Сибирские огни, 1953, № 6
Н. К А Н А Е В \ у М. 81. Тимофеев-Терёшкин К 70-летию со дня рождения Михаил Николаевич Тимофеев-Терёш- яин родился в 1883 году в семье богатого якута . Учился он в Томском университе те, но курса не окончил. Первое преизве- дение поэта, стихотворение «Вилюйская песня», было напечатано в газете «Якут ск а я жизнь» в 1908 году. Активная лите ратурная деятельность его начинается уж е после Великой Октябрьской социа листической революции. Как поэт М. Тимофеев-Терёшкин раз вивался под воздействием устного народ ного творчества. Это следование фольк лорным традициям, при некритическом к «им подходе, не всегда было плодотвор ным для него. В ранних своих произведе ниях М. Тимофеев-Терёшкин прибегал к •стилизации образов старинного фолькло ра , злоупотреблял мифологическими об разами . В этом отношении были особен но характерны стихотворение «На берегу Байкала» , написанное в 1927 году, и поэмы «Могучий орёл Ленин» и «Ж елез ностальной батырь», включённые в сбор ник «Сказанья о вождях». Но эти ошибки поэтом постепенно пре одолевались. Решительный перелом в его творчестве в сторону овладения методом социалистического реализма происходит в годы Великой Отечественной войны «советского народа. Произведения, написанные в этот пе риод, занимают основное место в его творчестве. В самом начале войны М. Тимофеев- Терёшкин обращается к могучему образу великой советской Родины. В стихотворе нии «Слово гнева» (1941 г.) образ Роди ны встаёт перед поэтом в виде могучего дуба, подножье которого обвила змея. Но разве змея может его повалить? Конечно, нет1 Поэт изображает Родину в образе огромного гранитного утёса, который стремятся сдвинуть злобные волны. Но разве волны могут сдвинуть гору? Конеч но, нет! Сила гнева и ненависти советско го народа передаётся поэтом в образе бу ри, сметающей «тёмные тучи фашистской пыли», в образе молнии, сопровождаю щейся страшным громом, способным мощным ударом раздавить фашистские •орды. В этом стихотворении поэт не ограни чивается только изображением суровой обстановки военного времени. Он твёрдо верит в победу советского народа. Он пи шет, что «яркую зорю весны вселенной не закроют фашистские тучи», что насту пит день справедливого возмездия—день победы. Стихи М. Тимофеева-Терёшкина сю- жетны. Язык прост и точен. Поэт избегает высокопарных выражений. Характеры героев раскрываются не в отвлечённых рассуждениях, а в их конкретных делах, поступках. Возьмём стихотворение «Под виг пехотинца Сафронова». В нём изоб ражается боец якут Сафронов, грудью прикрывший от пули русского лейте нанта. Сафронов у М. Тимофеева-Терёшкина не только «сын земли якутской», но и «сын земли советской». Это говорит о ясном понимании поэтом единства инте ресов якутского народа с общими интере сами всего советского народа. Своего героя поэт характеризует как «воина орлиной стаи», сравнивает его с оберега ющим своё гнездо соколом. Сравнения — один из основных худо жественных приёмов М. Тимофеева-Те рёшкина. Он широко пользуется ими во многих своих произведениях. Образные сравнения М. Тимофеева-Терёшкина за имствованы, как и в народной поэзии, из мира птиц и животных. Подобные сравне ния не всегда верно могут отражать явле ния нашей современности. Нетворческое и некритическое использование этих от живших поэтических приёмов для выра жения нового социалистического содер жания приводит иногда к надуманности и искусственности отдельных элементов национальной формы его поэзии. В самом деле, сравнение храброго советского вои на с медведем и лосем — художественно примитивно, ибо при помощи такого сравнения раскрыть героический харак тер современного нашего воина невозмож но. Следует ещё отметить, что в своих сравнениях М. Тимофеев-Терёшкин не всегда разборчив. Поджигатели войны с Уолл-стрита характеризуются поэтом, как хищные волки, но в то же время «слов-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2