Сибирские огни, 1953, № 6
Следует упомянуть ещё внеплановый спектакль ТЮЗа «Зайка-зазнайка», по ставленный начинающим режиссёром В. Кузьминым в содружестве и при уча стии засл. арт. РСФСР 3 . Булгаковой в заглавной роли. Это — весёлый красоч ный спектакль для самого юного зритеь ля, перед которым, кстати сказать, театр был несколько лет в долгу. * Как говорилось выше, большой за слугой «Красного факела» в этом сезоне было сценическое рождение пьесы моло дого новосибирского драматурга В. Лавч рентьева «Кряжевы», поставленной глав ным режиссёром театра засл. деят. иск. РСФСР В. Редлих совместно с засл. арт. РСФСР Э. Бейбутовым и оформленной по эскизам засл. деят. искусств РСФСР С. Белоголового. «Кряжевы» — интересное произведе ние. Среди действующих лиц есть глубо ко разработанные — яркие и сильные характеры, в первую очередь, сам Ми хей Кряжев, сибирский мастеровой-кро вельщик. Пьеса насыщена событиями, резкими поворотами и в жизни семьи Кряжевых, и в жизни общества. Пока зать многолетнюю — на протяжении де сятилетий — историю семьи (людей с разными судьбами) на фоне истории страны — задача заманчивая и увлека тельная. Однако полностью осуществить свой замысел автор всё же не сумел. Он не смог высказать всего того, что ему было нужно для завершённости некото-i рых сюжетных линий, для цельности и многообъёмности образов в том «метра же», который является предельным для пьесы. Ведь работа «Красного факела» с В. Лаврентьевым над «Кряжевыми» в немалой степени состояла в резком со кращении пьесы. В конце концов, пол ностью отпал целый акт — четвёртый, состоящий из двух картин и эпилога. Для зрителей — это пьеса о двух де сятилетиях жизни Кряжевых, а для ав тора по его первоначальному замыслу — о трёх десятилетиях! Критики писали, что сценическая биография Надежды заканчивается слишком рано, что «во второй половине пьесы автор «оттесня ет» Надежду, всё своё внимание уделяя другим членам семьи Кряжевых — Люд миле и Михаилу» (см. статью С. Заман- ского «О творческой активности». Ж ур нал «Театр», 1953 г., № 11). Но ре- цензенты, дружно высказывавшие подобные утверждения, просто не по трудились ознакомиться с пьесой, опуб ликованной целиком в «Сибирских огнях» № 2 за 1953 г. Они увидели бы, что автор снова выдвигает Надежду на первый план, развивает дальше её характер. Они убедились бы и в том, что, напри мер, такой второстепенный, но ярко выписанный персонаж, как Евграф Пла- хин, вовсе не остаётся безобидным, смешным кучером исполкома, взды хающим о своём купеческом прошлом, каким мы видим его в конце спектакля. Он в душе люто ненавидит социалисти ческий строй и становится вредителем, пытающимся совершить диверсию. Зако номерный конец! В отсечённом четвёртом акте есть много интересного и обогащающего на ши представления о героях пьесы — и это необходимо знать и учитывать ре цензентам спектакля. Другой вопрос, что всё это категорически не укладывается в пределы даже максимально длинного, но всё же «нормального» спектакля. По лучилось, что для полного осуществле ния своего замысла автор невольно на рушил незыблемые законы сцены. И те атр, конечно, прав, резко «укоротив» пьесу, иначе он поступить не мог. Тем не менее, следует упрекнуть театр в том, что он не помог автору «вмонтировать» в сценический вариант (отличающийся от литературного) эпизоды, необходимые для развития главных линий пьесы, скажем, для развития образа Надежды, за счёт сокращения таких линий, кото рые сами по себе интересны, но являют ся второстепенными. Если бы этого уда лось добиться, спектакль значительно выиграл бы. А с теми изменениями, ко торые по требованию театра внесены в текст принятых к постановке актов, можно только согласиться. Конечно, они улучшили текст. Однако, самый факт того, что без целого акта пьеса всё-таки живёт на сцене, тоже свидетельствует об отсутствии композиционной завершён ности произведения, о том, что автор не целиком «сладил» с интересным мате риалом. ...И вот спектакль идёт. И мы воспри нимаем пьесу такой, как она вопло щена на сцене. Присущие актёрскому дарованию засл. арт. РСФСР А. Аржанова искрен ность, непосредственность и жизненная достоверность сценического поведения помогли ему использовать богатый дра матургический материал роли Михея Кря жева. С неотрывным интересом следим мы за ним не только тогда, когда Михей говорит и активно действует, но и в те моменты, когда он молча присутствует на сцене, ни на секунду не переставая быть участником происходящего. А. Ар жанов раскрывает самую суть характера Михея, его индивидуальное своеобразие, вместе с тем и живущее в нём достоин ство человека труда, его огромное мо ральное превосходство над такими людьми, как злобствующий буржуазный интеллигент — врач Гладышев, которого очень умно и достоверно играет засл. арт. РСФСР С. Бирюков. Какими мел кими людишками выглядят в сравнении с Михеем богатый подрядчик Прохор Плахин, чувствующий себя «хозяином жизни» и его племянник Евграф! Дистан ция между Кряжевым и Плахиными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2