Сибирские огни, 1953, № 6
Т р и б у н а ч и т а П е р в ы м р о м а н о м ш о л и у ч и т е л я х С нО и дш В 1953 году Новосибирское книжное издательство выпустило книгу Н. Карне- евой «Школа». Эта книга может быть названа первым художественным произ ведением о школе и учителях Сибири. В газете «Советская Сибирь» уже бы л а на книгу рецензия А. Высоцкого, наз ванная «Неполноценная книга». Соглашаясь с основными замечаниями рецензента, а главным образом с тем, что в- книге плохо нарисован образ партий ного работника — секретаря райкома Калитова, всё же считаю, что рецензент упустил важную сторону этой книги. Автор «Школы» Н. Карнеева постави ла перед собой очень интересную зада чу — показать читателю, особенно моло дому сельскому учительству, которому она и посвящает книгу, как вместе с пре образованием сибирской деревни росла и крепла колхозная жизнь, а с ней — шко ла, её педагоги и воспитанники. В кни ге, на наш взгляд, правильно поставле ны и верно освещены некоторые педаго гические вопросы. Уделяя большое внимание этим во просам, Н. Карнеева воспитание и обра зование ставит в тесную связь с жизнью, с деятельностью советских людей. Особое место среди героев романа от водится молодому учителю Суханову. Окончивший девятилетку с педагогиче ским уклоном, назначенный учителем в глухую деревню, он с первых же шагов своей работы понял, что для того, чтобы учить детей, надо знать родителей, усло вия их быта, а также и самих детей. И автор передаёт думы этого молодого учи теля: «Ему было радостно среди ожив лённой суеты. Интересно было узнать матерей своих будущих учеников...» Суханов на первых порах своей дея тельности встречает много трудностей. Он размышляет над тем, как эти трудно сти преодолеть, как стать подлинным учителем, который бы мог не только учить детей, но и влиять на окружающее его население. Через всю книгу автор проводит заме чательный принцип советской педагоги ки — изучение детей. Б ез этого нельзя правильно поставить учебно-воспитатель ную работу и добиться хороших успехов в усвоении детьми знаний. Учитель дол жен «в процессе учебной работы внима тельно изучать каждого ученика» (Поста новление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г.). Автор подчёркивает, что, изучая семью своего ученика, учитель должен интере соваться многими вопросами семейной среды, помогать семье в постановке вос питания детей. Посещая своих питомцев, молодой учи тель обнаруживает, что отдельные семьи не идут по одной дороге со школой. Об наружив это, он заключает: «Некоторых родителей надо учить, не все воспитыва ют правильно. Я действую активно на воспитание детей, а быт, обстановка, всё окружающее в школе и дома действуют пассивно». И мы видим, как Суханов, познавая индивидуальные особенности учащихся, приобретает возможность глубже проникнуть в их внутренний мир, лучше понять интересы, склонно сти и способности каждого. Н. Карнеева, как это чувствуется во многих местах её книги, глубоко убеж дена, что изучение учеников помогает учителю не только замечать ошибки в своей работе с классом, но и тут же бы стро находить пути исправления этих ошибок. Изучение учеников помогает учителю умело оказывать помощь от дельным учащимся в их затруднениях, направлять инициативу учеников на са мостоятельность в приобретении знаний, организовать дисциплину детей на уро ке. Вопрос этот очень интересен и важен для каждого учителя. В книге Н. Карнеевой учитель, особен но молодой, найдёт и полезные советы для его практической работы. Так, например, автор говорит, что про верять тетради учеников нужно сразу по сле занятий. Учитель должен вести днев ник, записывая «что именно не усвоил ученик и какие подобрать для него зада чи или упражнения. Не перегружайте ребят домашними заданиями... Больше заставляйте учить устно правила... Же стоко боритесь со списыванием друг у Друга».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2