Сибирские огни, 1953, № 6
ских курганов, где обнаружил исключи тельно ценные в научном отношении на ходки. Книга объёмом более сорока печатных листов включает в себя одиннадцать глав, делится на три основных раздела. В пер вом разделе публикуются материалы, освещающие природную среду. На осно ве выяснения физико-географической осо бенности долины Пазырыка проф. Руден ко выясняет причины образования кур ганной мерзлоты. Как известно, этот ред кий случай наличия курганной мерзлоты способствовал консервации трупов людей и животных, главным образом лошадей. Всё это дало автору неоценимый мате риал для характеристики не только мате риальной культуры жителей Горного Алтая в древнейшую эпоху, но и позволи ло охарактеризовать физический тип лю дей. Во втором разделе дано описание ма териалов, относящихся к хозяйству и об разу жизни; в третьем—к общественному строю, искусству и верованиям. Автор прекрасно изучил материальную культуру Пазырыка. Убедительно и пол но описана техника и искусство древних алтайцев. Многочисленные иллюстрации, а их более семисот,—делают книгу весь ма интересной не только для специали ста, но и для рядового читателя. Изображение животных, птиц, хищных зверей выполнено очень искусно. Одеж да и лошадиная сбруя украшены самы ми причудливыми фигурами животных и зверей. Всё это свидетельствует о высо ком художественном мастерстве горно алтайцев. Наиболее распространённые мотивы украшений на седельных покрышках — нападение хищников на парнокопытных или борьба зверей, изображения отдель ных животных или их голов. Техника вы полнения украшений подчас не сложна, но чрезвычайно остроумна по замыслу: аппликация либо наклеенные силуэтные изображения, вырезанные из кожи, ча стично подкрашенные, отдельные фигур ки, покрытые листовым золотом или оло вом. Умело использовались кусочки рас крашенного тонкого войлока. В этих ап пликациях мы снова видим живые сцены; тигр напал на лося, хищник впился в свою жертву, лось припал на все четыре ноги. Автор не только описывает внешнюю сторону украшений, но даёт технику об работки различных материалов, в неко торых случаях подтверждая современ ным этнографическим материалом алтай цев, казахов и других народов Южной Сибири. Основным строительным и поделоч ным материалом древних горноалтайцев служила лиственница и кедр. Кедр упот реблялся для изготовления, главным об разом, разных скульптурных художест венных изделий. Установлено, что почти все резные, крытые золотом и оловом деревянные украшения конской упря жи — из кедра. Редко использовалась берёза. Так, например, повозка, её колё са, брусья кузова — сделаны из берёзы. По торцовой части брёвен сруба автор установил способы рубки дерева, орудие, которым оно рубилось. Для шитья одеж ды из шкуры зверей и расшивки кожа ной аппликации широко применялись нит ки из сухожилия — толстые витые и тон кие — кручёные. Шерсть различных жи вотных (козла, оленя) служила для на бивки седла, подушки и проч. Из овечье го пуха изготовлялись тонкие войлочные изделия: ковры, обувь и одежда. Автором устанавливается, что, кроме завозной ткани, имелась и ткань мест ного производства из шерсти. Судя по тому, как изготовлялись ткани, можно предполагать, что они являются одними из caMb'.lt' древних и по тому времени самых совершенных. К замечательным находкам Пазырыка относится татуировка на захороненных трупах, а также способы бальзамирова ния умерших людей. Швы, наложенные на спинной части трупов, удаление мышц и замена их травой в виде осоки или кон ским волосом, трепанация черепа с целью удаления мозга и проч. дают возможность сделать вывод, что умершие погребались в определённое время года — весной, бальзамирование делалось для сохране ния трупов до захоронения. В последней главе автор заключает, что горноалтайские находки являются ценнейшим источником для изучения прошлого народов СССР. Он подчёрки вает, что памятники, по времени относя щиеся к V— IV векам до нашей эры, «са мобытны, и по-своему яркая культура на селения Горного Алтая не исчезла бес следно. Она так или иначе вошла в осно ву дальнейшего культурного развития скотоводческих племён и народностей Южной Сибири и, возможно, Средней Азии, и, в первую очередь, алтайцев, киргизов и казахов». П. Каралькин. ПРОМЫСЛОВЫЕ ЗВЕРИ II ПТИЦЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Книга Янушевича и Благовещенского’ принадлежит к числу изданий, вызван ных к жизни широчайшей потребно стью охотничьих масс в литературе, ко торая освещала бы вопросы охотхозяй- ственной отрасли, имеющей в Сибири об щенародное значение и неограниченные возможности развития. Подобные работы появились за последние годы в большин стве крупных городов Сибири. 1 А . Я н у ш е в и ч и Н. Б л а г о в е щ е н с к и й. «Промысловые звери и птицы За падной Сибири». Новосибирское книжное из дательство, 1952. Редактор М. Гребенникова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2