Сибирские огни, 1953, № 6

тиву пьесу Ю. Сальникова «Твоя семья», потратило много времени на но­ вые и новые обсуждения, лишь недавно ■риступив к репетициям, в процессе ко­ торых легче вносить улучшения в текст. * ** Мы уже упоминали о гастролях ново­ сибирских театров. Необходимо остано­ виться на этом вопросе специально. Не впервые выезжали театры на гаст­ роли. В позапрошлом году «Красный факел» работал в Ленинграде. Театр оперы и балета за предшествующие годы побывал во многих городах Дальнего Во­ стока, в Кузбассе, в Томске. Напомним, что для Облдрамтеатра гастрольные по­ ездки по близким и глубинным районам области являются основным условием творческой деятельности — коллектив разъезж ает почти непрерывно более два­ дцати лет, и в этот раз провёл лишь неь значитедьную часть сезона в Новосибир­ ске. Часто выступает перед иногород­ ними зрителями и кукольный театр. Не гастролирует лишь ТЮЗ, это обстоятель­ ство заслуживает сожаления, ибо во вре­ мя гастролей театр не только показыва­ ет своё искусство, но и встречается с но­ выми зрителями, имеет возможность зна­ комиться со спектаклями других театров, и это, само по себе, приносит несомнен­ ную пользу. Понятно, что наибольшие и при этом специфические трудности представляют гастроли для Театра оперы и балета. До­ статочно сказать, что ему не удаётся во время своих поездок выступать на сце­ нических площадках хотя бы половин­ ного размера в сравнении с собственной, а зачастую работа происходит на сценах гораздо меньших. Приходится готовить специальное многократно уменьшенное оформление, порою поступаться какими- то важными его деталями. Резкое изме­ нение пространственных условий дейсп вия обязательно требует и продуманных изменений самой формы спектакля. Не­ допустимо автоматически копировать, скажем, построение массовых эпизодов, уместное на громадной сцене и при большом числе участников — для малень­ кой сценической площадки и с мень­ шим количеством участников. Впечатле­ ние получается совсем иным. Перед драматическими театрами тако­ го рода трудности обычно не возникают. Но, само собой понятно, что и без та­ ких трудностей недавние выступления «Красного факела» на столичных сценах представляли собой сложнейшую задачу, серьёзнейший творческий экзамен. Мы убеждены, однако, что приятные воспоминания о радушном и доброжела­ тельном московском зрителе не вызовут у коллектива «головокружения от успе­ хов». Напротив, глубоко продумывая об­ щие итоги гастролей, артисты театра и его руководители, несомненно, сделают практические выводы, которые обяжут их к ещё более серьёзной работе в даль­ нейшем. В самом деле, ведь из десяти спектаклей, показанных в столице, наи­ более высокую оценку получили «Чай­ ка» и «Зыковы». Немалый интерес вы­ звала постановка «Кряжевых». Итак, речь шла о классических пьесах, напи­ санных до революции, и пьесе молодого автора, действие которой в сценическом варианте начинается в первые годы века, рассказывает в конце о первых послеок­ тябрьских годах, но далеко не доходит до наших дней. Здесь есть над чем призадуматься. Во-первых, л и ш ь д в а из отмеченных спектаклей — н о в ы е , созданные в по­ следнем сезоне. Во-вторых, оказалось, что спектакли «Красного факела» на с о- в р е м е н н у ю с о в е т с к у ю т е м у , в которых театр должен был показать яр ­ кие образы героев нашей с е г о д н я ш ­ н е й д е й с т в и т е л ь н о с т и , не были признаны выдающимися достижениями театра. Мы склонны не согласиться с утверждениями некоторых критиков ПО' поводу, скажем, «Трёх солдат» — спек­ такля, который нет оснований «сбрасы­ вать со счетов». Несправедливо было бы не заметить очень органичной, убеждаю­ щей игры JI. Морозкиной, В. Девятовой, А. Малышева, JI. Левина, В. Эйдельмана в этой постановке театра. Выше говори­ лось также, что, несмотря на отдельные существенные недостатки, подлежащие устранению, «Песнь о черноморцах» — волнующий спектакль. Но факт остаётся фактом: московские гастроли со всей очевидностью показали, что н а п е р в о м п л а н е в «Красном факеле» — по глубине режиссёрского за­ мысла, по уровню актёрского мастерства, а, следовательно, и по степени идейно-ху­ дожественной правдивости, стоят с п е к ­ т а к л и . . . н е о с о в р е м е н н и к а х ! И дело здесь отнюдь не только в том, что качество драматургического материа­ ла современных пьес уступает горьков­ ской или чеховской драматургии. Ведь порою пьесы, в весьма высоком качестве которых сомневаться невозможно, не по­ лучали в этом театре полноценного во­ площения (например, «Таланты и по­ клонники», «Бешеные деньги»). Театры обязаны, как напомнила недав­ но передовая статья «Правды», «отобра­ жать жизнь советского общества в её непрестанном движении вперёд...». В статье говорится, что создание талант­ ливых и разнообразных спектаклей о со­ ветском человеке — п е р в е й ш а я за ­ дача всякого театра нашей страны. * ** В Новосибирске плодотворно работает группа театральных художников, чьё творческое участие в создании спектак­ ля, конечно, в большой мере содействует его успеху или неуспеху. Есть среди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2