Сибирские огни, 1953, № 6

пути дальнейшего развития театрального искусства города. Безусловно, самым ярким событием театрального года были гастрольные вы­ ступления «Красного факела» в Москве, где коллектив закончил свой сезон 1952 /53 года. Московские спектакли этого театра наглядно показали, что всё более условным в нашей стране стано­ вится самое понятие «периферийный театр» — и подобных определений нель­ з я употреблять огульно, как это делает­ ся в иных статьях. Не удивительно, что ещё задолго до поездки в Москву не только сам коллек­ тив, но и широкая театральная общест­ венность города, можно сказать, жили предстоящей первой встречей красно- факельцев со столичными зрителями. Д л я многих и многих новосибирцев этот театральный сезон проходил в какой-то мере под знаком подготовки «Красного факела» к самому серьёзному испыта­ нию из всех, которые когда-либо стояли перед ним. Среди других произведений, показан­ ных «Красным факелом» на столичной сцене, была и пьеса новосибирского дра­ матурга Виктора Лаврентьева «Кряже­ вы», поставленная театром накануне по- ездки. Другая пьеса этого же автора — «На просторах» — была за несколько меся­ цев до того поставлена Областным дра­ матическим театром. Мы в данном случае не сравниваем ни качество этих пьес, ни качество их сценического воплощения. Пока нам важ­ но лишь подчеркнуть, что само по себе обращение двух новосибирских театров к произведениям новосибирского автора и почти одновременная постановка его пьес на разных сценах составляют зна­ менательную особенность сезона. Это — новое явление в театральной жизни го­ рода. А если учесть, что и Театр юных зрителей принял в том ж е сезоне пьесу другого начинающего новосибир­ ского драматурга Юрия Сальникова «Твоя семья» и что для ТЮ За также пишет инсценировку своей повести «Р еа­ листы» Глеб Пушкарёв, то сам собою напрашивается вывод и о растущих дра­ матургических кадрах города, и о возмож­ ности для театров обогащать репертуар их произведениями. Доказательством этому является тот факт, что когда мы вспоминаем о наиболее значительных спектаклях сезона, мы называем среди них и «Кряжевых». Сезон, о котором идёт речь, был отме!- чен выдающимися сценическими дости­ жениями: это — «Хованщина» в Театре оперы и балета и «Чайка» в «Красном факеле» , и такими интересными поста­ новками, как «Прага остаётся моей» («Юлиус Фучик») в Областном драмати­ ческом театре, «Павел Морозов» в ТЮ Зе. И, говоря о крупнейших актёрских 1 0. «Сибирские огни» № 6. удачах сезона, неизбежно называешь в первую очередь такие образы, как Нина Заречная засл. арт. РСФСР В. Капусти­ ной, Марфа засл. арт. РСФСР Л. Мяс- никовой и П. Ульяновой, Юлиус Фучик Н. Фомина, Михей Кряжев засл. арт. РСФСР А. Аржанова, Павел Морозов Т. Лялиной. Этот список можно было бы продлить, но дело не в перечисле­ ниях. Ниже, при анализе некоторых спектаклей, мы будем говорить и о ряде других артистов. *** Среди драматических театров города особенно крепким творческим ядром от­ личается старейший театр Новосибир­ ска — «Красный факел». Талантливый коллектив краснофакельцев способен ре­ шать весьма серьёзные идейно-художест­ венные задачи и достигать высокого ка­ чества постановки. Это — театр, обладающий собствен­ ными традициями в режиссёрско-испол­ нительской манере. Если ещё и сегодня в некоторых его спектаклях порою об­ наруживается — в мизансцене ли, в ак­ тёрском ли приёме — погоня за внешней театральностью, за мнимой многозначи­ тельностью интонации, или просто схе­ матизм, то наиболее удачным работам краснофакельцев свойственна общая устремлённость к глубокой разработке главной мысли пьесы, к убедительному обоснованию всего поведения героев спектакля — их внутренним состоянием, да # объяснению самого этого состоя­ ния. Ведь только пытливая приглядка к душевной жизни людей, образы кото­ рых воплощаются на сцене, проникнове­ ние в психологические пружины поступ­ ков и действий — при верном понимании места и значения этих людей в общест­ ве, — только это может привести к тому, что авторская и д е я будет по-настоя­ щему жить в о б р а з а х спектакля, а не навязываться зрителю. Сложный путь прошёл за годы своего существования Театр юных зрителей. На творческой конференции детских театров Сибири и Урала, проведённой (при уча­ стии театральных деятелей Москвы) в Новосибирске в декабре 1951 года, некоторые спектакли новосибирского ТЮЗа получили высокую оценку. Это свидетельствует о том, что коллектив м о ж е т добиваться хороших результа­ тов. Но фактом является то, что до сих пор в этом театре ощутима тенденция к чисто внешней выразительности, — выразительности не ради интересного раскрытия всех оттенков внутреннего со­ держания пьес, а как бы в з а м е н это­ го раскрытия. Длительное время режис­ сура ТЮ За воспитывала творческую молодёжь на погоне за яркой формой, как таковой, за острой мизансценой, ко­ торая должна сама по себе поразить во­ ображение зрителя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2