ему служит удовольствие, доставляемое приобрете­ нием всё новых и новых знаний, упраж­ нением своих способностей, расположе­ нием учителя, детского коллектива и ро­ дителей. Это видим мы на примере одно­ го из юных героев книги Каролинки — хорошей ученицы. В романе имеется то, что известно каждому педагогу, проработавшему не­ сколько лет в школе. Но ценность произ­ ведения в том, что каждый совет, каждое указание, каждая фраза автора романа согреты тёплой любовью к ребёнку, глу­ боким пониманием его требований и со­ знанием важности взятой темы. Простые, ясные и живые строки, посвящённые детям, читаются легко, с интересом, и повсюду в них выражено желание — воспитывать детей всесторонне разви­ тыми строителями коммунизма в нашей стране. Видно, что «Школа» написана авто­ ром, знающим и любящим педагогическое дело, поэтому она интересует читателя, педагога. Думаем, что учитель недаром потратит время на чтение многих инте­ ресных эпизодов романа- П. Войтик, кандидат педагогических наук . Р о м а н о с е л ь с к и х у ч и т е Первая книга романа Н. Карнеевой «Школа» посвящена сельскому учитель­ ству. В романе делается попытка отра­ зить развитие и рост советской школы на фоне социалистического переустройства сибирской деревни. Тема о сельских учителях и о сельской школе интересна. В такой книге испыты­ вается большая нужда. Советский чита­ тель и особенно молодые учителя жела­ ют знать, как росла и крепла наша школа в первые годы советской власти, в период индустриализации и коллективизации, в годы сталинских пятилеток и в период Великой Отечественной войны. Писатели об учителях и о школе почти ничего не пишут. И вот, чтобы воспол­ нить этот пробел, взялась за перо сель­ ская учительница. Такую инициативу сле­ дует приветствовать. В книге лучше изображаются дети, чем взрослые. Образы Каролинки Славиной, Коли Ельцова и других ребят вырази­ тельны и хорошо запоминаются. Правди­ во показаны в романе и сельские учите­ ля: Сергей Суханов — главный герой книги, Светлана Зайцева, Малинина, Б а ­ янов. Всё это, безусловно, живые люди, одни из них — добросовестные, актив­ ные работники, другие, как, например, Малинина и Баянов, — случайные люди в учительской среде. Но, несмотря на отдельные удачные места, всё же первая книга Н. Карнеевой, к сожалению, получилась незрелой, сы­ рой, содержащей ряд исторических и ху ­ дожественных неточностей. Историческая обстановка в романе не отражает реальной действительности: не показано бешеное и отчаянное сопротив­ ление кулачества коллективизации. Не отражена роль партии в борьбе за кол­ лективизацию сельского хозяйства. В связи с непониманием исторической обстановки автор неверно рисует образы рабочего-коммуниста из Ленинграда, сек­ ретаря райкома партии и председателя колхоза. Образ ленинградского рабочего-комму­ ниста Голубева обеднён, выведен .бледно, а ведь он вывел колхоз «Луч» из отста­ лых в передовые по району. Образ секретаря райкома Калитова примитивен. Он более резонёрствует, чем действует. Председатель колхоза и сек­ ретарь партийной ячейки Василий Сла­ вин не выступает в роли организатора колхозного крестьянства, а запоминается своими отношениями с подкулачницей и спекулянткой Малухой. Она его спаи­ вает, выпрашивает колхозного поросёнка, а он, пьяный, готов на всё: «Маланья, я для тебя — всё! Бери, не жалко!» Безли­ кий Калитов, бездействующий Голубев, запутавшийся в семейных делах Славин — таковы представители партии в дерев­ не. Ясно, что это не соответствовало дей­ ствительности. Но самое странное, на мой взгляд, за­ ключается в том., что автор почти умал­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2