Сибирские огни, 1953, № 6
тиву пьесу Ю. Сальникова «Твоя семья», потратило много времени на но вые и новые обсуждения, лишь недавно ■риступив к репетициям, в процессе ко торых легче вносить улучшения в текст. * ** Мы уже упоминали о гастролях ново сибирских театров. Необходимо остано виться на этом вопросе специально. Не впервые выезжали театры на гаст роли. В позапрошлом году «Красный факел» работал в Ленинграде. Театр оперы и балета за предшествующие годы побывал во многих городах Дальнего Во стока, в Кузбассе, в Томске. Напомним, что для Облдрамтеатра гастрольные по ездки по близким и глубинным районам области являются основным условием творческой деятельности — коллектив разъезж ает почти непрерывно более два дцати лет, и в этот раз провёл лишь неь значитедьную часть сезона в Новосибир ске. Часто выступает перед иногород ними зрителями и кукольный театр. Не гастролирует лишь ТЮЗ, это обстоятель ство заслуживает сожаления, ибо во вре мя гастролей театр не только показыва ет своё искусство, но и встречается с но выми зрителями, имеет возможность зна комиться со спектаклями других театров, и это, само по себе, приносит несомнен ную пользу. Понятно, что наибольшие и при этом специфические трудности представляют гастроли для Театра оперы и балета. До статочно сказать, что ему не удаётся во время своих поездок выступать на сце нических площадках хотя бы половин ного размера в сравнении с собственной, а зачастую работа происходит на сценах гораздо меньших. Приходится готовить специальное многократно уменьшенное оформление, порою поступаться какими- то важными его деталями. Резкое изме нение пространственных условий дейсп вия обязательно требует и продуманных изменений самой формы спектакля. Не допустимо автоматически копировать, скажем, построение массовых эпизодов, уместное на громадной сцене и при большом числе участников — для малень кой сценической площадки и с мень шим количеством участников. Впечатле ние получается совсем иным. Перед драматическими театрами тако го рода трудности обычно не возникают. Но, само собой понятно, что и без та ких трудностей недавние выступления «Красного факела» на столичных сценах представляли собой сложнейшую задачу, серьёзнейший творческий экзамен. Мы убеждены, однако, что приятные воспоминания о радушном и доброжела тельном московском зрителе не вызовут у коллектива «головокружения от успе хов». Напротив, глубоко продумывая об щие итоги гастролей, артисты театра и его руководители, несомненно, сделают практические выводы, которые обяжут их к ещё более серьёзной работе в даль нейшем. В самом деле, ведь из десяти спектаклей, показанных в столице, наи более высокую оценку получили «Чай ка» и «Зыковы». Немалый интерес вы звала постановка «Кряжевых». Итак, речь шла о классических пьесах, напи санных до революции, и пьесе молодого автора, действие которой в сценическом варианте начинается в первые годы века, рассказывает в конце о первых послеок тябрьских годах, но далеко не доходит до наших дней. Здесь есть над чем призадуматься. Во-первых, л и ш ь д в а из отмеченных спектаклей — н о в ы е , созданные в по следнем сезоне. Во-вторых, оказалось, что спектакли «Красного факела» на с о- в р е м е н н у ю с о в е т с к у ю т е м у , в которых театр должен был показать яр кие образы героев нашей с е г о д н я ш н е й д е й с т в и т е л ь н о с т и , не были признаны выдающимися достижениями театра. Мы склонны не согласиться с утверждениями некоторых критиков ПО' поводу, скажем, «Трёх солдат» — спек такля, который нет оснований «сбрасы вать со счетов». Несправедливо было бы не заметить очень органичной, убеждаю щей игры JI. Морозкиной, В. Девятовой, А. Малышева, JI. Левина, В. Эйдельмана в этой постановке театра. Выше говори лось также, что, несмотря на отдельные существенные недостатки, подлежащие устранению, «Песнь о черноморцах» — волнующий спектакль. Но факт остаётся фактом: московские гастроли со всей очевидностью показали, что н а п е р в о м п л а н е в «Красном факеле» — по глубине режиссёрского за мысла, по уровню актёрского мастерства, а, следовательно, и по степени идейно-ху дожественной правдивости, стоят с п е к т а к л и . . . н е о с о в р е м е н н и к а х ! И дело здесь отнюдь не только в том, что качество драматургического материа ла современных пьес уступает горьков ской или чеховской драматургии. Ведь порою пьесы, в весьма высоком качестве которых сомневаться невозможно, не по лучали в этом театре полноценного во площения (например, «Таланты и по клонники», «Бешеные деньги»). Театры обязаны, как напомнила недав но передовая статья «Правды», «отобра жать жизнь советского общества в её непрестанном движении вперёд...». В статье говорится, что создание талант ливых и разнообразных спектаклей о со ветском человеке — п е р в е й ш а я за дача всякого театра нашей страны. * ** В Новосибирске плодотворно работает группа театральных художников, чьё творческое участие в создании спектак ля, конечно, в большой мере содействует его успеху или неуспеху. Есть среди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2