Сибирские огни, 1953, № 6
пути дальнейшего развития театрального искусства города. Безусловно, самым ярким событием театрального года были гастрольные вы ступления «Красного факела» в Москве, где коллектив закончил свой сезон 1952 /53 года. Московские спектакли этого театра наглядно показали, что всё более условным в нашей стране стано вится самое понятие «периферийный театр» — и подобных определений нель з я употреблять огульно, как это делает ся в иных статьях. Не удивительно, что ещё задолго до поездки в Москву не только сам коллек тив, но и широкая театральная общест венность города, можно сказать, жили предстоящей первой встречей красно- факельцев со столичными зрителями. Д л я многих и многих новосибирцев этот театральный сезон проходил в какой-то мере под знаком подготовки «Красного факела» к самому серьёзному испыта нию из всех, которые когда-либо стояли перед ним. Среди других произведений, показан ных «Красным факелом» на столичной сцене, была и пьеса новосибирского дра матурга Виктора Лаврентьева «Кряже вы», поставленная театром накануне по- ездки. Другая пьеса этого же автора — «На просторах» — была за несколько меся цев до того поставлена Областным дра матическим театром. Мы в данном случае не сравниваем ни качество этих пьес, ни качество их сценического воплощения. Пока нам важ но лишь подчеркнуть, что само по себе обращение двух новосибирских театров к произведениям новосибирского автора и почти одновременная постановка его пьес на разных сценах составляют зна менательную особенность сезона. Это — новое явление в театральной жизни го рода. А если учесть, что и Театр юных зрителей принял в том ж е сезоне пьесу другого начинающего новосибир ского драматурга Юрия Сальникова «Твоя семья» и что для ТЮ За также пишет инсценировку своей повести «Р еа листы» Глеб Пушкарёв, то сам собою напрашивается вывод и о растущих дра матургических кадрах города, и о возмож ности для театров обогащать репертуар их произведениями. Доказательством этому является тот факт, что когда мы вспоминаем о наиболее значительных спектаклях сезона, мы называем среди них и «Кряжевых». Сезон, о котором идёт речь, был отме!- чен выдающимися сценическими дости жениями: это — «Хованщина» в Театре оперы и балета и «Чайка» в «Красном факеле» , и такими интересными поста новками, как «Прага остаётся моей» («Юлиус Фучик») в Областном драмати ческом театре, «Павел Морозов» в ТЮ Зе. И, говоря о крупнейших актёрских 1 0. «Сибирские огни» № 6. удачах сезона, неизбежно называешь в первую очередь такие образы, как Нина Заречная засл. арт. РСФСР В. Капусти ной, Марфа засл. арт. РСФСР Л. Мяс- никовой и П. Ульяновой, Юлиус Фучик Н. Фомина, Михей Кряжев засл. арт. РСФСР А. Аржанова, Павел Морозов Т. Лялиной. Этот список можно было бы продлить, но дело не в перечисле ниях. Ниже, при анализе некоторых спектаклей, мы будем говорить и о ряде других артистов. *** Среди драматических театров города особенно крепким творческим ядром от личается старейший театр Новосибир ска — «Красный факел». Талантливый коллектив краснофакельцев способен ре шать весьма серьёзные идейно-художест венные задачи и достигать высокого ка чества постановки. Это — театр, обладающий собствен ными традициями в режиссёрско-испол нительской манере. Если ещё и сегодня в некоторых его спектаклях порою об наруживается — в мизансцене ли, в ак тёрском ли приёме — погоня за внешней театральностью, за мнимой многозначи тельностью интонации, или просто схе матизм, то наиболее удачным работам краснофакельцев свойственна общая устремлённость к глубокой разработке главной мысли пьесы, к убедительному обоснованию всего поведения героев спектакля — их внутренним состоянием, да # объяснению самого этого состоя ния. Ведь только пытливая приглядка к душевной жизни людей, образы кото рых воплощаются на сцене, проникнове ние в психологические пружины поступ ков и действий — при верном понимании места и значения этих людей в общест ве, — только это может привести к тому, что авторская и д е я будет по-настоя щему жить в о б р а з а х спектакля, а не навязываться зрителю. Сложный путь прошёл за годы своего существования Театр юных зрителей. На творческой конференции детских театров Сибири и Урала, проведённой (при уча стии театральных деятелей Москвы) в Новосибирске в декабре 1951 года, некоторые спектакли новосибирского ТЮЗа получили высокую оценку. Это свидетельствует о том, что коллектив м о ж е т добиваться хороших результа тов. Но фактом является то, что до сих пор в этом театре ощутима тенденция к чисто внешней выразительности, — выразительности не ради интересного раскрытия всех оттенков внутреннего со держания пьес, а как бы в з а м е н это го раскрытия. Длительное время режис сура ТЮ За воспитывала творческую молодёжь на погоне за яркой формой, как таковой, за острой мизансценой, ко торая должна сама по себе поразить во ображение зрителя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2