Сибирские огни, 1953, № 6
ни стало делать акцент на ней, то это бу дет насилием над художественным про изведением. Успех спектакля «Лакме» — это в первую очередь успех молодой певицы М. Карпинчик, исполняющей заглавную партию. Хочется, однако, пожелать, что бы исполнительница добилась большей лёгкости, грациозности в знаменитой «арии с колокольчиками». Значительно менее яркое впечатление производит та же артистка в «Ромео и Джульетте». Если в нескольких эпизо дах спектакля поёт она хорошо, то всё же ей определённо не удаётся передать р а з в и т и е о б р а з а Д ж у л ь е т т ы — от наивного беззаботного подростка до возмужавшего в страшной жизненной буре человека. У Карпинчик, как и у других исполнителей, негг в спектакле подлинного проникновения во внутрен ний мир героев. В частности это отно сится и к засл. арт. Бурято-Монгольской АССР Н. Сычёву-Ромео. Несмотря на ряд несомненных успе хов Театра оперы и балета, прошедшего за короткий срок значительный путь, пе ред некоторыми солистами попрежнему остро стоит вопрос о сценическом вопло щении вокального образа. В коллективе следует повести более решительную борьбу с прочно держащимся ложным и вредным мнением о том, что оперному актёру важно только во-время «всту пить» и чисто, выразительно петь. Ко нечно, надо! Но, заботясь о яркой трак товке вокальной партии, созданной ком позитором, любой солист оперы обязан помнить слова Чайковского: «В театре требуются н е т о л ь к о мелодии и гар монии, но так же д е й с т в и е » , что «нельзя злоупотреблять вниманием слу шателя, который пришёл не только слу шать, но и смотреть». Понятно, что речь тут идёт не о декорациях, а об и г р а ю щ е м певце. А Станиславский решитель но предупреждал против страшной опас ности, когда со сцены льётся лишь «звук, правильно или неправильно взя тый технически, но п у с т о й , бессмыс ленный по своему с о д е р ж а н и ю . Дей ственная мысль должна создавать п о д т е к с т , только тогда и получится в н у т р е н н я я и н т о н а ц и я . . . а н е н о т ы , к а к н о т ы вокального мастер ства и блеска». С интересом принял зритель оба по ставленных в прошлом сезоне балетных спектакля — «Спящая красавица» и «Эсмеральда». Заглавные роли в этих спектаклях исполняют молодые балери ны Т. Зимина и JI. Крупенина. Творче ский рост их налицо, хотя каждой ещё не хватает полной слитности танца с дра матическим содержанием образа. Интес ресны и очень выразительны выступле ния молодого солиста Г. Рыхлова (Квази модо в «Эсмеральде»), опытного танцов щика М. Собо (злая фея Карабос в «Спящей красавице») и ведущего соли ста балета С. Павлова (архидьякон Клод Фролло в «Эсмеральде»). Важно, что и молодой балетмейстер М. Сатуновский, поставивший «Эгме- ральду», и постановщик «Спящей кра савицы» — опытный мастер советского' балета В. Войнонен создали не танце вальный дивертисмент, а содержатель ные спектакли, чётко раскрывающие ос новную мысль произведения. Оформлял оба спектакля молодой художник А. Морозов. Надо приветство вать вступление в труппу молодого ди рижёра А. Копылова, показавшего себя чутким музыкальным руководителем ба летных спектаклей. * ** В театрах города много молодых твор ческих работников. Достаточно сказать, что 70 процентов состава Театра юных зрителей — это молодёжь, пришедшая недавно из театральных вузов и учи лищ. Много молодёжи в «Красном фа келе» и в Театре оперы и балета (осо бенно среди балетной группы). Молодые артисты требуют особенно внимательно го отношения со стороны режиссёра, ба летмейстера, дирижёра. Ведь в учебных заведениях они получили только знания, а для приобретения опыта и мастерства необходимо правильное развитие способ ностей, необходима педагогическая дея тельность постановщиков при работе над образом. З а последние годы в новосибирских театрах несколько улучшилась работа с творческой молодёжью, заметно вырос ли, выдвинулись на ответственные роли молодые одарённые артисты. Они заня ли достойное место рядом с мастерами театров. Порою пользу в воспитании кадров приносит и работа над специаль ными учебными молодёжными спектак лями (внеплановыми), такими, как «Три солдата» в «Красном факеле» или «Зай ка-зазнайка» в ТЮЗе. Однако выдвижение и рост новых ар тистических сил всё ещё отстаёт от ре альных потребностей наших театров, от законных требований зрителя. И следу ет сказать, что, например, второй красно- факельский молодёжный спектакль «Же нихи», несмотря на отдельные актёрские удачи, отнюдь не является подлинным творческим успехом театра, он лишён ансамблевости исполнения, многие обра зы — поверхностны. Проходивший в этом сезоне городской смотр театральной молодёжи был на правлен на выявление достижений и не достатков артистов, певцов, танцоров, театральных художников. Но, как и в прошлые годы, смотр прошёл на низком уровне. Не было организовано лекцион ной работы, учёбы по повышению про фессионального мастерства. Руководст вом театров не было выделено необхо димого репетиционного времени для вво-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2