Сибирские огни, 1953, № 6

И С К У С С Т В и кто р ОРЛОВ , Борис РЯС ЕНЦ Е В Один театральный сезон Около 45 лет назад, в 1909 году, в маленьком сибирском городке Новони- колаевске, незадолго до того возникшем, побывала на гастролях великая русская актриса В. Комиссаржевская. Тогда же приезжала сюда и В. Пашенная (ныне народная артистка СССР) вместе с груп­ пой московских артистов. Выступать приходилось в небольшом театрике при саде, носившем, по моде того времени, звучное и непонятное новониколаевцам испанское наименование «Альгамбра». Завсегдатаи этого, организованного пред­ приимчивым купцом, «увеселительного заведения» — подрядчики, лесоторговцы, средние чиновники, заезжие сельские ку­ лаки — привыкли с нетерпением ждать того, что происходило обычно после лю­ бого спектакля. А происходило следую­ щее: с помощью расторопных служите­ лей тесный зрительный зал превращал­ ся в «ресторацию», где прямо между столиками, кривляясь и подтанцовывая, штатные артистки «Альгамбры» испол- няли легкомысленные куплеты. Неред­ ко выступали они и на сцене, где — после пьес Островского или Чехова, по­ ставленных редкими гастролёрами, — разыгрывались пошлейшие фарсы. Протесты передовой части местной ин­ теллигенции против такого издеватель­ ства над искусством ни к чему не при­ водили: «отцы города» не давали в оби­ ду хозяина любезного им «театрального заведения». Могли ли выступавшие в этом е д и н с т в е н н о м театральном здании города артисты получать моральное удовлетворение, испытывать подлинную творческую радость?! Выступления в подобной обстановке (пусть — в шикарных, комфортабельных помещениях, но проникнутых той же атмосферой), конечно, нисколько не удивят и сейчас многих артистов Нью- Йорка, Лондона или Западного Берлина. Но всё это может показаться несураз­ ным вымыслом жителям сегодняшнего Новосибирска да и артистам, приезжаю­ щим сюда, в бывший Новониколаевск, на гастроли. Ведь в росте этого города мы находим один из наиболее ярких и на­ глядных примеров того небывалого вни­ мания, той, ни с чем в прошлом не срав­ нимой, заботы, с которыми относятся партия и правительство к развитию те­ атрального искусства советского наро­ да, к созданию духовного изобилия пе­ редовой социалистической культуры. Здесь теперь пять профессиональных театров: Театр оперы и балета, драмати­ ческий театр «Красный факел», Театр юных зрителей, Областной (передвижной) драматический театр, выступающий и в городе и в глубинных районах обла­ сти, а также театр для самых малень­ ких зрителей — кукольный. Здесь рабо­ тает филармония, организующая боль­ шое количество разнообразных концер­ тов. В многочисленных превосходных зданиях заводских и профсоюзных клу­ бов выступают постоянно действующие крупные коллективы художественной са­ модеятельности как драматические, так и музыкальные. Словом, бывший захолустный горо­ дишко стал не только мощным индуст­ риальным центром, но и одним из круп­ нейших в стране очагом театральной и музыкальной культуры. И представляется весьма интересным хотя бы частично охватить взором кар- {ину одного из театральных сезонов Но­ восибирска. *** Не очень давно театры города начали очередной сезон — 1953 /54 года. Ново­ сибирцы увидели уже несколько новых спектаклей: «Волынщик из Страко- ниц» — в ТЮЗе, «Иоланта» — в Театре оперы и балета, «Мартын Боруля» — в Областном драматическом театре и т. д. Это — только «первые ласточки», и, разумеется, пока невозможно делать какие-либо обобщения о ходе сезона. Но вполне целесообразно обратиться к ито­ гам предшествующего сезона, который закончился в этом же году. Это — один из рядовых сезонов и, вместе с тем, в нём можно заметить некоторые особен­ ности и крупные творческие достижения, которые могут и должны стать вехами на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2