Сибирские огни, 1953, № 6
ныв творения Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Римского-Кор сакова, Чайковского, Сметаны, Верди, Бизе и других. Были осуществлены и постановки ряда произведений советских композиторов — Корчмарёва, Спадавек киа, Дзержинского и других. Не все спектакли были удачными, не все они раскрывали замысел композито ров, только постепенно начинает замет но повышаться общая вокально-сцениче ская и хореографическая культура коллектива, обладающего рядом несом ненно талантливых исполнителей. В об щении с советскими композиторами те атр допускал грубые ошибки, например, включение в репертуар идейно-порочной оперы Мурадели «Великая дружба», бледная постановка слабой оперы Кова ля «Севастопольцы». Но имел театр и крупные достижения. Так, с успехом возобновлённый балет молодого советского композитора Игоря Морозова «Доктор Айболит» был по ставлен ещё в 1947 году. Долгое время работал театр с композитором и создал по сути дела новый вариант произведе ния. Те, кто посетил один из спектаклей «Доктор Айболит» в этом сезоне, могли снова убедиться в том, что это — под линно большой спектакль для малень ких зрителей, увлекательно пропаганди рующий в сказочно-фантастической фор ме светлые идеи советского гуманизма. Следует напомнить, что «Доктор Айбо лит» в Новосибирске впервые увидел свет. Именно отсюда новое произведение перешло на сцены Москвы, Ленинграда и других городов. Спектакль был удо стоен Сталинской премии. Открыт был сезон спектаклем «Хован щина» — и это вполне закономерно. «Хованщина» — действительно, этапный спектакль и принципиальная удача кол лектива. По своим музыкально-драматур гическим особенностям, по трудности своего вокально-сценического воплоще ния, по сложности идейного решения её на сцене «Хованщина», пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой оперт ной литературе. И нет ни малейшего со мнения в том, что коллективу не удалось бы решить эту задачу, если бы в пред шествующие годы он не поработал (с разной степенью успеха) над такими мо нументальными спектаклями, как «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила»... Руководители постановки (режиссёр Р. Тихомиров, дирижёр засл. арт. БМ АССР М. Бухбиндер, художник засл. деят. иск. РСФСР С. Белоголовый, хорт мейстер Е. Горбенко) сосредоточили своё внимание на том знаменательном опреде лении, которое дал «Хованщине» её автор: « н а р о д н о - м у з ы к а л ь н а я д р а м а». Народные сцены, массовые эпизоды, занимающие в опере весьма су щественное место, отработаны в данном спектакле более тщательно и вдумчиво, чем во многих предшествующих (да в последних) постановках новосибирского театра. Хоровой коллектив сделал в этом: спектакле заметный шаг к решению той сложной и интересной задачи, выдвигае мой именно русскими классическими операми (а «Хованщиной» — особенно), о которой говорил когда-то сподвижник Мусоргского по «могучей кучке» Цезарь Кюи. Отмечая, что западноевропейская музыка «одряхлела и не может под бодриться, несмотря на все гармониче ские оркестровые приправы, а русская музыка полна сил и свеяшсти», Кюв очень правильно определил замечатель ную особенность русских опер: «Хор в наших операх играет роль б о л е е в а ж н ую, чем во всех других. Э т о у ж е н е т о л п а б е з в о л и , с о б и р а ю щ а я с я д л я т о г о , ч т о б ы п е т ь . Это собрание людей, действую щих с о з н а т е л ь н о и с а м о с т о я т е л ь н о , — отсюда в музыке новый элемент глубины и широты размаха». А ведь частенько на сцене новосибир ского театра в любых операх (русских, в том числе) мы ещё и сегодня видим лишь «поющую толпу» в соответствую щих костюмах. Тем отраднее, что почти в каждом эпизоде «Хованщины» реали зуется стремление режиссёра наделить любого из участников чёткими функция ми, определённым действием. Скажем, в сцене «пришлых людей» кто-то снима ет лапоть и начинает поправлять пор тянку, в то время как другой вынул иэ котомки её скудное содержимое и на чинает закусывать, а третий, убедив шись, что его котомка уже пуста, огорчённо укладывается отдохнуть голод ным. Причём всё это, оказывается, н е м е ш а е т п е н и ю ! В другой кар тине стрельцы во время разгульной, бес шабашной песни «Зла-презла настойка хмельная» тоже заняты каждый своим делом. Зрители обращают внимание и на активное поведение артистов хора в такой ответственной картине, как финал, когда многие раскольники протестуют против изуверского акта самосожжения. Но надо заметить, что конкретные сце нические задачи ещё не до конца «за креплены» в сознании некоторых арти стов хора и на иных спектаклях «Хован щины» чёткость массовых сцен несколь ко расплывается. Разумеется, «Хованщина» не была бы успехом театра, если бы в спектакле были удачны только массовые эпизоды. Нет, и ведущие сольные партии (хотя и не все) в спектакле решены ярко. Б е з условно, интересна работа засл. арт. РСФСР В. Арканова над образом Доси- фея, предстающего в его исполнении ак тивным политическим деятелем в чёрной рясе, способным быть диктатором. Вме сте с этими чертами причудливо ужи ваются в Досифее и элементы религиоз ного фанатизма. Колоритны фигуры надменного властолюбивого стрелецкого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2