Сибирские огни, 1953, № 6
становится особенно ясной ещё и пото му, что артисты Н. Коростынёв и В. Вяткин убедительно живописуют дя дюшку и племянника. Глубоко волнует и сцена встречи Ми хея с дочерью Надеждой после много летней разлуки. Не прибегая к внешним приёмам выражения радости, А. Аржа нов передаёт переживания Михея. Почти никаких движений не делает артист, а для зрителя встреча, душевная и радост ная встреча отца с дочерью, уж е состоя лась! Внимание зрителей приковывает и Надежда — засл. арт. РСФСР В. Капу стина. Мы видим её в разных эпизодах на различных этапах её жизни, и во многом нас убеждает духовный рост этого человека — от наивной, восторжен ной, стремящейся к чему-то ещё непо нятно светлому и хорошему девушки- подростка до сознательного борца за счастье своего народа. Правда, в той части роли, где мы видим Надежду ко миссаром, автор представляет в распо ряжение актрисы несколько обеднённый материал, но В. Капустина добивается сценической убедительности и в этом эпизоде. Есть одна деталь, не зависящая от качества игры В. Капустиной, но нару шающая впечатление правдивости. В первой картине возраст Надежды при ближается к двадцати годам, в послед ней — к сорока. Любой человек именно за эти два десятилетия своей жизни не избежно должен очень заметно изме ниться по внешности. От этого не уй дёшь! В. Капустина-Надежда изменяется очень мало. Несмотря на всю театраль ную условность, это вызывает явное не доверие зрителя и внутренний протест. Выразительно живут на сцене такие персонажи пьесы, как Михаил Кряжев (В. Лиотвейзен), его мать Елена Ива новна (нар. арт. РСФСР К. Гончарова и Т. Ломоносова), приёмная дочь Кря жевых Ольга (А. Федотова), Антон (А. Беляев) и другие. С. Галуза увле чённо играет роль Петра Гладышева, н есть в сюжетном развитии спектакля сцены, когда зритель искренне взволно ван судьбой Петра. И всё же артисту мешает добиться полной правдивости перегруженный лозунгами и литератур ными формулировками язык Петра. Ко нечно, бывают люди, особенно из среды интеллигенции, любящие выражаться высокопарно, иногда и не замечая этого. Но невозможно же поверить, что такие люди риторически декламируют — в лю бой момент своей жизни, даже будучи взволнованными, потрясёнными. А гово р я об удачной работе В. Лиотвейзена — Михаила, следует всё-таки отметить, что остаётся некоторое сомнение, — зачем автор наделил сына Кряжева чертами потомственного «мягкотелого» интелли гента. Несмотря на недоработанность некото рых образов и на то, что автору не всюду удалось добиться внутреннего сцепления эпизодов, «безотказно» убеждающего зрителей, — в пьесе и спектакле есть важное положительное качество: большие общественные собы тия в пределах каждого эпизода органи чески спаяны В. Лаврентьевым с индиви дуальными судьбами людей, с их чувст вами и переживаниями, радостями и страданиями. Автор здесь следовал сфор мулированному Пушкиным закону драма тургии: для зрителей «изображение... страстей и излияний души человеческой... всегда ново, всегда занимательно, вели ко и поучительно. Драма стала заведы- вать страстями и душою человеческою». Как часто наши драматурги нарушали этот закон и тем самым заставляли зри теля равнодушно скучать на спектаклях, посвящённых самым важным темам! И остаётся лишь пожалеть, что в из вестной степени почему-то пренебрёг этим и сам В. Лаврентьев в другой своей пьесе — «На просторах», показанной Областным драматическим театром. Сме ло и остро поставлены в этой пьесе не которые важнейшие вопросы жизни сегодняшней советской деревни. Автор касается кардинальных проблем разви тия социалистического сельского хозяй ства. С этой точки зрения пьеса «На просторах», законченная полтора года назад, является попыткой вторжения писателя в жизнь. Драматургическому дарованию В. Лав рентьева присуща одна черта, если мож но так выразиться, «дефицитная» среди наших драматических писателей: ему удаются женские образы! И в пьесе «На просторах» такие характеры , как жена комбайнера Григория Глафира да и повариха Ш ура вызывают у актрис желание сыграть эти роли. К сожалению, однако, это — не центральные для реше ния основной идейной задачи персона жи. Трактористка Ксюша, активно дей ствующая в узловых моментах сюжета, нарисована схематичнее, бледнее. В ней меньше той индивидуальной яркости, которая есть у Глафиры. Живо написан молодой комбайнер Костя Верхояров, симпатичный, порыви стый парень, в котором есть ещё что-то детское, горячо стремящийся по-настоя щему овладеть своей профессией и горь ко переживающий фактическое отстра нение его от работы в самую горячую пору уборки урожая. Есть живые инди видуальные приметы и у комбайнера Григория Батурина, и у бригадира поле водческой бригады Владимира Крылина, и у некоторых других персонажей. Но именно — только приметы. В большей степени они — носители определённых точек зрения, за которые активно бо рются, стремясь принести пользу народу. Но их внутренний мир показан узко, и здесь мы как раз не видим «изображения страстей и излияний души человече-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2