Сибирские огни, 1953, № 6
К чему это приводило, наглядно пока зывает довольно печальная история по становки «Ревизора» несколько лет назад. Гениальная сатирическая комедия, горячо любимая до нашего времени все ми поколениями зрителей, решённая на тюзовской сцене только в плане внеш ней характерности, очень недолго удер жалась в репертуаре театра! Постоянные посетители этого театра могли убедиться по ряду постановок, что многие тюзовцы боятся, в частности, та кого средства сценического воздействия, как глубокая пауза, ибо их не учили тому, как сделать молчание красноречи вым, не прибегая к энергичной жестику ляции или резкой мимике. Лучшие спектакли ТЮЗа, такие, как «Гастелло», «Вперёд, отважные!», «Всад ник, скачущий впереди», рождаются как раз в борьбе против неверных традиций. Одна из серьёзнейших задач коллекти ва — сделать борьбу за органическое слияние яркой и острой театральной формы с глубокой содержательностью систематической, последовательной, по вседневной. Впрочем, само собой понятно, что в той или иной степени такая задача стоит и перед другими театрами, в том числе перед тем же «Красным факелом», где, как сказано, тоже иногда наблюдаются аналогичные срывы. Немало предстоит работать в этом же направлении и Об ластному драматическому театру. Кол лектив этот в теперешнем своём веду щем ядре сложился давно. Основные ак тёры работают в нём по 15 — 19 лет. Пе редвижной театр, выполняющий благо родную задачу культурного обслужива ния населения, живущего далеко от об ластного центра, доказал свою жизнеспо собность. Среди его постановок имеются такие, которые заслуженно полюбились зрителям. Но даже и в них встречаются «пустоватые» эпизоды, поверхностные решения идейно-творческой задачи. Глав ное же, чего нужно добиваться коллек- тиву, — это ансамблевой слаженности исполнения. Что касается Театра оперы и бале та, — о нём мы будем говорить отдельно. *** В прошлом сезоне среди других поста новок новосибирцы увидели в каждом из театров города спектакли героическо го характера. Перед ними прошли обра зы героев севастопольской обороны — славных советских воинов («Песнь о черноморцах» Б. Лавренёва в «Красном факеле»), краснодонцев (опера Ю. Мей- туса «Молодая гвардия» в Театре опе ры и балета), образы мужественного че хословацкого писателя и борца Юлиуса Фучика, отдавшего жизнь за независи мость родного народа («Прага остаётся моей» Ю. Буряковского в Областном драматическом театре), отважного, благо родного подростка-пионера Павла Моро зова, павшего жертвой классовой ярости кулаков во время коллективизации («Па вел Морозов» А. Яковлева в ТЮЗе). В Театре юных зрителей и Областном успех этих спектаклей определяется, в первую очередь, успехом исполнителей центральных ролей (Т. Лялина — Павел Морозов и Н. Фомин — Юлиус Фучик). В «Красном факеле» и Театре оперы и балета как раз главные герои (капитан Сагайдачный — В. Лиотвейзен и Олег Кошевой — лауреат Сталинской премии Б. Кокурин) требуют более глу бокого раскрытия, но многие исполните ли других ролей создают хороший ан самбль и помогают раскрытию ведущей идеи произведения. «Красному факелу» совершенно необ ходимо продолжить работу над героиче ской драмой Б. Лавренёва. Расставаться с «Песнью о черноморцах» театру, конеч но, рано. Много есть по-настоящему хо рошего в этом спектакле, отдельные эпи зоды которого зритель воспринимает с глубоким волнением, а уходя из театра, испытывает гордость за героев «севасто польской страды», ещё более величест венной и героической, чем первая. Это объясняется тем, что многие исполните ли раскрывают духовный мир отважных черноморцев. Именно показом героизма не только в его внешних проявлениях, но и душе героев добивается поста новщик засл. арт. РСФСР Э. Бейбутов подлинно убедительного решения темы. Это относится к таким образам, как Ставриди (засл. арт. РСФСР С. Галуза), Каменецкий (засл. арт. РСФСР С. Би рюков), Королёв (А. Беляев), Дзюбен- ко (засл. арт. РСФСР А. Аржанов), его жена (Т. Ломоносова), Горячкин (И. Попков). Очень интересна работа засл. арт. РСФСР П. Бахтина над образом старшины Нещепы. А вот Сагайдач- ному, как его рисует В. Лиотвейзен, в некоторых эпизодах определённо не хватает настоящей теплоты, есте ственности, он нередко напыщенно декламирует. Правда, в процессе сцес нической жизни спектакля эти недо статки немного сгладились, но всё же они, к сожалению, дают себя знать. Как раз в данном случае режиссёр и актёр не сумели донести до зрителя основное «зерно» образа. В сравнении с этим не достатком меньшими кажутся отдельные режиссёрские промахи, которые уже не сколько раз отмечались в прессе. Одна ко и от них нужно освободить этот спектакль, имеющий основания стать очень интересным. Областной драматический театр реша ет пьесу Ю. Буряковского «Прага остаёт ся моей», как волнующую сценическую поэму о жизни, гибели и бессмертии за мечательного чешского патриота. Мыс ленно сопоставляя то, что происходит на сцене, с международными событиями наших дней, мы наглядно видим, сколь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2