Сибирские огни, 1953, № 6
И С К У С С Т В и кто р ОРЛОВ , Борис РЯС ЕНЦ Е В Один театральный сезон Около 45 лет назад, в 1909 году, в маленьком сибирском городке Новони- колаевске, незадолго до того возникшем, побывала на гастролях великая русская актриса В. Комиссаржевская. Тогда же приезжала сюда и В. Пашенная (ныне народная артистка СССР) вместе с груп пой московских артистов. Выступать приходилось в небольшом театрике при саде, носившем, по моде того времени, звучное и непонятное новониколаевцам испанское наименование «Альгамбра». Завсегдатаи этого, организованного пред приимчивым купцом, «увеселительного заведения» — подрядчики, лесоторговцы, средние чиновники, заезжие сельские ку лаки — привыкли с нетерпением ждать того, что происходило обычно после лю бого спектакля. А происходило следую щее: с помощью расторопных служите лей тесный зрительный зал превращал ся в «ресторацию», где прямо между столиками, кривляясь и подтанцовывая, штатные артистки «Альгамбры» испол- няли легкомысленные куплеты. Неред ко выступали они и на сцене, где — после пьес Островского или Чехова, по ставленных редкими гастролёрами, — разыгрывались пошлейшие фарсы. Протесты передовой части местной ин теллигенции против такого издеватель ства над искусством ни к чему не при водили: «отцы города» не давали в оби ду хозяина любезного им «театрального заведения». Могли ли выступавшие в этом е д и н с т в е н н о м театральном здании города артисты получать моральное удовлетворение, испытывать подлинную творческую радость?! Выступления в подобной обстановке (пусть — в шикарных, комфортабельных помещениях, но проникнутых той же атмосферой), конечно, нисколько не удивят и сейчас многих артистов Нью- Йорка, Лондона или Западного Берлина. Но всё это может показаться несураз ным вымыслом жителям сегодняшнего Новосибирска да и артистам, приезжаю щим сюда, в бывший Новониколаевск, на гастроли. Ведь в росте этого города мы находим один из наиболее ярких и на глядных примеров того небывалого вни мания, той, ни с чем в прошлом не срав нимой, заботы, с которыми относятся партия и правительство к развитию те атрального искусства советского наро да, к созданию духовного изобилия пе редовой социалистической культуры. Здесь теперь пять профессиональных театров: Театр оперы и балета, драмати ческий театр «Красный факел», Театр юных зрителей, Областной (передвижной) драматический театр, выступающий и в городе и в глубинных районах обла сти, а также театр для самых малень ких зрителей — кукольный. Здесь рабо тает филармония, организующая боль шое количество разнообразных концер тов. В многочисленных превосходных зданиях заводских и профсоюзных клу бов выступают постоянно действующие крупные коллективы художественной са модеятельности как драматические, так и музыкальные. Словом, бывший захолустный горо дишко стал не только мощным индуст риальным центром, но и одним из круп нейших в стране очагом театральной и музыкальной культуры. И представляется весьма интересным хотя бы частично охватить взором кар- {ину одного из театральных сезонов Но восибирска. *** Не очень давно театры города начали очередной сезон — 1953 /54 года. Ново сибирцы увидели уже несколько новых спектаклей: «Волынщик из Страко- ниц» — в ТЮЗе, «Иоланта» — в Театре оперы и балета, «Мартын Боруля» — в Областном драматическом театре и т. д. Это — только «первые ласточки», и, разумеется, пока невозможно делать какие-либо обобщения о ходе сезона. Но вполне целесообразно обратиться к ито гам предшествующего сезона, который закончился в этом же году. Это — один из рядовых сезонов и, вместе с тем, в нём можно заметить некоторые особен ности и крупные творческие достижения, которые могут и должны стать вехами на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2