Сибирские огни, 1953, № 6
К н и ж н а я п о л к а „РАЗГОВОР С СЕРДЦЕМ 4*1 Эта небольшая книжка содержит не многим более тридцати стихотворений. Автор её Борис Орлов — по преиму ществу лирик: чаще всего он обращается к читателю от первого лица, рассказы вает о своих впечатлениях, ощущениях, переживаниях. В процессе постепенного знакомства с содержанием первого сбор ника его стихов перед читателем обрисо вывается облик лирического героя, био графия которого типична для целого по коления советских людей. ...Паренёк впервые приходит на завод, получает профессию, осознаёт значение •своего труда, как частицы огромной, на правленной к единой цели коллективной „деятельности: Единой дружною семьёй По всей стране моей Склонились в этот миг со мной Бригады токарей... Но вторглась в священные пределы Родины война, и молодой токарь поки нул завод: «О, ненависть, ты велика, ты — сталь клинка, ты — грань штыка. Ты обожгла мне сердце, душу! Всю силу я твою обрушу на чужеземца, на врага». А когда остатки разбитых полчищ за хватчиков были повержены наземь на улицах пославшего их Берлина, миро любивый токарь и грозный воин решил ■овладеть новым оружием: «Всё то, что может дать ученье, я, как оружие, возь му!» («Университет»), Образ Родины, естественно, входит в творчество наших поэтов. Традиционным стало олицетворение Родины в образе женщины: «Как невесту, Родину мы лю бим, бережём, как ласковую мать!» — поётся в одной из самых любимых наро дом песен. Б . Орлов сумел в стихотворе нии «Мы идём с победою к Берлину» сказать об этом по-своему: 1 Б. О р л о в . «Разговор с сердцем». Ал тайское книжное издательство , 1953 г., 78 стр. Редактор М. Юдалевич. ® к ак будто в этот светлый вечер Родина пришла к своим сынам. Положила руки нам на плечи И щекой йрильнула к орденам. Это—строки, ёмкие по мысли и проник нутые искренней взволнованностью, су рово-строгие и в то же время — неж ные. На страницах этой книжки можно най ти ^и ещё несколько удачных стихотворе ний. В целом же поэтическая продукция Б . Орлова пока ещё явно неполноценна. Отдельные поэтические находки загро мождены на его страницах серой «сло весной рудой». Возьмём, например, отрывок из поэ мы «Первый день на заводе». Автор хо тел передать впечатления и ощущения юноши, впервые попавшего в рабочий коллектив. Но как решает эту задачу Б. Орлов? Герой произведения почему-то лишь расхаживает по цеху во время р а бочего дня: « з а х о ж у » , « и д у » , « п р о х о д и м», « н е п о д о й д у — могу помешать работе». Автор даёт фак тически рифмованную инвентаризацию того, что представилось взору героя: «вращается диск», «пролетает кран-бал ка», «падает стружка», девушка «от станка переходит к станку» и т. п. Метод пассивного описательства сказывается даже в скучном повторении глаголов: «Я в и ж у перед собой станки...», « в и ж у — спускается моя ровесница», «я в и- ж у: резец врезается в сталь», «я в и- ж у: сияет лицо её», « с м о т р ю на неё и понять не могу», « с м о т р ю — и с ним мне расстаться жалко», « с м о т р ю: какой интересный этот станок расточ ный» «любо с м о т р е ть» и т. д. Подоб ное перечисление автор иногда переби вает фразами, вроде: «Мне эта с ц е н к а п о н р а в и л а с ь о ч е н ь » . Но ведь всё это не имеет ничего обще го с п о э т и ч е с к и м воплощением темы, являясь лишь вялой, черновой про заической записью. А между тем такой метод и подобный уровень характерны для очень многих стихотворений сбор ника. Стоило ли, например, включать в сбор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2