Сибирские огни, 1953, № 6

торы в достаточном количестве и хоро­ шего качества, то больше и требовать нечего. Но после такого разговора особенно остро чувствуешь, что советский за­ вод — не собрание машин с приставлен­ ными к ним людьми, а коллектив хозяев, творцов новой жизни. Это определяет их отношение к труду, к товарищам, к машине. Это определяет то, что завод стал школой с очень широкой програм­ мой. Здесь учатся не только управлению машиной и методам изготовления ве­ щей. Здесь учатся, как быстрее итти к коммунизму, как освободиться от пере­ житков старого в сознании. Здесь горят страсти, возникают и разрешаются кон­ фликты, связанные с поисками лучших путей к подъёму завода, с борьбой про­ тив всего, что задерживает рост коллек­ тива и каждого его члена в отдельности. Нужно было познакомиться с нашим слесарем, чтобы понять всю силу горе­ ния таких людей, как Васильев, Рад­ ченко, Широкорад, определяющих облик коллектива. И Васильев подумывает об отъезде, о расставании с заводом — так семейные дела сложились. Но «подумы­ вает» уже годами, и для него это — лом­ ка жизни, для него это — проблема не материальная, а моральная, потому, что его сердце в цехе, с десятками учени­ ков, которые стали новаторами и масте­ рами, с десятками юношей и девушек, только что вступивших в заводской строй, которых ещё надо учить и воспи­ тывать. И Широкорад с увлечением строит свой дом, прикидывает, как ещё комнату пристроить, — но ведь не одно это увлечение вмещает душа. Его радость — удачно и быстро собран­ ный мотор, его радость — победа в соревновании, его радость — новые зна­ ния, и хороший разговор с началь­ ником цеха, и прогулка с женой, и пе­ ревыполненный план, и яблони, что по­ сажены вокруг дома, и удачное комсо­ мольское собрание, и подрастающий сын, и даже тревоги в трудные дни. Но гордость слесаря, умелыми своими руками рождающая не страсть к новым достижениям, а высокомерие, равноду­ шие к коллективу, равнодушие к тому, делать ли тракторы или чинить приму­ сы, стремление подготовить ученика лишь для того, чтобы проще было уйти с завода, — всё это превращает его са­ мого... ну, не в лишнего человека — он занят полезным делом, — но в нищего, ничего, кроме денег, не получающего от своего труда. Вот на бульваре между другими порт­ ретами лучших людей завода и портрет того слесаря, о котором шла речь. По­ знакомившись с ним, иначе смотришь на портрет — хмурым представляется спо­ койное лицо, и жалко человека. Ду­ маешь: как же прошёл коллектив мимо него, столько лет работающего рядом — не вместе со всеми, а рядом. Как не по­ пробовали товарищи, любуясь качеством его изделий, обогатить жизнь человека с золотыми руками, но ленивым сердцем и не ищущим новых дорог умом. *** В заводской комитет комсомола, когда шёл разговор о лучших, передовых представителях заводской молодёжи, то­ ропливо вошёл ладный парень с живыми неспокойными глазами, бойкий и, видно, очень расторопный. — Вот лёгок на помине. Познакомь­ тесь с Лёней. Таких у нас немного. Ме­ ханик по ремонту — бригадой руководит. По вечерам учится в институте — пере­ шёл на второй курс и к тому же комсорг цеха. Выло, конечно, интересно поговорить с человеком, взявшим на себя такую незаурядную нагрузку. У бригадира-ме- ханика работа напряжённая. Он отвечает за оборудование цеха, должен проводить плановый ремонт, быстро ликвидировать аварии и, главное, внимательно следить, чтобы аварий не было. Если машина вышла из строя, это чаще всего значит, что механик во-время недоглядел. Такую работу нелегко совместить с учением в институте, потому что прихо­ дится иной раз и задерживаться после конца смены, весь день не ослаблять внимания, зорко приглядываясь, чутко прислушиваясь к работе каждой маши­ ны. И уж, конечно, необходимы огром­ ная энергия, выдержка, умение распре­ делять своё время, чтобы к работе и учению присоединить обязанности цехо­ вого комсорга. Лёня рассказывает легко и весело о том, как воспитывает молодёжь своей бригады, как пришлось ему повозиться с пареньком, который никак не хотел подчиниться дисциплине, работал спустя рукава, прогуливал и обманывал мать.- Помог его ровесник, страстный футбо­ лист, тоже работающий в бригаде. Лёня попросил его поговорить с товарищем и подумать — как бы выпрямить человека. — И представьте, как здорово полу­ чилось! Тот о работе сперва и не заго­ варивал, а футболом его увлёк. Подру­ жились на этом и, глядишь, понемногу, день за днём, как-то он сумел парня и работой заинтересовать. А я подзужи­ вал. Кончились прогулы. Стал он хоро­ шим рабочим... Я люблю с молодёжью работать — они любопытные. А у меня знаний достаточно, чтобы всё объяс­ нить, — техникум кончил, теперь вот в институте учусь. Я умею их заинтересо­ вать, легко общий язык находим. Брига­ да у нас дружная. В своей бригаде и научился, как со всеми комсомольцами цеха работать, как стать хорошим комсоргом. Легко льётся речь Лёни, — фраза за фразой, тема за темой. Он говорит о том, как его сперва проверяли члены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2