Сибирские огни, 1953, № 6
са С. Михалкова «Раки» . И правильно сделал Областной драматический театр, включив пьесу в свой репертуар. Спек такль, поставленный главным режиссё ром театра Л. Чарухиным, бичует вся ческих приспособленцев, подхалимов, жуликов, которых только «бесконфликт- чики» сознательно не замечали в нашей действительности. «Красный факел» поставил драмати ческую сатиру А. Якобсона «Шакалы» (режиссёр — нар. арт. РСФСР Н. Ми хайлов, художник — А. Евдокимов), гневно разоблачающую американских поджигателей войны. Интересно отметить, что вдумчивое, увлечённое участие в произведениях са тирического жанра расширило исполни тельскую палитру, с новой стороны по казало дарование таких артистов, как Н. Фомин и С. Галуза. Первый з а острённо, но без грубого нажима пере дал основную черту характера одного из героев михалковских «Раков» — Лен ского, его жажду к наживе и готовность ради этого итти на всё. Оценивает ли он мысленно стоимость бриллианта, целуя руку маменьки своей «невесты», пы тается ли открыть отмычками сейф в кабинете начальника, уговаривает ли бухгалтера поручить выплату де нег рабочим именно ему, — всюду мы ощущаем, по словам одного из пер сонажей, «блестящего жулика». С. Га луза, играющий в «Шакалах» Гарри Стила, обнажает полную моральную опустошённость этого американского юноши, нового фашиста, — опусто шённость подлинно страшную не только для всякого честного человека, но и для него самого. Вызывая жгучую нена висть к своему герою, С. Галуза сумел, вместе с тем, показать и не осознавае мую Гарри Стилом трагедию американ ского юношества. Не только Гарри нена видим мы, но ненавидим и тех, кто так искалечил его душу! А вот артистка Н. Лебедева, испол няющая роль матери Гарри, не сумела проникнуть в особенности сатирического жанра. Всем своим поведением, интона цией любой реплики, каждым взглядом её Дорис как бы предупреждает своих собеседников: «Не вздумайте заблуж даться насчёт меня, не верьте, что я го ворю с вами искренне, я — отвратитель ная притворщица!». Вместо правдивой обрисовки фальшивого человека у Н. Ле бедевой получился... фальшивый образ. На первых спектаклях резкими маз ками рисовали облик моральных уро дов, одержимых жаждой истребительной войны, засл. арт. РСФСР С. Бирюков (Брюс), В. Лиотвейзен (Мак-Кеннеди) и, в особенности, Н. Коростынёв (немецко- фашистский учёный Курт Шнейдер, про давшийся з а доллары). Образ профессо ра-живодёра Стила, работающего над страшным оружием массового уничтоже ния — «серебристо-серой пылью», вызы вал в обрисовке Ю. Котляревского спо ры. Но беда, с нашей точки зрения, не в том, что артист наделил изверга Стила отцовскими чувствами (как это указывалось в рецензии «Советской Си бири»). То, что Стил способен искренне горевать над постелью •умирающего сы на, случайно павшего первой жертвой гнусного изобретения отца, может только оттенять омерзительность этого типа, готовящего гибель тысячам дру гих детей! Беда в том, что в целом-то этот образ Котляревским несколько из мельчён, показан в ином масштабе, чем требовал материал роли. Положительные персонажи выписаны в пьесе слабее, — и лишь большое ак тёрское обаяние А. Беляева помогло ему и постановщику оживить очень схема тичный образ коммуниста Аллана О’Коннела. Негритянка Мери в исполне нии засл. арт. РСФСР Е. Агароновой вызывает симпатии и сочувствие зрите ля, но полной, непререкаемой достовер ности образа актриса не нашла. Но случилось так, что найденная исполнителями ряда основных ролей острая внешняя характерность с тече нием времени стала превращаться как бы в самоцель. За броскими деталями поведения, манеры двигаться, смотреть, говорить стала исчезать сердцелзина ро- ли, моральное уродство оказалось засло нённым уродством физическим, и вполне уместное в сатирическом спектакле за острение и преувеличение получилось однобоким. Это очень повредило спек таклю! Современный «американский образ жизни» показан и в произведении дру гого жанра — в возобновлённой (вернее заново поставленной) ТЮЗом пьесе Лю бимовой «Снежок». Спектакль рассказы вает о борьбе, которая развёртывается между силами прогресса и реакции в де ле воспитания подрастающего поколения американцев. Следует отметить несом ненную удачу молодого, нового для кол лектива артиста И. Карташова, создав шего центральный образ негра Дика. Интересны и некоторые другие работы актёров, исполняющих роли школьников. Артист В. Лелеп в ряде спектаклей играл роли отрицательных персонажей. В «Снежке» он сумел убедительно на рисовать образ честного, принципиально го в своих убеждениях, директора шко лы Томсона. Это лишнее доказательство той истины, что не следует замыкать артиста в тесные рамки определённого амплуа. Ведь аналогичный пример можно наблюдать в «Красном факеле» с артистом В. Лиотвейзеном, которому много лет поручались, условно говоря, «злодейские» (или острохарактерные) ро ли, после чего артисту не сразу удаётся переключиться на создание образов дру гого характера (пример — Сагайдачный в «Песне о черноморцах»), хотя данные для этого у него есть.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2