Сибирские огни, 1953, № 6

К чему это приводило, наглядно пока­ зывает довольно печальная история по­ становки «Ревизора» несколько лет назад. Гениальная сатирическая комедия, горячо любимая до нашего времени все­ ми поколениями зрителей, решённая на тюзовской сцене только в плане внеш­ ней характерности, очень недолго удер­ жалась в репертуаре театра! Постоянные посетители этого театра могли убедиться по ряду постановок, что многие тюзовцы боятся, в частности, та­ кого средства сценического воздействия, как глубокая пауза, ибо их не учили тому, как сделать молчание красноречи­ вым, не прибегая к энергичной жестику­ ляции или резкой мимике. Лучшие спектакли ТЮЗа, такие, как «Гастелло», «Вперёд, отважные!», «Всад­ ник, скачущий впереди», рождаются как раз в борьбе против неверных традиций. Одна из серьёзнейших задач коллекти­ ва — сделать борьбу за органическое слияние яркой и острой театральной формы с глубокой содержательностью систематической, последовательной, по­ вседневной. Впрочем, само собой понятно, что в той или иной степени такая задача стоит и перед другими театрами, в том числе перед тем же «Красным факелом», где, как сказано, тоже иногда наблюдаются аналогичные срывы. Немало предстоит работать в этом же направлении и Об­ ластному драматическому театру. Кол­ лектив этот в теперешнем своём веду­ щем ядре сложился давно. Основные ак­ тёры работают в нём по 15 — 19 лет. Пе­ редвижной театр, выполняющий благо­ родную задачу культурного обслужива­ ния населения, живущего далеко от об­ ластного центра, доказал свою жизнеспо­ собность. Среди его постановок имеются такие, которые заслуженно полюбились зрителям. Но даже и в них встречаются «пустоватые» эпизоды, поверхностные решения идейно-творческой задачи. Глав­ ное же, чего нужно добиваться коллек- тиву, — это ансамблевой слаженности исполнения. Что касается Театра оперы и бале­ та, — о нём мы будем говорить отдельно. *** В прошлом сезоне среди других поста­ новок новосибирцы увидели в каждом из театров города спектакли героическо­ го характера. Перед ними прошли обра­ зы героев севастопольской обороны — славных советских воинов («Песнь о черноморцах» Б. Лавренёва в «Красном факеле»), краснодонцев (опера Ю. Мей- туса «Молодая гвардия» в Театре опе­ ры и балета), образы мужественного че­ хословацкого писателя и борца Юлиуса Фучика, отдавшего жизнь за независи­ мость родного народа («Прага остаётся моей» Ю. Буряковского в Областном драматическом театре), отважного, благо­ родного подростка-пионера Павла Моро­ зова, павшего жертвой классовой ярости кулаков во время коллективизации («Па­ вел Морозов» А. Яковлева в ТЮЗе). В Театре юных зрителей и Областном успех этих спектаклей определяется, в первую очередь, успехом исполнителей центральных ролей (Т. Лялина — Павел Морозов и Н. Фомин — Юлиус Фучик). В «Красном факеле» и Театре оперы и балета как раз главные герои (капитан Сагайдачный — В. Лиотвейзен и Олег Кошевой — лауреат Сталинской премии Б. Кокурин) требуют более глу­ бокого раскрытия, но многие исполните­ ли других ролей создают хороший ан­ самбль и помогают раскрытию ведущей идеи произведения. «Красному факелу» совершенно необ­ ходимо продолжить работу над героиче­ ской драмой Б. Лавренёва. Расставаться с «Песнью о черноморцах» театру, конеч­ но, рано. Много есть по-настоящему хо­ рошего в этом спектакле, отдельные эпи­ зоды которого зритель воспринимает с глубоким волнением, а уходя из театра, испытывает гордость за героев «севасто­ польской страды», ещё более величест­ венной и героической, чем первая. Это объясняется тем, что многие исполните­ ли раскрывают духовный мир отважных черноморцев. Именно показом героизма не только в его внешних проявлениях, но и душе героев добивается поста­ новщик засл. арт. РСФСР Э. Бейбутов подлинно убедительного решения темы. Это относится к таким образам, как Ставриди (засл. арт. РСФСР С. Галуза), Каменецкий (засл. арт. РСФСР С. Би­ рюков), Королёв (А. Беляев), Дзюбен- ко (засл. арт. РСФСР А. Аржанов), его жена (Т. Ломоносова), Горячкин (И. Попков). Очень интересна работа засл. арт. РСФСР П. Бахтина над образом старшины Нещепы. А вот Сагайдач- ному, как его рисует В. Лиотвейзен, в некоторых эпизодах определённо не хватает настоящей теплоты, есте­ ственности, он нередко напыщенно декламирует. Правда, в процессе сцес нической жизни спектакля эти недо­ статки немного сгладились, но всё же они, к сожалению, дают себя знать. Как раз в данном случае режиссёр и актёр не сумели донести до зрителя основное «зерно» образа. В сравнении с этим не­ достатком меньшими кажутся отдельные режиссёрские промахи, которые уже не­ сколько раз отмечались в прессе. Одна­ ко и от них нужно освободить этот спектакль, имеющий основания стать очень интересным. Областной драматический театр реша­ ет пьесу Ю. Буряковского «Прага остаёт­ ся моей», как волнующую сценическую поэму о жизни, гибели и бессмертии за­ мечательного чешского патриота. Мыс­ ленно сопоставляя то, что происходит на сцене, с международными событиями наших дней, мы наглядно видим, сколь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2