Сибирские огни, 1953, № 6

близка идеология да и методы амери­ канских агрессоров гитлеровским разру ­ шителям национального суверенитета покорённых стран. Благородный образ Фучика, верного сына своей Родины, верного друга Совет­ ского Союза, правдиво нарисован и глу­ боко раскрыт одним из старейших по стажу актёров Областного театра Н. Фо­ миным. В его Фучике живёт самая искренняя, горячая, неистребимая лю­ бовь к людям, к жизни. Ничто не может разуверить его в конечном торжестве правого дела. Но это отнюдь не отвле­ чённый символ мужества и патриотизма,' а очень милый, душевный, обаятельный человек, вызывающий самую горячую симпатию. Немало в спектакле отлич­ ных сцен, и среди них можно назвать разговор Фучика с допрашивающим его комиссаром гестапо Бемом (В. Родов- ский). Фомин делает Фучика (и мы ве» рим этому) не обвиняемым, но обвините­ лем, суровым, справедливым судьёй вре­ менно торжествующих захватчиков. Р а ­ зоблачая гитлеровского палача, бросая ему в лицо гневные реплики, Фучик-Фо-! мин одновременно выступает и с гроз­ ным предостережением всем остальным любителям поживиться за счёт крова­ вых войн. Очень правдиво рисует образ старого учителя Йозефа Пешека артист А. Ав­ деев. Впервые довелось нам видеть у этого актёра столь полное органиче­ ское слияние всего поведения, манеры говорить с внутренним содержанием об­ раза. Интересно выступает в этом спек­ такле А. Мальцев, неузнаваемо перево­ площающийся по ходу спектакля из сле­ дователя гестапо Фридриха в смелого чешского патриота — тюремного кори-, дорного Скорепу. З а внешней характер­ ностью каждого из этих людей А. Маль­ цев показывает существо образов. Есть в спектакле и другие актёрские удачи. И всё же, как и во всех спектак­ лях этого театра, не хватает слитного ансамбля. Не раскрытыми оказались важные для сюжета образы надзирателя Колинского (В. Ковалевский) и молодого подпольщика Мирека, становящегося предателем (И. Антропов). Однокрасочно мрачен и суховат руководитель подполь­ ной заводской парторганизации Венчура (Г. Березин). Без нужды смешит зрителя, непрерывно «комикуя» (по свойственной ему манере), М. Манюнин, вовсе не вы­ зывающий ненависти к подлому агенту гестапо Карлу. Театр юных зрителей не впервые об­ ращается к воплощению на сцене обра­ зов героических представителей нашего народа, хотя и не всегда делает это с успехом. Зрители видели на его сцене и Зою Космодемьянскую, и бесстраш­ ных героев Краснодона, и лётчика Га­ стелло, и смелого разведчика Николая Кузнецова (в «Сильных духом»), и писа­ теля Гайдара в пьесе «Всадник, скачу­ щий впереди». В их ряду можно поста­ вить и образ пионера Павла Морозова в одноимённой пьесе А. Яковлева. В этом спектакле хорошо передана атмосфе­ ра обострённой до предела классовой борьбы между силами социализма и ста­ рым отживающим миром. Режиссёр засл. арт. Лит. ССР С. Владычанский (специально приглашённый для постанов­ ки «Павла Морозова») упорно направ­ лял коллектив на раскрытие и показ внутренней жизни героев пьесы, он из­ бегал внешних эффектов. И это приве­ ло к несомненно положительным резуль­ татам. Юные зрители верят поведению обыкновенного парнишки Павлика, ока­ завшегося отважным и самоотверженным героем (Т. Лялина). В новом плане про­ явили своё дарование молодые актёры Е. Черепанова и В. Лелеп (Татьяна и Трофим Морозовы). Хороша группа ре­ бят: Рома (Н. Разумова), Федя (засл. арт. РСФСР 3. Булгакова), Яша (А. Гар­ шина), Катя (Л. Метелёва), Сёма (В. Афо­ нина). Показательно, что, решая постав­ ленные перед ними серьёзные творче­ ские задачи, исполнительницы сумели избежать повторения тех приёмов, кото­ рые почти всегда можно наблюдать у актрис, выступающих в амплуа тра­ вести. Весьма изобретательна работа артиста В. Парми, играющего хитрого и умного врага — кулака Арсения Кулу- канова. А вот артисту Д. Бутенко не удалось в роли Потупчика использовать представленный ему драматургом мате­ риал. Честность и доброта бывшего пар­ тизана, вместе с тем его хитреца и юмор — эти качества характера остались не раскрытыми до конца. Не все образы удались автору пьесы А. Яковлеву. Театр провёл некоторую дополнительную работу с автором, при­ гласив его в Новосибирск. В частности, стала несколько более действенной сю­ жетная линия уполномоченного райкома Самсонова, учительницы Зои Александ­ ровны, середняка Жилина, но нельзя всё-таки сказать, что достигнуто корен­ ное улучшение этих образов. Новым в прошлом сезоне было то, что наряду с героическими драмами, о кото­ рых шла сейчас речь, театры обраща­ лись и к с а т и р и ч е с к о й драматур­ гии. Если сатирическое разоблачение за­ рубежных врагов нашей страны, врагов прогрессивного человечества, встреча­ лось в советской драматургии (в частно­ сти, в таких, поставленных в своё время «Красным факелом», пьесах, как «Остров мира» Е. Петрова, «Два лаге­ ря» А. Якобсона), то почти не появля­ лось у нас в последние годы настоящих сатирических пьес, призванных выжи­ гать всё отрицательное, прогнившее, омертвевшее из нашей жизни, тормозя­ щее движение советских людей вперёд. Одним из первых опытов такой сатири­ ческой комедии является острая и сме­ лая, хотя и далеко не совершенная пье­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2