Сибирские огни, 1953, № 6

са С. Михалкова «Раки» . И правильно сделал Областной драматический театр, включив пьесу в свой репертуар. Спек­ такль, поставленный главным режиссё­ ром театра Л. Чарухиным, бичует вся­ ческих приспособленцев, подхалимов, жуликов, которых только «бесконфликт- чики» сознательно не замечали в нашей действительности. «Красный факел» поставил драмати­ ческую сатиру А. Якобсона «Шакалы» (режиссёр — нар. арт. РСФСР Н. Ми­ хайлов, художник — А. Евдокимов), гневно разоблачающую американских поджигателей войны. Интересно отметить, что вдумчивое, увлечённое участие в произведениях са­ тирического жанра расширило исполни­ тельскую палитру, с новой стороны по­ казало дарование таких артистов, как Н. Фомин и С. Галуза. Первый з а ­ острённо, но без грубого нажима пере­ дал основную черту характера одного из героев михалковских «Раков» — Лен­ ского, его жажду к наживе и готовность ради этого итти на всё. Оценивает ли он мысленно стоимость бриллианта, целуя руку маменьки своей «невесты», пы­ тается ли открыть отмычками сейф в кабинете начальника, уговаривает ли бухгалтера поручить выплату де­ нег рабочим именно ему, — всюду мы ощущаем, по словам одного из пер­ сонажей, «блестящего жулика». С. Га­ луза, играющий в «Шакалах» Гарри Стила, обнажает полную моральную опустошённость этого американского юноши, нового фашиста, — опусто­ шённость подлинно страшную не только для всякого честного человека, но и для него самого. Вызывая жгучую нена­ висть к своему герою, С. Галуза сумел, вместе с тем, показать и не осознавае­ мую Гарри Стилом трагедию американ­ ского юношества. Не только Гарри нена­ видим мы, но ненавидим и тех, кто так искалечил его душу! А вот артистка Н. Лебедева, испол­ няющая роль матери Гарри, не сумела проникнуть в особенности сатирического жанра. Всем своим поведением, интона­ цией любой реплики, каждым взглядом её Дорис как бы предупреждает своих собеседников: «Не вздумайте заблуж­ даться насчёт меня, не верьте, что я го­ ворю с вами искренне, я — отвратитель­ ная притворщица!». Вместо правдивой обрисовки фальшивого человека у Н. Ле­ бедевой получился... фальшивый образ. На первых спектаклях резкими маз­ ками рисовали облик моральных уро­ дов, одержимых жаждой истребительной войны, засл. арт. РСФСР С. Бирюков (Брюс), В. Лиотвейзен (Мак-Кеннеди) и, в особенности, Н. Коростынёв (немецко- фашистский учёный Курт Шнейдер, про­ давшийся з а доллары). Образ профессо­ ра-живодёра Стила, работающего над страшным оружием массового уничтоже­ ния — «серебристо-серой пылью», вызы­ вал в обрисовке Ю. Котляревского спо­ ры. Но беда, с нашей точки зрения, не в том, что артист наделил изверга Стила отцовскими чувствами (как это указывалось в рецензии «Советской Си­ бири»). То, что Стил способен искренне горевать над постелью •умирающего сы­ на, случайно павшего первой жертвой гнусного изобретения отца, может только оттенять омерзительность этого типа, готовящего гибель тысячам дру­ гих детей! Беда в том, что в целом-то этот образ Котляревским несколько из­ мельчён, показан в ином масштабе, чем требовал материал роли. Положительные персонажи выписаны в пьесе слабее, — и лишь большое ак­ тёрское обаяние А. Беляева помогло ему и постановщику оживить очень схема­ тичный образ коммуниста Аллана О’Коннела. Негритянка Мери в исполне­ нии засл. арт. РСФСР Е. Агароновой вызывает симпатии и сочувствие зрите­ ля, но полной, непререкаемой достовер­ ности образа актриса не нашла. Но случилось так, что найденная исполнителями ряда основных ролей острая внешняя характерность с тече­ нием времени стала превращаться как бы в самоцель. За броскими деталями поведения, манеры двигаться, смотреть, говорить стала исчезать сердцелзина ро- ли, моральное уродство оказалось засло­ нённым уродством физическим, и вполне уместное в сатирическом спектакле за­ острение и преувеличение получилось однобоким. Это очень повредило спек­ таклю! Современный «американский образ жизни» показан и в произведении дру­ гого жанра — в возобновлённой (вернее заново поставленной) ТЮЗом пьесе Лю­ бимовой «Снежок». Спектакль рассказы­ вает о борьбе, которая развёртывается между силами прогресса и реакции в де­ ле воспитания подрастающего поколения американцев. Следует отметить несом­ ненную удачу молодого, нового для кол­ лектива артиста И. Карташова, создав­ шего центральный образ негра Дика. Интересны и некоторые другие работы актёров, исполняющих роли школьников. Артист В. Лелеп в ряде спектаклей играл роли отрицательных персонажей. В «Снежке» он сумел убедительно на­ рисовать образ честного, принципиально­ го в своих убеждениях, директора шко­ лы Томсона. Это лишнее доказательство той истины, что не следует замыкать артиста в тесные рамки определённого амплуа. Ведь аналогичный пример можно наблюдать в «Красном факеле» с артистом В. Лиотвейзеном, которому много лет поручались, условно говоря, «злодейские» (или острохарактерные) ро­ ли, после чего артисту не сразу удаётся переключиться на создание образов дру­ гого характера (пример — Сагайдачный в «Песне о черноморцах»), хотя данные для этого у него есть.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2