Сибирские огни, 1953, № 6

В этой книге альманаха опубликовано довольно большое количество рассказов. Все они посвящены современности и ри­ суют многообразные стороны нашей жиз­ ни. Однако авторы не всегда находят яр ­ кие краски для её воспроизведения, не­ редко беспомощны при обрисовке харак­ теров своих героев. Так, Г. Лопатин в рассказе «Полина Павловна» решил показать образ матери, которая потеряла во время войны ребён­ ка, но нашла в себе силы преодолеть тя­ жёлое горе. Замысел интересен. Но в рассказе не раскрыт характер Полины Павловны. Правда, о ней с чувством вос­ хищения говорят окружающие, о ней много говорит автор, сама же героиня почти не действует, её внутренний мир не ясен. Разумеется, такая холодная за­ рисовка никого взволновать не может. А. Трегубенко рассказывает о молодой учительнице Кате Ситниковой («Первые шаги»). Она только начала работать и, естественно, встретила немало трудно­ стей. Автор уверяет читателя, что она ни­ как не может найти контакт с классом, больше того, в рассказе говорится о кон­ фликте Кати со своими учениками. Та­ ким образом, читатель уже ' на первой странице убеждается: ученики не любят свою учительницу, у них «нет к ней ни­ какого уважения». А что же он видит на 3-й странице? Катя выступает на школь­ ном вечере самодеятельности перед эти­ ми же ребятами. И Ваня Кривцов (тот самый ученик, который нагрубил Кате, довёл её до того, что она ушла из класса, не кончив урока) объявляет её номер «с сияющим лицом». Ученики (те самые, ко­ торые обычно приветствуют её с угрю­ мыми и насупленными лицами) встреча­ ют появление Кати на сцене «совершен­ но оглушительными аплодисментами». Спрашивается, могли бы ученики с такой радостью приветствовать свою нелюби­ мую учительницу, какой автор охаракте­ ризовал Катю на первых страницах? Этот вечер показал любовь учеников к Кате, а если это так, то как же она возникла, как был преодолён конфликт, о котором идёт речь в начале рассказа? Образ Кати и, следовательно, весь рассказ в целом представляются надуманными и недора­ ботанными. В поэтическом разделе альманаха ос­ новное место занимают стихи И. Рожде­ ственского. В них поэт говорит об исто­ рических решениях XIX съезда, о тех де­ лах, которые совершаются советским народом. Однако стихи носят декларатив­ ный характер, в них много общих, краси­ вых слов, но они совершенно лишены конкретности, выражаемой в ярких поэ­ тических образах. Особенно страдает этим стихотворение «Так решил XIX съезд». Оно преимуще­ ственно состоит из простых перечисле­ ний. «Станет пустошь — садами, боло­ то — лугами, широко разольются пшени­ цы окрест, засияют огни рудников над горами», «магистраль рассечёт голубые- Саяны, мы тоннели пробьём через толщи хребтов...» и т. д. Поэт лишь скользит по поверхности больших общественных явлений, не раскрывая всей глубины про­ исходящих событий. Нельзя считать удачными и другие сти­ хотворения, опубликованные в альмана­ хе. Конечно, очень хорошо, что в центре внимания поэтов стоит простой советский человек, преобразующий природу, поко­ ряющий стихию, трудящийся ради счастья народа («Радость лесовода» П. Мухина, «Кузнец», «Баллада о связи­ стах» Е. Буравлёва). Но в этих стихотво­ рениях мы не находим ярких, запоминаю­ щихся образов советских людей, поэты совершенно не касаются внутреннего ми­ ра своих героев, ограничиваются внеш­ ними, часто ничего не говорящими, дета­ лями, которые уже давно знакомы чита­ телю по многим, многим стихотворениям. Если говорят, например, о связистах (Е. Буравлёв — «Баллада о связистах»), то, конечно, путь им преграждает «непро­ лазная тайга», «ночь, пурга и морозы»,, у них «на щеках стыли слёзы», «пальцы трудно согнуть». И, конечно, «воля, му­ жество, см ело сть— сохранили отряд». Но вот этнх-то качеств советских людей мы и не видим в стихотворении, поэт только говорит о них, а не показывает их ощутимо, зримо, волнующе. Хорошее начинание альманаха — пуб­ ликация стихов хакасских и тувинских поэтов (переводы Г. Сысолятина, И. Ав­ раменко, И. Верюгина). Особого внима­ ния заслуживают стихи Ю. Кюзнегеша «Споёмте о дружбе» — о братском един­ стве всех национальностей нашей страны. Новый раздел альманаха «Дела и лю­ ди» знакомит читателей с жизнью края, с его людьми и их трудом. В очерках описываются преобразования, происшед­ шие в сибирской деревне (К. Лыжин — «Вторая жизнь»), освоение неисследован­ ных ещё речных путей (И. Назаров -— «Мы идём в Ванавару»), лучшие люди края (А. Егорова — «Слуга народа», М. Глозус — «Народный учитель»). Всё это очень нужно и важно. Но писателям- очеркис'там не следует забывать, что Красноярский край —■это край высокой индустрии, крупных промышленных пред­ приятий. Читатели хотят видеть на стра­ ницах альманаха очерки о стахановцах, новаторах производства. Нельзя не отметить и недостатков опубликованных очерков. Так, А. Егоро­ ва, рассказывая о советском депутате Н. Н. Горбаче, приводит много фактов, выдержек из писем, свидетельствующих о крепкой связи депутата со своими из­ бирателями, описывает разнообразную его деятельность, но, к сожалению, обо всём этом говорит сухим, канцеляр­ ским языком. В очерке М. Глозуса «Народный учи­ тель» автор попытался всесторонне раскрыть образ советского учителя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2