Сибирские огни, 1953, № 6

чеховской пьесы. Давно не ощущали мы такого полного слияния авторского за­ мысла, драматургических особенностей произведения с их воплощением на сцене. Москвичи видели в этом спектакле новых для себя актёров, следили за не­ знакомым им режиссёрским почерком, и неудивительно, что на них веяло от это­ го спектакля и свежестью исполнитель­ ской манеры, сценического поведения. Новосибирским же зрителям давно зна­ комы участники спектакля, знакома творческая манера каждого из них. Нечего греха таить, — не один раз а других постановках зрителям в пол­ ноте восприятия мешало то, что они, ча­ ще или реже, явственно узнавали в поведении героев спектакля, в их мане­ ре держаться, смотреть на собеседника, разговаривать... героев совсем других пьес, нарисованных ранее теми же ар­ тистами. Сценическое перевоплощение не так-то легко — да и не всем! — даёт­ ся. В «Чайке» же мы увидели многих краснофакельцев в новом качестве, с но­ вой стороны. В первую очередь это, ко­ нечно, относится к В. Капустиной. Артистка достигла такой степени про­ никновения в образ, что зритель говорит себе: «всё — правда, это — жизнь!» Её Нина —■не только покоряющая своим обаянием, хрупкая, нежная, тонко чув­ ствующая девушка, но и очень талант­ ливый, очень умный человек. И человек этот живёт перед нами в самый напря­ жённый, переломный период своей био­ графии. Вероятно, ещё с детства увле­ чённая мечтой о служении искусству, Заречная вначале была уверена, что это служение обязательно приносит «настоя­ щую, шумную славу». И вполне убеди­ тельно В. Капустина показывает нам, как Заречная приходит потом к совер­ шенно другим выводам. Много выстра­ давшая, испытавшая крушение в своей любви к Тригорину, измученная женщи­ на всей силой своей души и разума ве­ рит в то, что ей надо жить, надо рабо­ тать на сцене и ради этого победить своё горе. Такой мы видим Капусти­ ну-Нину в последнем акте. «...В нашем деле... главное не слава, не блеск... Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не бо­ юсь жизни». Не боится, победит! Зри ­ тель в этом не сомневается. Нельзя со­ гласиться с упрёком критика И. Со­ ловьёвой («Советская культура» от 22 августа с. г.) по поводу того, что в последнем акте Капустина цитирует мо­ нолог из пьесы Треплева «подчёркнуто окрепшим» голосом. Ведь в этом неиз­ бежно проявляется новое качество ха­ рактера Нины, и подобное средство ху­ дожественного воздействия здесь, как контраст, вполне уместно и действенно. Тяжело, трудно и грустно, — да, пока ещ ё очень грустно Нине Заречной-Ка- пустиной — но она уже вся в устремлении вперёд. Она намного сильнее Треплева, хотя сама узнаёт об этом, пожалуй, лишь в конце спектакля. Лишь в немногие моменты спектакля. В. Капустина как бы теряет ключ от ро­ ли Заречной, — там, где ей и режиссёру не удалось найти до конца достоверного самочувствия. Так, например, не убеж­ дает однообразная интонация её воскли­ цания: «Я — чайка!», повторяемого не­ сколько раз. То же можно сказать о первом разговоре Нины с Тригориным, когда она спрашивает его о том, как он ощущает свою славу. Но такие не­ многие моменты, не заполненные чувст­ вом и мыслью Заречной, заслоняются' правдивостью образа в целом. Подавляющее большинство участни­ ков спектакля составляет хороший ансамбль с исполнительницей заглавной роли. Пожалуй, наиболее полно и точно передаёт чеховский замысел засл. арт. РСФСР С. Бирюков — Дорн. В значи­ тельной мере преодолел первоначаль­ ные ошибки в трактовке характера Треплева засл. арт. РСФСР С. Галуза, который рисует теперь убеждающий об­ раз. Интересны сценические портреты чеховских героев, созданные засл. арт. РСФСР А. Аржановым (Сорин), народн. арт. РСФСР Н. Михайловым (Тригорин), засл. арт. РСФСР Е. Агароновой (Арка- дина), Н. Коростынёвым и Б. Поповым (Медведенко), Н. Лебедевой (Шамраееа), Л. Лунёвой (Маша). Отмечая удачу Л. Лунёвой в «Чайке», мы считаем нужным присоединиться к замечанию И. Соловьёвой в упомянутой статье о том, что эта талантливая актриса психо­ логического плана действительно очень мало занята в репертуаре «Красного фа­ кела». Очень досадно, что Н. Кудрявцев, иг­ рающий Шамраева, кажется чужерод­ ным в этом спектакле.' При всей коме­ дийной сочности этого образа он должен быть мягче, ибо комедиен Шамраев — п о - ч е х о в с к и , а этого Кудрявцев не ощутил. Хочется, чтобы этот превосходный спектакль всё-таки продолжал совершен­ ствоваться и сохранился в репертуаре на долгие годы, ибо известно, что спек­ такль, который не обогащается в процес­ се своей сценической жизни, вместе с тем, конечно, и не остаётся прежним, а становится бледнее, хуже. Таков один из внутренних законов театра. * * * «Ровесником победы» называют ново­ сибирцы свой Театр оперы и балета, от­ крывшийся в мае 1945 года в одном из крупнейших театральных зданий мира. До начала прошлого сезона театр со­ здал уже свыше сорока спектаклей, представляющих лучшие образцы рус­ ской и зарубежной классики: гениаль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2