Сибирские огни, 1953, № 6

понять, о чём, собственно, идёт речь. Так сделан театром шаг назад после «Хованщины». Тем большая ответствен­ ность лежит на нём в процессе подготов­ ки ^для нового сезона другой замечатель­ ной русской оперы — «Садко» Римского- Корсакова. Об уровне, достигнутом в «Хованщине», ни руководители, ни кол­ лектив забывать не имеют права. Большего успеха добился театр в ре­ шении другой, труднейшей и очень важ­ ной задачи, — в постановке советской оперы , «Молодой гвардии» Ю. Мей- туса. Нельзя сказать, что по качеству му­ зыки «Молодая гвардия» является наи­ лучшим достижением советского оперно­ го творчества. Не всё удалось автору этого произведения. Лишь меньшинство действующих лиц наделено яркой и за ­ поминающейся характеристикой, которая к тому же показывала бы симфониче­ скими средствами внутреннее развитие персонажа. В нескольких местах, там, где самим ходом событий требуется ши­ рокое звучание оркестра и передача чувств и мыслей героев именно в пении, автор ограничивается лишь речитати­ вом, предлагает исполнителям либо вы­ разительно шептать, либо взволнованно выкрикивать в определённом ритме фразы значительного содержания. Но вместе с тем немало в опере и страст­ ных, проникнутых подлинным пафосом музыкальных эпизодов. Нередко находит Ю. Мейтус и лирическую теплоту и ге­ роические интонации для обрисовки сво­ их персонажей. Коллектив новосибирского театра су­ мел в ряде случаев подчеркнуть силь­ ны е стороны оперы Ю. Мейтуса, хотя и не везде смог затушевать музыкально­ драматургическую «слабину» других эпи­ зодов. Основное заключается в том, что молодой режиссёр Б. Бурштейн совмест­ но с Р. Тихомировым во многом успеш­ но вели поиски сценических средств для создания героического оперного спектак­ ля, выражающего высокие идеи совет­ ского патриотизма, единства и монолит­ ности нашего народа, ведомого могучей партией. Поэтому и страдания, которые довелось испытать юным краснодонцам в фашистском плену, и гибель их вос­ принимаются нами как оптимистическая трагедия, а это свидетельствует о том, что театр правильно понял особенности жанра этой оперы. Ценно, что в этом спектакле ощутимо стремление к ансамблевости исполне­ ния — это ведь особенно важно для убедительного воплощения на оперной сцене славного коллектива героической молодёжи. Надо сказать, что многое для правдивого изображения своих героев исполнители ряда основных партий су­ мели найти. Это так. Но вместе с тем, когда следишь за сценическим поведе­ нием Б. Кокурина — Олега Кошевого (в других спектаклях эту партию испол­ няет П. Гай), П. Ульяновой, или Н. Де- зидериевой — Ули Громовой, Ю. При- тулы — Сергея Тюленина, В. Сопиной или А. Бугуевой — Любы Шевцовой, невольно дорисовываешь в своём вообра­ жении то, что по тем или иным причи­ нам исполнителями не «донесено». Но, разумеется, театр не может успокаивать­ ся этим обстоятельством. В частности, необходимо, чтобы постановщик и дири­ жёр провели дальнейшую работу с обои­ ми исполнителями партии Олега. Как раз в этом образе следует сделать более сильным и рельефно ощутимым накал героической романтики, столь характер­ ной для литературного первоисточника оперы — Фадеевского романа. Вспом­ ним, что эту черту рисует А. Фадеев не только в эпизодах огромной моральной победы Кошевого над врагом. Случайно ли введена в роман сцена, когда Олег останавливает в степи и удерживает вздыбленных коней? Наша критика на­ звала этот эпизод «сценой античного ри­ сунка». Такого эпизода, конечно, не могло быть в опере. Но забывать о нём и в оперной характеристике Олега не следует. Не надо бояться известной при­ поднятости, окрылённости образа во всей его трактовке, ибо это идёт от са­ мой жизни, от покоряющей красоты под­ вига юноши-вожака. Больше силы, боль­ ше внутреннего огня необходимо пока­ зать в нём. Есть в спектакле хорошие вырази­ тельные массовые сцены, в которых мы с волнением видим наш народ в тягост­ ную для страны годину. Но, как справед­ ливо иуказывалось театру во время гаст­ ролей в Красноярске и Иркутске, имеют­ ся и примитивные массовые эпизоды, решённые в традиционно оперном плане (например, уход жителей Краснодона на борьбу с захватчиками, сцена на площа­ ди и т. д.). Правильно указывалось и на то, что оркестр заглушает солистов, а иногда и хор, что, кстати сказать, слу­ чается не только в этом спектакле! Надо думать, что «Молодая гвардия» на сцене новосибирского Театра оперы и балета будет итти долго, не один се­ зон, но тем настоятельнее необходимость совершенствовать этот спектакль «на ходу». Западноевропейская классика была представлена в новом репертуаре сезона двумя лирическими операми «Ромео и Джульетта» Гуно и «Лакме» Делиба. Из этих спектаклей более удачным, более интересно решённым надо признать «Лакме». Здесь чувствуется более цель­ ный и продуманный режиссёрский план, цементирующий различные эпизоды в стройное сценическое повествование о несчастной судьбе прекрасной индийской девушки, полюбившей англичанина, о священной ненависти индийского народа к колонизаторам. Надо, впрочем, учиты­ вать, что вторая тема занимает в опере подчинённое место, и если во что бы то

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2