Сибирские огни, 1953, № 6
чеховской пьесы. Давно не ощущали мы такого полного слияния авторского за мысла, драматургических особенностей произведения с их воплощением на сцене. Москвичи видели в этом спектакле новых для себя актёров, следили за не знакомым им режиссёрским почерком, и неудивительно, что на них веяло от это го спектакля и свежестью исполнитель ской манеры, сценического поведения. Новосибирским же зрителям давно зна комы участники спектакля, знакома творческая манера каждого из них. Нечего греха таить, — не один раз а других постановках зрителям в пол ноте восприятия мешало то, что они, ча ще или реже, явственно узнавали в поведении героев спектакля, в их мане ре держаться, смотреть на собеседника, разговаривать... героев совсем других пьес, нарисованных ранее теми же ар тистами. Сценическое перевоплощение не так-то легко — да и не всем! — даёт ся. В «Чайке» же мы увидели многих краснофакельцев в новом качестве, с но вой стороны. В первую очередь это, ко нечно, относится к В. Капустиной. Артистка достигла такой степени про никновения в образ, что зритель говорит себе: «всё — правда, это — жизнь!» Её Нина —■не только покоряющая своим обаянием, хрупкая, нежная, тонко чув ствующая девушка, но и очень талант ливый, очень умный человек. И человек этот живёт перед нами в самый напря жённый, переломный период своей био графии. Вероятно, ещё с детства увле чённая мечтой о служении искусству, Заречная вначале была уверена, что это служение обязательно приносит «настоя щую, шумную славу». И вполне убеди тельно В. Капустина показывает нам, как Заречная приходит потом к совер шенно другим выводам. Много выстра давшая, испытавшая крушение в своей любви к Тригорину, измученная женщи на всей силой своей души и разума ве рит в то, что ей надо жить, надо рабо тать на сцене и ради этого победить своё горе. Такой мы видим Капусти ну-Нину в последнем акте. «...В нашем деле... главное не слава, не блеск... Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не бо юсь жизни». Не боится, победит! Зри тель в этом не сомневается. Нельзя со гласиться с упрёком критика И. Со ловьёвой («Советская культура» от 22 августа с. г.) по поводу того, что в последнем акте Капустина цитирует мо нолог из пьесы Треплева «подчёркнуто окрепшим» голосом. Ведь в этом неиз бежно проявляется новое качество ха рактера Нины, и подобное средство ху дожественного воздействия здесь, как контраст, вполне уместно и действенно. Тяжело, трудно и грустно, — да, пока ещ ё очень грустно Нине Заречной-Ка- пустиной — но она уже вся в устремлении вперёд. Она намного сильнее Треплева, хотя сама узнаёт об этом, пожалуй, лишь в конце спектакля. Лишь в немногие моменты спектакля. В. Капустина как бы теряет ключ от ро ли Заречной, — там, где ей и режиссёру не удалось найти до конца достоверного самочувствия. Так, например, не убеж дает однообразная интонация её воскли цания: «Я — чайка!», повторяемого не сколько раз. То же можно сказать о первом разговоре Нины с Тригориным, когда она спрашивает его о том, как он ощущает свою славу. Но такие не многие моменты, не заполненные чувст вом и мыслью Заречной, заслоняются' правдивостью образа в целом. Подавляющее большинство участни ков спектакля составляет хороший ансамбль с исполнительницей заглавной роли. Пожалуй, наиболее полно и точно передаёт чеховский замысел засл. арт. РСФСР С. Бирюков — Дорн. В значи тельной мере преодолел первоначаль ные ошибки в трактовке характера Треплева засл. арт. РСФСР С. Галуза, который рисует теперь убеждающий об раз. Интересны сценические портреты чеховских героев, созданные засл. арт. РСФСР А. Аржановым (Сорин), народн. арт. РСФСР Н. Михайловым (Тригорин), засл. арт. РСФСР Е. Агароновой (Арка- дина), Н. Коростынёвым и Б. Поповым (Медведенко), Н. Лебедевой (Шамраееа), Л. Лунёвой (Маша). Отмечая удачу Л. Лунёвой в «Чайке», мы считаем нужным присоединиться к замечанию И. Соловьёвой в упомянутой статье о том, что эта талантливая актриса психо логического плана действительно очень мало занята в репертуаре «Красного фа кела». Очень досадно, что Н. Кудрявцев, иг рающий Шамраева, кажется чужерод ным в этом спектакле.' При всей коме дийной сочности этого образа он должен быть мягче, ибо комедиен Шамраев — п о - ч е х о в с к и , а этого Кудрявцев не ощутил. Хочется, чтобы этот превосходный спектакль всё-таки продолжал совершен ствоваться и сохранился в репертуаре на долгие годы, ибо известно, что спек такль, который не обогащается в процес се своей сценической жизни, вместе с тем, конечно, и не остаётся прежним, а становится бледнее, хуже. Таков один из внутренних законов театра. * * * «Ровесником победы» называют ново сибирцы свой Театр оперы и балета, от крывшийся в мае 1945 года в одном из крупнейших театральных зданий мира. До начала прошлого сезона театр со здал уже свыше сорока спектаклей, представляющих лучшие образцы рус ской и зарубежной классики: гениаль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2