Сибирские огни, 1953, № 6
.дов и подготовки актёров в просматри ваемых ролях (что имело место, напри мер, в ТЮЗе). Были и такие случаи, когда артисты, объявленные участника ми смотра в афишах, не знали об этом и фактически не выступали в спектаклях, как это было в Театре оперы и балета. Смотр закончился в мае, но до сих пор не подведены его об- :щие итоги, не обсуждены работы участ ников смотра. ** * Говоря об итогах прошедшего сезона, нельзя не коснуться вопроса о рядовых спектаклях наших театров. Ведь иные спектакли играются по 5 0— 100 раз, многие сохраняются в течение ряда сезонов. Все ли они сохраняют качество премьеры? Думается, что нет. За по следнее время вопрос о качестве выезд ного и рядового спектакля всё чаще под нимается общественностью и зрителями. Зрители вправе требовать, чтобы любой рядовой спектакль был полноценным сценическим произведением, чтобы и пя тидесятое представление было во всяком случае не хуже премьеры. Конечно, ка чество рядового спектакля зависит, прежде всего, от тех достоинств или не достатков, которые были заложены в нём в процессе работы. Спектакли, создан ные на основе верного, яркого режиссёр ского замысла, в которых найдено един ство ансамбля, тщательно сделана каж дая роль, — такие спектакли имеют возможность — и должны — жить много лет. Но как часто даже и эти спектак ли, из-за отсутствия постоянно внима тельного режиссёрского глаза, контроля ■со стороны автора оформления и худо жественного совета, вскоре после первой постановки «разбалтываются», начинают терять х у д о ж е с т в е н н у ю ценность, а значит, и и д е й н о - в о с п и т а т е л ь н о е значение. Очень немного можно на звать постановок, которые росли бы от спектакля к спектаклю и в которых де корации сохраняли бы целиком первона чальный замысел художника. Напротив, изношенные декорации или неправомерные изменения в партитуре света характерны для многих рядовых спектаклей театров. «Хранить спек такль — это значит совершенствовать •его»,—говорил главный режиссёр МХАТ Кедров. Есть ещё одна важная проблема в жизни наших театров. Бесспорно, что практикуемая театрами (с единственной целью — «подогнать» выполнение фи нансового плана) чрезмерная эксплуата ция новой постановки переутомляет ак тёров, заставляет их прибегать к штам пованным приёмам, не творить на сцене, а просто «отбывать повинность». Не ясно ли, что это неизбежно выхолащивает со держание пьесы, оперы и балета, заве домо снижает качество спектакля? Но как часто у нас забывают об этой не приятной истине! «Боже мой! — восклицал Белинский в знаменитой статье о Мочалове в роли Гамлета,—ш е с т ь представлений в про должение какого-нибудь месяца с тремя днями... да тут хоть какое вдохновение так ослабеет!» (Подчёркнуто Белинским). Шесть!.. А вот «Три солдата» были показаны «Красным факелом» только в феврале ш е с т н а д ц а т ь раз. Тюзов ский спектакль «Ромео и Джульетта», требующий от актёров предельного на пряжения всех сил, прошёл в апреле с е м н а д ц а т ь раз! О каком же творческом самочувствии актёра может итти речь при такой си стеме построения месячного репертуара. * * * Прошедший сезон театров страны ознаменовался сценическим открытием ряда пьес, никогда ранее не показанных зрителю, но представляющих большую идейно-эстетическую ценность. Пьесы: «Сомов и другие» Горького, «Тени» Салтыкова-Щедрина, «Мастерица варить кашу» Чернышевского начали, наконец, свой сценический путь. Сатирическая комедия В. Маяковского «Баня» по су ществу только теперь получает подлин ную жизнь в театре. При этом, надо под черкнуть, что горьковский Сомов впер- Еые вышел на сцену ярославского театра. Этот театр проявил почётную инициати ву, которой могут позавидовать и теат ры столичные! Новосибирские театры ещё недостаточ но смело выступают в вопросе обновле ния репертуара. Призыв газеты «Прав да» — смелее обогащать репертуар — от носится, конечно, не только к «Красно му факелу». Но обогащение репертуара неразрывно связано с п р о ч н ы м вклю чением в репертуар новых произведет ний. Поставить новую пьесу или оперу, которая с трудом удержится один се зон, — это не означает обогащения р е пертуара! А такие случаи в практике на ших театров были. Напомним хотя бы «На просторах» В. Лаврентьева в Обл- драмтеатре. Известно, что пьеса Л. Ге- раскиной «Аттестат зрелости» или балет И. Морозова «Доктор Айболит», дора ботанные авторами совместно с коллек тивами новосибирских театров, остались в репертуаре надолго. И это очень хо рошо. Но этого мало! Сейчас «Красный факел» после «Кря жевых» приступает к работе с В. Лав рентьевым над его новой пьесой, посвя щённой сегодняшнему дню Сибири. И можно пожелать театру и драматургу успеха в этой очередной встрече. Но подчас театрам не хватает необхо димой смелости и решительности в обо гащении репертуара произведениями местных авторов. Так, руководство ТЮ За, одобрив понравившуюся коллек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2