Сибирские огни, 1953, № 6
К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я А . ВЫСОЦКИЙ у / Пятидесятилетие писателя А. «1. Цоптелова Писателю-сибиряку — Афанасию Л а заревичу Коптелову исполнилось пять десят лет, из которых он почти тридцать лет посвятил литературному труду. Про изведения А. Коптелова пользуются за служенным вниманием читателей. В них рассказывается о явлениях нашей совет ской действительности — о преобразова нии Сибири в край социалистической ин дустрии и передового колхозного сель ского хозяйства. А. Коптелов родился в 1903 году. Отец его — крестьянин из таёжного села Залесовского района Алтайского края. Грамоте он начал учиться у старухи-ба бушки по церковно-славянской азбуке. Возможно, в своём «образовании» он так бы и не перешагнул через церковные книги, если бы не Октябрьская социали стическая революция. Свежий ветер ре волюции долетел и до глухой таёжной деревни, помог молодому А. Коптелову вырваться из давящего душу узкого кер жацкого мирка. В последующем А. Коп телов с волнением писал о кержаках: «не знаю более отсталых и закоснелых людей: песни петь — нельзя, плясать — воспрещено, гражданские книги читать— грешно, играть — не позволено». На пятнадцатом году жизни А. Копте лов впервые попал в сельскую школу, увидел гору книг и начал читать, как го ворится, запоем — по ночам при свечке, на меже во время кормёжки лошадей, в ночном — у костра. Затем он кончает краткосрочные курсы «красных учите лей», работает избачом, позднее, в 1921 году, — председателем коммуны, ин структором уземотдела, в 1923 году ста новится активным селькором. Его самого неудержимо тянуло писать. Это дело, думалось, лёгкое — разве мно го нужно, чтобы написать рассказ в две- три странички, как у А. П. Чехова? Но оказалось, что одного только стремления к литературной работе мало. В течение двух лет он прислал в редакцию журна ла «Сибирские огни» не менее десяти рассказов, и все они были возвращены автору, как безнадёжные. Снова и снова он работает над ними. Настойчивость и упорство в труде и учении дают свой ре зультат — в 1924 году в Барнаульском журнале «Алтайская деревня» был на печатан первый рассказ А. Коптелова «Поблазнилось», а через год в «Сибир ских огнях» появился другой его рассказ «Антихристово время». В нём он изо бражал патриархальный мир кержацкой деревни, подавленной вековыми религи озными и бытовыми пережитками. Пер вый отзыв на этот рассказ появился в журнале «Книжная полка»: «А . Копте лов — крестьянин, с дерзостью идущий в литературу. Он пишет упрямо, настой чиво — его бракуют, режут, кромсают, но он работает и работает, и через два года он всё же даёт вещь, которая идёт в печать... Тем радостнее установить, что это первое выступление очень удачно». В старую сибирскую деревню всё боль ше и больше входят явления новой жиз ни, новые общественные порядки, орга низуемые Коммунистической партией и советской властью. Молодой писатель и сам был активным строителем новой жизни в деревне. Первая попытка пока зать новое в жизни деревни была сдела на им в рассказе «Чёрное золото». Это рассказ не только о деревне, о ломко кержацкого быта, но и о том, как в глу хой тайге начинается стройка завода, возникновению которого помогает пере довая часть крестьянства. Однако писа тель ^ещё не изображал проявлений клас совой борьбы в деревне. Первая попытка сделать это дана в повести «Морок» (1927 год). Здесь намечен более чёткий показ классового расслоения деревни, первоначальное движение бедноты и ча сти середняков к коллективному труду, к высвобождению от кулацкой кабалы. Тему переустройства жизни деревни на коллективных началах писатель дела ет главной, ведущей в своём романе «Но вые поля». Это первое крупное художе ственное произведение А. Коптелова на писано на материале жизненных наблю дений 1927 — 1928 годов, в канун велико го перелома — массового перехода дере>- венской бедноты и середняков на колхоз ный путь. В романе дана притаёжная де
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2