Сибирские огни, 1953, № 6

•ской». Недостаточное развитие в сю­ жете получил сатирически обрисованный работник Областного управления сель­ ского хозяйства Безруков. Именно в этом направлении должна была итти дальнейшая доработка инте­ ресно задуманной и очень нужной пьесы. Следует признать, что ни редакция «Си­ бирских огней» (опубликовавшая « На просторах» в четвёртом номере журна­ ла за прошлый год), ни Всесоюзный се­ минар молодых драматургов, где эта пьеса обсуждалась, не сумели оказать автору необходимой помощи. Не выполнил своей задачи и Област­ ной драматический театр, поставивший пьесу чрезвычайно бледно и не исполь­ зовавший тех возможностей, которые в ней — при всех её художественных про­ счётах — имеются. Вместе с тем, театр не осознал и актуальности этого произ­ ведения. Спектакль был быстро снят с репертуара. А ведь кому, как ни театру, систематически выступающе­ м у в сельской местности, встречающе­ муся со зрителями, из среды которых взяты^ герои пьесы, следовало бы с осо­ бенной заинтересованностью продолжать работу с местным автором над подобным произведением! Думается, что В. Лаврентьеву следует вернуться к этой пьесе и довести её до нужной «кондиции». Она того заслужи­ вает! * * * Богатейшая классическая драматур­ гия недостаточно используется драмати­ ческими театрами города. А зритель по праву требует, чтобы на наших сценах шли лучшие произведения великих клас­ сиков русской и зарубежной драматур­ гии. Наши театры имеют репертуарные планы по классике на несколько лет, но, как правило, планы эти не выполняют­ ся. Совсем не работал в этом сезоне над русской классикой Областной драмати­ ческий театр. Сейчас в его репертуаре имеется лишь редко показываемая пьеса Горького «Старик», постановка которой бы ла осуществлена несколько лет назад. Спектакль был поставлен интересно и в первые дни игрался хорошо. Но через небольшой срок актёры многое «раст& ряли», спектакль фактически «развин­ тился» и представляет собой теперь яв­ ление иного качества, чем в день своего рождения. Театр юных зрителей в тече­ ние нескольких сезонов не мог выпу­ стить «Ромео и Джульетту», сделав это со значительным опозданием. «Красный факел» в прошедшем сезоне поставил одну классическую пьесу — «Чайку». Постановка «Ромео и Джульетты» (режиссёр В. Редлих, художник П. Ко­ валенко) не стала, к сожалению, этап­ ной работой ТЮЗа, несмотря на ряд интересно вылепленных образов. Впро­ чем, не приходится сомневаться в том, что обращение к этому гениальному тво­ рению не пройдёт бесследно для коллек­ тива. Уже сама попытка проникновения вглубь шекспировских образов застави­ ла актёров мобилизовать все творческие ресурсы. Кроме того, в процессе подго­ товки спектакля — на первый взгляд не­ ожиданно, на деле же вполне закономер­ но — выяснились подлинные размеры того вреда, который принесло артистам нередкое участие в пьесах, скроенных по рецептам «бесконфликтности». Р ез ­ кий переход от гладеньких пьес к сце­ ническому воплощению глубочайших шекспировских конфликтов, грандиоз­ ных, катастрофических потрясений в ду­ шевной жизни, сам по себе уже оказал­ ся исключительно трудным! Нет сомне­ ния, что аналогичные трудности испытывают отнюдь не только новоси­ бирские (и не только — тюзовские) арти­ сты, привыкшие выступать в гладеньких пьесах с «обтекаемыми» сюжетами. Обращался ТЮЗ в том сезоне и к образам другого, английского класси­ ка — Диккенса («Крошка Доррит»), по­ казав талантливую, но не лишённую и существенных недостатков, инсцениров­ ку романа, сделанную А. Бруштейн, «Жестокий мир». Спектакль этот, в це­ лом, интересно поставлен засл. деят. иск. Тадж. ССР Р. Корох. «Красный факел» за годы своего су­ ществования часто обращался к сокро­ вищнице горьковской драматургии, хотя, разумеется, далеко не исчерпал её. В его репертуаре имеются спектакли, которые с небольшим перерывом пере­ ходят из сезона в сезон, представляя со­ бой золотой фонд коллектива. Около десяти лет не сходит с репертуара очень интересно поставленный В. Редлих и любовно сохраняемый театром спектакль «Зыковы» (оформление засл. деят. иск. РСФСР С. Белоголового). Не первый сезон идут «Мещане» (режиссёр Э. Бей- бутов, художник А. Евдокимов) — спек­ такль, на наш взгляд, хоть и не столь стройный, но глубокий, в котором, в частности, ярко и сильно решён засл. арт. РСФСР П. Бахтиным образ Тете­ рева. Последняя по времени работа театра над русской классикой — постановка зна­ менитой чеховской «Чайки». Эта исклю­ чительно своеобразная пьеса требует и совершенно особого постановочно-испол­ нительского «ключа» для своего раскры­ тия. И краснофакельцы под руковод­ ством В. Редлих нашли такой «ключ». Зрители увидели поэтический и до глу­ бины души волнующий спектакль о судьбах русской художественной интел­ лигенции, о порыве к творчеству. Вспо­ миная о впечатлениях, испытываемых в театре, приходишь к выводу — вот спек­ такль, который захватывает с первых же произнесённых на сцене реплик и властно погружает зрителя в атмосферу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2