Сибирские огни, 1953, № 6
В этой книге альманаха опубликовано довольно большое количество рассказов. Все они посвящены современности и ри суют многообразные стороны нашей жиз ни. Однако авторы не всегда находят яр кие краски для её воспроизведения, не редко беспомощны при обрисовке харак теров своих героев. Так, Г. Лопатин в рассказе «Полина Павловна» решил показать образ матери, которая потеряла во время войны ребён ка, но нашла в себе силы преодолеть тя жёлое горе. Замысел интересен. Но в рассказе не раскрыт характер Полины Павловны. Правда, о ней с чувством вос хищения говорят окружающие, о ней много говорит автор, сама же героиня почти не действует, её внутренний мир не ясен. Разумеется, такая холодная за рисовка никого взволновать не может. А. Трегубенко рассказывает о молодой учительнице Кате Ситниковой («Первые шаги»). Она только начала работать и, естественно, встретила немало трудно стей. Автор уверяет читателя, что она ни как не может найти контакт с классом, больше того, в рассказе говорится о кон фликте Кати со своими учениками. Та ким образом, читатель уже ' на первой странице убеждается: ученики не любят свою учительницу, у них «нет к ней ни какого уважения». А что же он видит на 3-й странице? Катя выступает на школь ном вечере самодеятельности перед эти ми же ребятами. И Ваня Кривцов (тот самый ученик, который нагрубил Кате, довёл её до того, что она ушла из класса, не кончив урока) объявляет её номер «с сияющим лицом». Ученики (те самые, ко торые обычно приветствуют её с угрю мыми и насупленными лицами) встреча ют появление Кати на сцене «совершен но оглушительными аплодисментами». Спрашивается, могли бы ученики с такой радостью приветствовать свою нелюби мую учительницу, какой автор охаракте ризовал Катю на первых страницах? Этот вечер показал любовь учеников к Кате, а если это так, то как же она возникла, как был преодолён конфликт, о котором идёт речь в начале рассказа? Образ Кати и, следовательно, весь рассказ в целом представляются надуманными и недора ботанными. В поэтическом разделе альманаха ос новное место занимают стихи И. Рожде ственского. В них поэт говорит об исто рических решениях XIX съезда, о тех де лах, которые совершаются советским народом. Однако стихи носят декларатив ный характер, в них много общих, краси вых слов, но они совершенно лишены конкретности, выражаемой в ярких поэ тических образах. Особенно страдает этим стихотворение «Так решил XIX съезд». Оно преимуще ственно состоит из простых перечисле ний. «Станет пустошь — садами, боло то — лугами, широко разольются пшени цы окрест, засияют огни рудников над горами», «магистраль рассечёт голубые- Саяны, мы тоннели пробьём через толщи хребтов...» и т. д. Поэт лишь скользит по поверхности больших общественных явлений, не раскрывая всей глубины про исходящих событий. Нельзя считать удачными и другие сти хотворения, опубликованные в альмана хе. Конечно, очень хорошо, что в центре внимания поэтов стоит простой советский человек, преобразующий природу, поко ряющий стихию, трудящийся ради счастья народа («Радость лесовода» П. Мухина, «Кузнец», «Баллада о связи стах» Е. Буравлёва). Но в этих стихотво рениях мы не находим ярких, запоминаю щихся образов советских людей, поэты совершенно не касаются внутреннего ми ра своих героев, ограничиваются внеш ними, часто ничего не говорящими, дета лями, которые уже давно знакомы чита телю по многим, многим стихотворениям. Если говорят, например, о связистах (Е. Буравлёв — «Баллада о связистах»), то, конечно, путь им преграждает «непро лазная тайга», «ночь, пурга и морозы»,, у них «на щеках стыли слёзы», «пальцы трудно согнуть». И, конечно, «воля, му жество, см ело сть— сохранили отряд». Но вот этнх-то качеств советских людей мы и не видим в стихотворении, поэт только говорит о них, а не показывает их ощутимо, зримо, волнующе. Хорошее начинание альманаха — пуб ликация стихов хакасских и тувинских поэтов (переводы Г. Сысолятина, И. Ав раменко, И. Верюгина). Особого внима ния заслуживают стихи Ю. Кюзнегеша «Споёмте о дружбе» — о братском един стве всех национальностей нашей страны. Новый раздел альманаха «Дела и лю ди» знакомит читателей с жизнью края, с его людьми и их трудом. В очерках описываются преобразования, происшед шие в сибирской деревне (К. Лыжин — «Вторая жизнь»), освоение неисследован ных ещё речных путей (И. Назаров -— «Мы идём в Ванавару»), лучшие люди края (А. Егорова — «Слуга народа», М. Глозус — «Народный учитель»). Всё это очень нужно и важно. Но писателям- очеркис'там не следует забывать, что Красноярский край —■это край высокой индустрии, крупных промышленных пред приятий. Читатели хотят видеть на стра ницах альманаха очерки о стахановцах, новаторах производства. Нельзя не отметить и недостатков опубликованных очерков. Так, А. Егоро ва, рассказывая о советском депутате Н. Н. Горбаче, приводит много фактов, выдержек из писем, свидетельствующих о крепкой связи депутата со своими из бирателями, описывает разнообразную его деятельность, но, к сожалению, обо всём этом говорит сухим, канцеляр ским языком. В очерке М. Глозуса «Народный учи тель» автор попытался всесторонне раскрыть образ советского учителя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2