Сибирские огни, 1953, № 6
понять, о чём, собственно, идёт речь. Так сделан театром шаг назад после «Хованщины». Тем большая ответствен ность лежит на нём в процессе подготов ки ^для нового сезона другой замечатель ной русской оперы — «Садко» Римского- Корсакова. Об уровне, достигнутом в «Хованщине», ни руководители, ни кол лектив забывать не имеют права. Большего успеха добился театр в ре шении другой, труднейшей и очень важ ной задачи, — в постановке советской оперы , «Молодой гвардии» Ю. Мей- туса. Нельзя сказать, что по качеству му зыки «Молодая гвардия» является наи лучшим достижением советского оперно го творчества. Не всё удалось автору этого произведения. Лишь меньшинство действующих лиц наделено яркой и за поминающейся характеристикой, которая к тому же показывала бы симфониче скими средствами внутреннее развитие персонажа. В нескольких местах, там, где самим ходом событий требуется ши рокое звучание оркестра и передача чувств и мыслей героев именно в пении, автор ограничивается лишь речитати вом, предлагает исполнителям либо вы разительно шептать, либо взволнованно выкрикивать в определённом ритме фразы значительного содержания. Но вместе с тем немало в опере и страст ных, проникнутых подлинным пафосом музыкальных эпизодов. Нередко находит Ю. Мейтус и лирическую теплоту и ге роические интонации для обрисовки сво их персонажей. Коллектив новосибирского театра су мел в ряде случаев подчеркнуть силь ны е стороны оперы Ю. Мейтуса, хотя и не везде смог затушевать музыкально драматургическую «слабину» других эпи зодов. Основное заключается в том, что молодой режиссёр Б. Бурштейн совмест но с Р. Тихомировым во многом успеш но вели поиски сценических средств для создания героического оперного спектак ля, выражающего высокие идеи совет ского патриотизма, единства и монолит ности нашего народа, ведомого могучей партией. Поэтому и страдания, которые довелось испытать юным краснодонцам в фашистском плену, и гибель их вос принимаются нами как оптимистическая трагедия, а это свидетельствует о том, что театр правильно понял особенности жанра этой оперы. Ценно, что в этом спектакле ощутимо стремление к ансамблевости исполне ния — это ведь особенно важно для убедительного воплощения на оперной сцене славного коллектива героической молодёжи. Надо сказать, что многое для правдивого изображения своих героев исполнители ряда основных партий су мели найти. Это так. Но вместе с тем, когда следишь за сценическим поведе нием Б. Кокурина — Олега Кошевого (в других спектаклях эту партию испол няет П. Гай), П. Ульяновой, или Н. Де- зидериевой — Ули Громовой, Ю. При- тулы — Сергея Тюленина, В. Сопиной или А. Бугуевой — Любы Шевцовой, невольно дорисовываешь в своём вообра жении то, что по тем или иным причи нам исполнителями не «донесено». Но, разумеется, театр не может успокаивать ся этим обстоятельством. В частности, необходимо, чтобы постановщик и дири жёр провели дальнейшую работу с обои ми исполнителями партии Олега. Как раз в этом образе следует сделать более сильным и рельефно ощутимым накал героической романтики, столь характер ной для литературного первоисточника оперы — Фадеевского романа. Вспом ним, что эту черту рисует А. Фадеев не только в эпизодах огромной моральной победы Кошевого над врагом. Случайно ли введена в роман сцена, когда Олег останавливает в степи и удерживает вздыбленных коней? Наша критика на звала этот эпизод «сценой античного ри сунка». Такого эпизода, конечно, не могло быть в опере. Но забывать о нём и в оперной характеристике Олега не следует. Не надо бояться известной при поднятости, окрылённости образа во всей его трактовке, ибо это идёт от са мой жизни, от покоряющей красоты под вига юноши-вожака. Больше силы, боль ше внутреннего огня необходимо пока зать в нём. Есть в спектакле хорошие вырази тельные массовые сцены, в которых мы с волнением видим наш народ в тягост ную для страны годину. Но, как справед ливо иуказывалось театру во время гаст ролей в Красноярске и Иркутске, имеют ся и примитивные массовые эпизоды, решённые в традиционно оперном плане (например, уход жителей Краснодона на борьбу с захватчиками, сцена на площа ди и т. д.). Правильно указывалось и на то, что оркестр заглушает солистов, а иногда и хор, что, кстати сказать, слу чается не только в этом спектакле! Надо думать, что «Молодая гвардия» на сцене новосибирского Театра оперы и балета будет итти долго, не один се зон, но тем настоятельнее необходимость совершенствовать этот спектакль «на ходу». Западноевропейская классика была представлена в новом репертуаре сезона двумя лирическими операми «Ромео и Джульетта» Гуно и «Лакме» Делиба. Из этих спектаклей более удачным, более интересно решённым надо признать «Лакме». Здесь чувствуется более цель ный и продуманный режиссёрский план, цементирующий различные эпизоды в стройное сценическое повествование о несчастной судьбе прекрасной индийской девушки, полюбившей англичанина, о священной ненависти индийского народа к колонизаторам. Надо, впрочем, учиты вать, что вторая тема занимает в опере подчинённое место, и если во что бы то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2