Сибирские огни, 1953, № 6
близка идеология да и методы амери канских агрессоров гитлеровским разру шителям национального суверенитета покорённых стран. Благородный образ Фучика, верного сына своей Родины, верного друга Совет ского Союза, правдиво нарисован и глу боко раскрыт одним из старейших по стажу актёров Областного театра Н. Фо миным. В его Фучике живёт самая искренняя, горячая, неистребимая лю бовь к людям, к жизни. Ничто не может разуверить его в конечном торжестве правого дела. Но это отнюдь не отвле чённый символ мужества и патриотизма,' а очень милый, душевный, обаятельный человек, вызывающий самую горячую симпатию. Немало в спектакле отлич ных сцен, и среди них можно назвать разговор Фучика с допрашивающим его комиссаром гестапо Бемом (В. Родов- ский). Фомин делает Фучика (и мы ве» рим этому) не обвиняемым, но обвините лем, суровым, справедливым судьёй вре менно торжествующих захватчиков. Р а зоблачая гитлеровского палача, бросая ему в лицо гневные реплики, Фучик-Фо-! мин одновременно выступает и с гроз ным предостережением всем остальным любителям поживиться за счёт крова вых войн. Очень правдиво рисует образ старого учителя Йозефа Пешека артист А. Ав деев. Впервые довелось нам видеть у этого актёра столь полное органиче ское слияние всего поведения, манеры говорить с внутренним содержанием об раза. Интересно выступает в этом спек такле А. Мальцев, неузнаваемо перево площающийся по ходу спектакля из сле дователя гестапо Фридриха в смелого чешского патриота — тюремного кори-, дорного Скорепу. З а внешней характер ностью каждого из этих людей А. Маль цев показывает существо образов. Есть в спектакле и другие актёрские удачи. И всё же, как и во всех спектак лях этого театра, не хватает слитного ансамбля. Не раскрытыми оказались важные для сюжета образы надзирателя Колинского (В. Ковалевский) и молодого подпольщика Мирека, становящегося предателем (И. Антропов). Однокрасочно мрачен и суховат руководитель подполь ной заводской парторганизации Венчура (Г. Березин). Без нужды смешит зрителя, непрерывно «комикуя» (по свойственной ему манере), М. Манюнин, вовсе не вы зывающий ненависти к подлому агенту гестапо Карлу. Театр юных зрителей не впервые об ращается к воплощению на сцене обра зов героических представителей нашего народа, хотя и не всегда делает это с успехом. Зрители видели на его сцене и Зою Космодемьянскую, и бесстраш ных героев Краснодона, и лётчика Га стелло, и смелого разведчика Николая Кузнецова (в «Сильных духом»), и писа теля Гайдара в пьесе «Всадник, скачу щий впереди». В их ряду можно поста вить и образ пионера Павла Морозова в одноимённой пьесе А. Яковлева. В этом спектакле хорошо передана атмосфе ра обострённой до предела классовой борьбы между силами социализма и ста рым отживающим миром. Режиссёр засл. арт. Лит. ССР С. Владычанский (специально приглашённый для постанов ки «Павла Морозова») упорно направ лял коллектив на раскрытие и показ внутренней жизни героев пьесы, он из бегал внешних эффектов. И это приве ло к несомненно положительным резуль татам. Юные зрители верят поведению обыкновенного парнишки Павлика, ока завшегося отважным и самоотверженным героем (Т. Лялина). В новом плане про явили своё дарование молодые актёры Е. Черепанова и В. Лелеп (Татьяна и Трофим Морозовы). Хороша группа ре бят: Рома (Н. Разумова), Федя (засл. арт. РСФСР 3. Булгакова), Яша (А. Гар шина), Катя (Л. Метелёва), Сёма (В. Афо нина). Показательно, что, решая постав ленные перед ними серьёзные творче ские задачи, исполнительницы сумели избежать повторения тех приёмов, кото рые почти всегда можно наблюдать у актрис, выступающих в амплуа тра вести. Весьма изобретательна работа артиста В. Парми, играющего хитрого и умного врага — кулака Арсения Кулу- канова. А вот артисту Д. Бутенко не удалось в роли Потупчика использовать представленный ему драматургом мате риал. Честность и доброта бывшего пар тизана, вместе с тем его хитреца и юмор — эти качества характера остались не раскрытыми до конца. Не все образы удались автору пьесы А. Яковлеву. Театр провёл некоторую дополнительную работу с автором, при гласив его в Новосибирск. В частности, стала несколько более действенной сю жетная линия уполномоченного райкома Самсонова, учительницы Зои Александ ровны, середняка Жилина, но нельзя всё-таки сказать, что достигнуто корен ное улучшение этих образов. Новым в прошлом сезоне было то, что наряду с героическими драмами, о кото рых шла сейчас речь, театры обраща лись и к с а т и р и ч е с к о й драматур гии. Если сатирическое разоблачение за рубежных врагов нашей страны, врагов прогрессивного человечества, встреча лось в советской драматургии (в частно сти, в таких, поставленных в своё время «Красным факелом», пьесах, как «Остров мира» Е. Петрова, «Два лаге ря» А. Якобсона), то почти не появля лось у нас в последние годы настоящих сатирических пьес, призванных выжи гать всё отрицательное, прогнившее, омертвевшее из нашей жизни, тормозя щее движение советских людей вперёд. Одним из первых опытов такой сатири ческой комедии является острая и сме лая, хотя и далеко не совершенная пье
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2