Сибирские огни, 1953, № 6

Т р и б у н а ч и т а П е р в ы м р о м а н о м ш о л и у ч и т е л я х С нО и дш В 1953 году Новосибирское книжное издательство выпустило книгу Н. Карне- евой «Школа». Эта книга может быть названа первым художественным произ­ ведением о школе и учителях Сибири. В газете «Советская Сибирь» уже бы­ л а на книгу рецензия А. Высоцкого, наз­ ванная «Неполноценная книга». Соглашаясь с основными замечаниями рецензента, а главным образом с тем, что в- книге плохо нарисован образ партий­ ного работника — секретаря райкома Калитова, всё же считаю, что рецензент упустил важную сторону этой книги. Автор «Школы» Н. Карнеева постави­ ла перед собой очень интересную зада­ чу — показать читателю, особенно моло­ дому сельскому учительству, которому она и посвящает книгу, как вместе с пре­ образованием сибирской деревни росла и крепла колхозная жизнь, а с ней — шко­ ла, её педагоги и воспитанники. В кни­ ге, на наш взгляд, правильно поставле­ ны и верно освещены некоторые педаго­ гические вопросы. Уделяя большое внимание этим во­ просам, Н. Карнеева воспитание и обра­ зование ставит в тесную связь с жизнью, с деятельностью советских людей. Особое место среди героев романа от­ водится молодому учителю Суханову. Окончивший девятилетку с педагогиче­ ским уклоном, назначенный учителем в глухую деревню, он с первых же шагов своей работы понял, что для того, чтобы учить детей, надо знать родителей, усло­ вия их быта, а также и самих детей. И автор передаёт думы этого молодого учи­ теля: «Ему было радостно среди ожив­ лённой суеты. Интересно было узнать матерей своих будущих учеников...» Суханов на первых порах своей дея­ тельности встречает много трудностей. Он размышляет над тем, как эти трудно­ сти преодолеть, как стать подлинным учителем, который бы мог не только учить детей, но и влиять на окружающее его население. Через всю книгу автор проводит заме­ чательный принцип советской педагоги­ ки — изучение детей. Б ез этого нельзя правильно поставить учебно-воспитатель­ ную работу и добиться хороших успехов в усвоении детьми знаний. Учитель дол­ жен «в процессе учебной работы внима­ тельно изучать каждого ученика» (Поста­ новление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г.). Автор подчёркивает, что, изучая семью своего ученика, учитель должен интере­ соваться многими вопросами семейной среды, помогать семье в постановке вос­ питания детей. Посещая своих питомцев, молодой учи­ тель обнаруживает, что отдельные семьи не идут по одной дороге со школой. Об­ наружив это, он заключает: «Некоторых родителей надо учить, не все воспитыва­ ют правильно. Я действую активно на воспитание детей, а быт, обстановка, всё окружающее в школе и дома действуют пассивно». И мы видим, как Суханов, познавая индивидуальные особенности учащихся, приобретает возможность глубже проникнуть в их внутренний мир, лучше понять интересы, склонно­ сти и способности каждого. Н. Карнеева, как это чувствуется во многих местах её книги, глубоко убеж­ дена, что изучение учеников помогает учителю не только замечать ошибки в своей работе с классом, но и тут же бы­ стро находить пути исправления этих ошибок. Изучение учеников помогает учителю умело оказывать помощь от­ дельным учащимся в их затруднениях, направлять инициативу учеников на са­ мостоятельность в приобретении знаний, организовать дисциплину детей на уро­ ке. Вопрос этот очень интересен и важен для каждого учителя. В книге Н. Карнеевой учитель, особен­ но молодой, найдёт и полезные советы для его практической работы. Так, например, автор говорит, что про­ верять тетради учеников нужно сразу по­ сле занятий. Учитель должен вести днев­ ник, записывая «что именно не усвоил ученик и какие подобрать для него зада­ чи или упражнения. Не перегружайте ребят домашними заданиями... Больше заставляйте учить устно правила... Же­ стоко боритесь со списыванием друг у Друга».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2