Сибирские огни, 1953, № 6
интересуется историей революционного движения в крае, повесть «На берегах Исети» представляет несомненный ин терес. В повести есть ряд удачных образов и эпизодов. С удовольствием читаешь не большую сценку, показывающую, как Осип Гордеевич — середняк из заураль ского села Косулино — приехал в город за агитатором, привезти которого проси ло всё «обчество». Как живые, встают перед глазами Се мён и Марфа Широковы в маленькой главке, описывающей их тяжёлую семей ную жизнь. Образ Марфы, без любви вышедшей замуж за бедняка Семёна и лишь потом, спустя несколько лет, полюбившей его большой, настоящей любовью, является одним из лучших образов повести. Всему веришь в этой женщине — её’"любви и ненависти, её недоверию к первой сель скохозяйственной артели и затем её го рячему участию в делах этой артели. Удачен образ Осипа Гордеевича — че ловека робкого и нерешительного, кото рый, поняв, на чьей стороне правда, стал горячим сторонником большевиков и, не колеблясь, отдал свою жизнь за совет скую власть. Хорошо раскрыта в повести психоло гия Павла Чудинова — руководителя ле вых эсеров в уезде. Правдивы его посто янные колебания и нерешительность, за кономерен его конец — конец презирае мого народом предателя. В остром сатирическом плане поданы образы Капитолины Валериановны и Томочки Семиколеновых — жены и до чери богатейшего купца уезда. Эти эпи зодические образы •— тоже удача автора. К сожалению, все эти удачные образы являются в повести второстепенными. Они не оказывают решающего влияния на художественные достоинства книги в целом. Главный герой книги — Андрей Алек сеевич Журов —- молод, энергичен, без заветно предан делу революции. Однако в повести он не живёт, а только лишь руководит, агитирует и учит. Читатель видит, что Журов — хороший руководи тель, но не знает, какой Журов человек— вспыльчивый или спокойный, скрытный или откровенный, нежный или сухо ватый. Писатель пытается сделать образ Жу рова многогранным, но пользуется для этого чисто механическими приёмами: перечисляет книги, лежащие на столе у Журова, декларирует его любовь к Наде, заставляет Журова высокопарно, напы щенно говорить о музыке и т. п. Конеч но, это положения не спасает. Психоло гия Журова, его мысли и чувства оста ются для читателя неясными. Образ второго по значению героя по вести — солдата Якова Сергеева — так же обеднён автором. Яков Сергеев — неплохой организатор. Он играет серьёз ную роль в установлении советской вла сти в уезде. Однако, видя действия Сер геева, читатель не видит их мотивов, не знает мыслей и чувств героя. Именно по этому не отличишь Якова от солдат — большевиков Сталеварова или Вахраме ева. Они все нарисованы автором на одно лицо, скроены по одной мерке. Автор не раскрывает внутреннего мира своих мно гочисленных героев — и в этом главная его беда. Серьёзная причина художественных неудач повести — бледность, невырази тельность её языка. Все герои Я. Власова говорят одина ково — языком газетных информаций. Во всей книге в речах героев не встре тишь ни одной яркой, меткой фразы .’ В повести встречаются напыщенные, а иногда и просто неграмотные предло жения, слащаво-сентиментальные описа ния природы, неряшливые, небрежные сравнения. Есть, например, такие выра жения, как «жизнеутверждающие апрель ские дни», «словесная скотина», «преоб разовавшийся мужик» и т. п. Совершенно неоправданно, незаконо мерно автор на длительный период вы ключает Журова из действия повести, а затем неожиданно возвращает его. Для чего это сделано — неясно. Видимо, не зная, как завершить линии своих героев, автор к концу книги начи нает их просто убирать. Смертей очень много. Но таким образом логически за вершить линии героев, конечно, трудно'. Книга Я. Власова с полиграфической точки зрения оформлена безвкусно и не брежно. В нарушение всяких правил книга объёмом в 19 печатных листов вы пущена без переплёта, в бумажной об ложке. Печать в книге серая, бледная. Многие страницы, в том числе и титуль ный лист, отпечатаны косо. Я. Власов создал полезную и интерес ную в познавательном отношении книгу. Однако с выпуском её Курганское изда тельство явно поторопилось. Над книгой следовало бы ещё основательно порабо тать автору и редактору. И. Давыдов. ДРЕВНЯЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕПИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ Издательство Академии наук СССР выпустило в свет книгу профессора Р у денко С. И. «Культура населения Гор ного Алтая и скифское время» (Москва- Ленинград, 1953 г., редактор А. П. Ок ладников). Этот большой научный труд о древней истории алтайцев является ре зультатом исследования так называемого археологического памятника Алтая — Пазырык. Профессор Руденко в течение ряда лет исследовал группу Пазырык-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2