Сибирские огни, 1953, № 6

ни стало делать акцент на ней, то это бу­ дет насилием над художественным про­ изведением. Успех спектакля «Лакме» — это в первую очередь успех молодой певицы М. Карпинчик, исполняющей заглавную партию. Хочется, однако, пожелать, что­ бы исполнительница добилась большей лёгкости, грациозности в знаменитой «арии с колокольчиками». Значительно менее яркое впечатление производит та же артистка в «Ромео и Джульетте». Если в нескольких эпизо­ дах спектакля поёт она хорошо, то всё же ей определённо не удаётся передать р а з в и т и е о б р а з а Д ж у л ь е т т ы — от наивного беззаботного подростка до возмужавшего в страшной жизненной буре человека. У Карпинчик, как и у других исполнителей, негг в спектакле подлинного проникновения во внутрен­ ний мир героев. В частности это отно­ сится и к засл. арт. Бурято-Монгольской АССР Н. Сычёву-Ромео. Несмотря на ряд несомненных успе­ хов Театра оперы и балета, прошедшего за короткий срок значительный путь, пе­ ред некоторыми солистами попрежнему остро стоит вопрос о сценическом вопло­ щении вокального образа. В коллективе следует повести более решительную борьбу с прочно держащимся ложным и вредным мнением о том, что оперному актёру важно только во-время «всту­ пить» и чисто, выразительно петь. Ко­ нечно, надо! Но, заботясь о яркой трак­ товке вокальной партии, созданной ком­ позитором, любой солист оперы обязан помнить слова Чайковского: «В театре требуются н е т о л ь к о мелодии и гар­ монии, но так же д е й с т в и е » , что «нельзя злоупотреблять вниманием слу­ шателя, который пришёл не только слу­ шать, но и смотреть». Понятно, что речь тут идёт не о декорациях, а об и г р а ю ­ щ е м певце. А Станиславский решитель­ но предупреждал против страшной опас­ ности, когда со сцены льётся лишь «звук, правильно или неправильно взя­ тый технически, но п у с т о й , бессмыс­ ленный по своему с о д е р ж а н и ю . Дей­ ственная мысль должна создавать п о д ­ т е к с т , только тогда и получится в н у т р е н н я я и н т о н а ц и я . . . а н е н о т ы , к а к н о т ы вокального мастер­ ства и блеска». С интересом принял зритель оба по­ ставленных в прошлом сезоне балетных спектакля — «Спящая красавица» и «Эсмеральда». Заглавные роли в этих спектаклях исполняют молодые балери­ ны Т. Зимина и JI. Крупенина. Творче­ ский рост их налицо, хотя каждой ещё не хватает полной слитности танца с дра­ матическим содержанием образа. Интес ресны и очень выразительны выступле­ ния молодого солиста Г. Рыхлова (Квази­ модо в «Эсмеральде»), опытного танцов­ щика М. Собо (злая фея Карабос в «Спящей красавице») и ведущего соли­ ста балета С. Павлова (архидьякон Клод Фролло в «Эсмеральде»). Важно, что и молодой балетмейстер М. Сатуновский, поставивший «Эгме- ральду», и постановщик «Спящей кра­ савицы» — опытный мастер советского' балета В. Войнонен создали не танце­ вальный дивертисмент, а содержатель­ ные спектакли, чётко раскрывающие ос­ новную мысль произведения. Оформлял оба спектакля молодой художник А. Морозов. Надо приветство­ вать вступление в труппу молодого ди­ рижёра А. Копылова, показавшего себя чутким музыкальным руководителем ба­ летных спектаклей. * ** В театрах города много молодых твор­ ческих работников. Достаточно сказать, что 70 процентов состава Театра юных зрителей — это молодёжь, пришедшая недавно из театральных вузов и учи­ лищ. Много молодёжи в «Красном фа­ келе» и в Театре оперы и балета (осо­ бенно среди балетной группы). Молодые артисты требуют особенно внимательно­ го отношения со стороны режиссёра, ба­ летмейстера, дирижёра. Ведь в учебных заведениях они получили только знания, а для приобретения опыта и мастерства необходимо правильное развитие способ­ ностей, необходима педагогическая дея­ тельность постановщиков при работе над образом. З а последние годы в новосибирских театрах несколько улучшилась работа с творческой молодёжью, заметно вырос­ ли, выдвинулись на ответственные роли молодые одарённые артисты. Они заня­ ли достойное место рядом с мастерами театров. Порою пользу в воспитании кадров приносит и работа над специаль­ ными учебными молодёжными спектак­ лями (внеплановыми), такими, как «Три солдата» в «Красном факеле» или «Зай­ ка-зазнайка» в ТЮЗе. Однако выдвижение и рост новых ар ­ тистических сил всё ещё отстаёт от ре­ альных потребностей наших театров, от законных требований зрителя. И следу­ ет сказать, что, например, второй красно- факельский молодёжный спектакль «Же­ нихи», несмотря на отдельные актёрские удачи, отнюдь не является подлинным творческим успехом театра, он лишён ансамблевости исполнения, многие обра­ зы — поверхностны. Проходивший в этом сезоне городской смотр театральной молодёжи был на­ правлен на выявление достижений и не­ достатков артистов, певцов, танцоров, театральных художников. Но, как и в прошлые годы, смотр прошёл на низком уровне. Не было организовано лекцион­ ной работы, учёбы по повышению про­ фессионального мастерства. Руководст­ вом театров не было выделено необхо­ димого репетиционного времени для вво-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2