Сибирские огни, 1953, № 6

.дов и подготовки актёров в просматри­ ваемых ролях (что имело место, напри­ мер, в ТЮЗе). Были и такие случаи, когда артисты, объявленные участника­ ми смотра в афишах, не знали об этом и фактически не выступали в спектаклях, как это было в Театре оперы и балета. Смотр закончился в мае, но до сих пор не подведены его об- :щие итоги, не обсуждены работы участ­ ников смотра. ** * Говоря об итогах прошедшего сезона, нельзя не коснуться вопроса о рядовых спектаклях наших театров. Ведь иные спектакли играются по 5 0— 100 раз, многие сохраняются в течение ряда сезонов. Все ли они сохраняют качество премьеры? Думается, что нет. За по­ следнее время вопрос о качестве выезд­ ного и рядового спектакля всё чаще под­ нимается общественностью и зрителями. Зрители вправе требовать, чтобы любой рядовой спектакль был полноценным сценическим произведением, чтобы и пя­ тидесятое представление было во всяком случае не хуже премьеры. Конечно, ка­ чество рядового спектакля зависит, прежде всего, от тех достоинств или не­ достатков, которые были заложены в нём в процессе работы. Спектакли, создан­ ные на основе верного, яркого режиссёр­ ского замысла, в которых найдено един­ ство ансамбля, тщательно сделана каж­ дая роль, — такие спектакли имеют возможность — и должны — жить много лет. Но как часто даже и эти спектак­ ли, из-за отсутствия постоянно внима­ тельного режиссёрского глаза, контроля ■со стороны автора оформления и худо­ жественного совета, вскоре после первой постановки «разбалтываются», начинают терять х у д о ж е с т в е н н у ю ценность, а значит, и и д е й н о - в о с п и т а т е л ь ­ н о е значение. Очень немного можно на­ звать постановок, которые росли бы от спектакля к спектаклю и в которых де­ корации сохраняли бы целиком первона­ чальный замысел художника. Напротив, изношенные декорации или неправомерные изменения в партитуре света характерны для многих рядовых спектаклей театров. «Хранить спек­ такль — это значит совершенствовать •его»,—говорил главный режиссёр МХАТ Кедров. Есть ещё одна важная проблема в жизни наших театров. Бесспорно, что практикуемая театрами (с единственной целью — «подогнать» выполнение фи­ нансового плана) чрезмерная эксплуата­ ция новой постановки переутомляет ак­ тёров, заставляет их прибегать к штам­ пованным приёмам, не творить на сцене, а просто «отбывать повинность». Не ясно ли, что это неизбежно выхолащивает со­ держание пьесы, оперы и балета, заве­ домо снижает качество спектакля? Но как часто у нас забывают об этой не­ приятной истине! «Боже мой! — восклицал Белинский в знаменитой статье о Мочалове в роли Гамлета,—ш е с т ь представлений в про­ должение какого-нибудь месяца с тремя днями... да тут хоть какое вдохновение так ослабеет!» (Подчёркнуто Белинским). Шесть!.. А вот «Три солдата» были показаны «Красным факелом» только в феврале ш е с т н а д ц а т ь раз. Тюзов­ ский спектакль «Ромео и Джульетта», требующий от актёров предельного на­ пряжения всех сил, прошёл в апреле с е м н а д ц а т ь раз! О каком же творческом самочувствии актёра может итти речь при такой си­ стеме построения месячного репертуара. * * * Прошедший сезон театров страны ознаменовался сценическим открытием ряда пьес, никогда ранее не показанных зрителю, но представляющих большую идейно-эстетическую ценность. Пьесы: «Сомов и другие» Горького, «Тени» Салтыкова-Щедрина, «Мастерица варить кашу» Чернышевского начали, наконец, свой сценический путь. Сатирическая комедия В. Маяковского «Баня» по су­ ществу только теперь получает подлин­ ную жизнь в театре. При этом, надо под­ черкнуть, что горьковский Сомов впер- Еые вышел на сцену ярославского театра. Этот театр проявил почётную инициати­ ву, которой могут позавидовать и теат­ ры столичные! Новосибирские театры ещё недостаточ­ но смело выступают в вопросе обновле­ ния репертуара. Призыв газеты «Прав­ да» — смелее обогащать репертуар — от­ носится, конечно, не только к «Красно­ му факелу». Но обогащение репертуара неразрывно связано с п р о ч н ы м вклю­ чением в репертуар новых произведет ний. Поставить новую пьесу или оперу, которая с трудом удержится один се­ зон, — это не означает обогащения р е­ пертуара! А такие случаи в практике на­ ших театров были. Напомним хотя бы «На просторах» В. Лаврентьева в Обл- драмтеатре. Известно, что пьеса Л. Ге- раскиной «Аттестат зрелости» или балет И. Морозова «Доктор Айболит», дора­ ботанные авторами совместно с коллек­ тивами новосибирских театров, остались в репертуаре надолго. И это очень хо­ рошо. Но этого мало! Сейчас «Красный факел» после «Кря­ жевых» приступает к работе с В. Лав­ рентьевым над его новой пьесой, посвя­ щённой сегодняшнему дню Сибири. И можно пожелать театру и драматургу успеха в этой очередной встрече. Но подчас театрам не хватает необхо­ димой смелости и решительности в обо­ гащении репертуара произведениями местных авторов. Так, руководство ТЮ За, одобрив понравившуюся коллек­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2