Сибирские огни, 1953, № 6

интересуется историей революционного движения в крае, повесть «На берегах Исети» представляет несомненный ин­ терес. В повести есть ряд удачных образов и эпизодов. С удовольствием читаешь не­ большую сценку, показывающую, как Осип Гордеевич — середняк из заураль­ ского села Косулино — приехал в город за агитатором, привезти которого проси­ ло всё «обчество». Как живые, встают перед глазами Се­ мён и Марфа Широковы в маленькой главке, описывающей их тяжёлую семей­ ную жизнь. Образ Марфы, без любви вышедшей замуж за бедняка Семёна и лишь потом, спустя несколько лет, полюбившей его большой, настоящей любовью, является одним из лучших образов повести. Всему веришь в этой женщине — её’"любви и ненависти, её недоверию к первой сель­ скохозяйственной артели и затем её го­ рячему участию в делах этой артели. Удачен образ Осипа Гордеевича — че­ ловека робкого и нерешительного, кото­ рый, поняв, на чьей стороне правда, стал горячим сторонником большевиков и, не колеблясь, отдал свою жизнь за совет­ скую власть. Хорошо раскрыта в повести психоло­ гия Павла Чудинова — руководителя ле­ вых эсеров в уезде. Правдивы его посто­ янные колебания и нерешительность, за­ кономерен его конец — конец презирае­ мого народом предателя. В остром сатирическом плане поданы образы Капитолины Валериановны и Томочки Семиколеновых — жены и до­ чери богатейшего купца уезда. Эти эпи­ зодические образы •— тоже удача автора. К сожалению, все эти удачные образы являются в повести второстепенными. Они не оказывают решающего влияния на художественные достоинства книги в целом. Главный герой книги — Андрей Алек­ сеевич Журов —- молод, энергичен, без­ заветно предан делу революции. Однако в повести он не живёт, а только лишь руководит, агитирует и учит. Читатель видит, что Журов — хороший руководи­ тель, но не знает, какой Журов человек— вспыльчивый или спокойный, скрытный или откровенный, нежный или сухо­ ватый. Писатель пытается сделать образ Жу­ рова многогранным, но пользуется для этого чисто механическими приёмами: перечисляет книги, лежащие на столе у Журова, декларирует его любовь к Наде, заставляет Журова высокопарно, напы­ щенно говорить о музыке и т. п. Конеч­ но, это положения не спасает. Психоло­ гия Журова, его мысли и чувства оста­ ются для читателя неясными. Образ второго по значению героя по­ вести — солдата Якова Сергеева — так­ же обеднён автором. Яков Сергеев — неплохой организатор. Он играет серьёз­ ную роль в установлении советской вла­ сти в уезде. Однако, видя действия Сер­ геева, читатель не видит их мотивов, не знает мыслей и чувств героя. Именно по­ этому не отличишь Якова от солдат — большевиков Сталеварова или Вахраме­ ева. Они все нарисованы автором на одно лицо, скроены по одной мерке. Автор не раскрывает внутреннего мира своих мно­ гочисленных героев — и в этом главная его беда. Серьёзная причина художественных неудач повести — бледность, невырази­ тельность её языка. Все герои Я. Власова говорят одина­ ково — языком газетных информаций. Во всей книге в речах героев не встре­ тишь ни одной яркой, меткой фразы .’ В повести встречаются напыщенные, а иногда и просто неграмотные предло­ жения, слащаво-сентиментальные описа­ ния природы, неряшливые, небрежные сравнения. Есть, например, такие выра­ жения, как «жизнеутверждающие апрель­ ские дни», «словесная скотина», «преоб­ разовавшийся мужик» и т. п. Совершенно неоправданно, незаконо­ мерно автор на длительный период вы­ ключает Журова из действия повести, а затем неожиданно возвращает его. Для чего это сделано — неясно. Видимо, не зная, как завершить линии своих героев, автор к концу книги начи­ нает их просто убирать. Смертей очень много. Но таким образом логически за­ вершить линии героев, конечно, трудно'. Книга Я. Власова с полиграфической точки зрения оформлена безвкусно и не­ брежно. В нарушение всяких правил книга объёмом в 19 печатных листов вы­ пущена без переплёта, в бумажной об­ ложке. Печать в книге серая, бледная. Многие страницы, в том числе и титуль­ ный лист, отпечатаны косо. Я. Власов создал полезную и интерес­ ную в познавательном отношении книгу. Однако с выпуском её Курганское изда­ тельство явно поторопилось. Над книгой следовало бы ещё основательно порабо­ тать автору и редактору. И. Давыдов. ДРЕВНЯЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕПИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ Издательство Академии наук СССР выпустило в свет книгу профессора Р у ­ денко С. И. «Культура населения Гор­ ного Алтая и скифское время» (Москва- Ленинград, 1953 г., редактор А. П. Ок­ ладников). Этот большой научный труд о древней истории алтайцев является ре­ зультатом исследования так называемого археологического памятника Алтая — Пазырык. Профессор Руденко в течение ряда лет исследовал группу Пазырык-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2