Сибирские огни, 1953, № 6

К н и ж н а я п о л к а „РАЗГОВОР С СЕРДЦЕМ 4*1 Эта небольшая книжка содержит не­ многим более тридцати стихотворений. Автор её Борис Орлов — по преиму­ ществу лирик: чаще всего он обращается к читателю от первого лица, рассказы ­ вает о своих впечатлениях, ощущениях, переживаниях. В процессе постепенного знакомства с содержанием первого сбор­ ника его стихов перед читателем обрисо­ вывается облик лирического героя, био­ графия которого типична для целого по­ коления советских людей. ...Паренёк впервые приходит на завод, получает профессию, осознаёт значение •своего труда, как частицы огромной, на­ правленной к единой цели коллективной „деятельности: Единой дружною семьёй По всей стране моей Склонились в этот миг со мной Бригады токарей... Но вторглась в священные пределы Родины война, и молодой токарь поки­ нул завод: «О, ненависть, ты велика, ты — сталь клинка, ты — грань штыка. Ты обожгла мне сердце, душу! Всю силу я твою обрушу на чужеземца, на врага». А когда остатки разбитых полчищ за ­ хватчиков были повержены наземь на улицах пославшего их Берлина, миро­ любивый токарь и грозный воин решил ■овладеть новым оружием: «Всё то, что может дать ученье, я, как оружие, возь­ му!» («Университет»), Образ Родины, естественно, входит в творчество наших поэтов. Традиционным стало олицетворение Родины в образе женщины: «Как невесту, Родину мы лю­ бим, бережём, как ласковую мать!» — поётся в одной из самых любимых наро­ дом песен. Б . Орлов сумел в стихотворе­ нии «Мы идём с победою к Берлину» сказать об этом по-своему: 1 Б. О р л о в . «Разговор с сердцем». Ал­ тайское книжное издательство , 1953 г., 78 стр. Редактор М. Юдалевич. ® к ак будто в этот светлый вечер Родина пришла к своим сынам. Положила руки нам на плечи И щекой йрильнула к орденам. Это—строки, ёмкие по мысли и проник­ нутые искренней взволнованностью, су­ рово-строгие и в то же время — неж­ ные. На страницах этой книжки можно най­ ти ^и ещё несколько удачных стихотворе­ ний. В целом же поэтическая продукция Б . Орлова пока ещё явно неполноценна. Отдельные поэтические находки загро­ мождены на его страницах серой «сло­ весной рудой». Возьмём, например, отрывок из поэ­ мы «Первый день на заводе». Автор хо­ тел передать впечатления и ощущения юноши, впервые попавшего в рабочий коллектив. Но как решает эту задачу Б. Орлов? Герой произведения почему-то лишь расхаживает по цеху во время р а­ бочего дня: « з а х о ж у » , « и д у » , « п р о х о д и м», « н е п о д о й д у — могу помешать работе». Автор даёт фак­ тически рифмованную инвентаризацию того, что представилось взору героя: «вращается диск», «пролетает кран-бал­ ка», «падает стружка», девушка «от станка переходит к станку» и т. п. Метод пассивного описательства сказывается даже в скучном повторении глаголов: «Я в и ж у перед собой станки...», « в и ж у — спускается моя ровесница», «я в и- ж у: резец врезается в сталь», «я в и- ж у: сияет лицо её», « с м о т р ю на неё и понять не могу», « с м о т р ю — и с ним мне расстаться жалко», « с м о т р ю: какой интересный этот станок расточ­ ный» «любо с м о т р е ть» и т. д. Подоб­ ное перечисление автор иногда переби­ вает фразами, вроде: «Мне эта с ц е н ­ к а п о н р а в и л а с ь о ч е н ь » . Но ведь всё это не имеет ничего обще­ го с п о э т и ч е с к и м воплощением темы, являясь лишь вялой, черновой про­ заической записью. А между тем такой метод и подобный уровень характерны для очень многих стихотворений сбор­ ника. Стоило ли, например, включать в сбор­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2