Сибирские огни, 1953, № 6

ник очень длинное, но совсем незрелое стихотворение о Зое Космодемьянской. Исключая несколько ярких, волнующих строк, мы находим в стихотворении лишь бледное изложение общеизвестных фак­ тов, вроде: «Всю ночь враги её пытали, но Зоины уста молчали, а утром рано на рассвете фашисты прорычали: «Смерть ей!» Примитивная, лишённая эмоцио­ нальной заражённости, рифмованная ин­ формация! Как бледно это выглядит в сравнении с невольно приходящей на память поэмой М. Алигер «Зоя», в кото­ рой тема решена подлинно п о э т и ч е ­ с к и . Цикл произведений о любви откры­ вается стихотворением «Разговор с серд­ цем», давшим название всему сборнику. Но это как раз — одно из самых слабых ■стихотворений книги, и если оно кажется .автору «программным», можно лишь по­ жалеть об этом! В тридцати строках не высказано буквально ничего, кроме шаб­ лонного утверждения, что в сердце во­ шла девушка. Ни свежей мысли, ни на­ стоящего чувства, а следовательно и ли­ рической взволнованности здесь нет и в помине. Не хватает лирической взволнованно­ сти и большинству произведений цикла. Вот — хорошее начало: В ветках ели полночь звёзды прячет, Прячет их средь снежной бахромы. На дорожке возле нашей дачи Слышится скрипучий шаг зимы... Но, во-первых, портит впечатление следующая же за этим строка: «Может, то Снегурочке не спится?» Причём тут Снегурочка? Р азве вяжется с представ­ лением о сказочно-поэтическом образе чудесной девушки с т а р у ш е ч и й «скрипучий шаг»?! А главное — в даль­ нейшем содержании тема любви опять- таки никак не раскрывается изнутри, автор ограничивается скольжением по по­ верхности. Читатель находит снова лишь голое с о о б щ е н и е о том, что на под­ московной даче два студента-однокурсни- к а представляют себе «дорогой облик» любимых девушек. Никакого развития, внутреннего лирического движения вглубь темы, никакого психологического «подтекста»! Всё —- на плоскости! Поэто­ му читателя совсем не трогает замысел автора -— передать свои любовные пере­ живания. В стихах Б. Орлова встречаются по­ рою сравнения или описания, в которых совсем ещё неокрепший собственный го­ лос поэта совершенно заглушается чу­ жими голосами. Ведь когда в стихотворении «Он звал рассвет», посвящённом Пушкину, Орлов пишет: «А на полях её — рабы, и взвит над ними кнут позорный жестокой бар­ скою рукой. Внимая равнодушно стонам себе помещик труд людской присвоил именем закона», то невозможно не вспом­ нить знакомые с детства слова: ...не внемля стона... ...Здесь барство дикое, без чувства, без закона , Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. ...Здесь рабство тощее влачится по браздам... И Т. Д. Зачем понадобилось это ухудшенное переложение «Деревни», в котором, кста­ ти сказать, одна мысль Пушкина «ис­ правлена»: у него барин присваивает труд и собственность крестьянина «без закона», а в пересказе Орлова помещик делает это «именем закона». А разве, читая строки о « г о р ю ч е м г о р е м а т е р е й , т е р я ю щ и х с в о и х д е т е й», можно не вспомнить Некрасо­ ва: « Т о с л ё з ы б е д н ы х м а т е ­ р е й . И м н е з а б ы т ь с в о и х д е ­ т е й . . .» ? Когда Орлов говорит о Зое: « Л и к е ё п р е к р а с е н » , то это (ко­ нечно же — не своё!) описание досадно напоминает противоположные по смыслу слова Пушкина о Петре: « Л и к е г о у ж а с е н». Резюмируя, следует сказать, что пока поэтический «разговор с сердцем» (и со своим собственным и с сердцем читателя) у В. Орлова не состоялся. Забота о выра­ ботке строгого художественного вкуса и собственного поэтического голоса ■— при строжайшей требовательности к себе — вот что должно сейчас стать одной из главных задач Б . Орлова. Некоторые данные у него имеются. Но впереди ещё очень много упорного труда! Р. Борисов. „НА НАШЕЙ УЛИЦЕ» «На нашей улице»1 Андрея Лядова — первая его книга. Вероятно, в ней собра­ но лучшее из того, что им написано. В самом деле, в этом небольшом сборнике есть несколько интересных стихов, кото­ рые хочется перечитать, запомнить. Сти­ хотворение «Первые строки», открываю­ щее первый раздел книги, написано взволнованно, от души. Это — размыш­ ления о Родине, о поэтическом труде, о назначении поэта. Он мечтает овладеть поэтическим мастерством, сложить хоро­ шую песню, нужную народу: Когда ж е узнаю законы , постигну пути мастерства, чтоб образ живой, беспокойный рождали простые слова, тогда я хорошую песню сложу и пошлю по стране кружить над селом в поднебесье, звучать н а короткой волне.... 1 А н д р е й Л я д о в . «На нашей улице». Стихи и песни. Омское книжное издатель­ ство, 1953 г., 72 стр. Редактор М. Махров. 12. «Сибирские огни» № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2