Сибирские огни, 1953, № 6

жённый труд над моделью помог литей­ щикам открыть не замеченные ими преж­ де возможности. *** Экзамен на аттестат зрелости коллек­ тив завода к десятилетнему своему юби­ лею сдал. Его выдержали десятки мо­ лодых мастеров, многие сотни рабочих. Работники старшего поколения подтвер­ дили своё умение и право воспитывать молодёжь, вводить её в производствен­ ный строй. Люди, о которых рассказано в этой главе, не исключительны, а типичны для коллектива. Можно было бы говорить не о Васильеве, а о Третьякове, о Елецких в том же моторном цехе, о многих ма­ стерах, с таким же опытом и любовью растивших молодёжь в других цехах. Можно было вспомнить не Широкорада и Кирееву, а многих юношей и девушек из других цехов, увлечённо, страстно, иногда со срывами и ошибками, проби­ вающихся в первую шеренгу рабочего класса. Они образуют среду, из которой выходят наши прославленные новаторы. Для них каждое достижение — не конец, а начало работы, разбег для нового подъёма. Они оглядываются на сделан­ ное, чтобы увидеть, в чём и где не хва­ тило им знаний. А их всегда не хватает, потому что завтрашние задачи всегда сложнее вчерашних. И потому так стандартны концы бе­ сед и с молодыми и с опытными рабо­ чими, мастерами: каждый говорит, что нужно ещё учиться. Но есть другие люди на заводе — тро­ пинки их жизни идут не вверх, а вниз или в сторону от пути коллектива. Их немного, но ведь надо подумать, как бы их повернуть, надо посмотреть, чтобы не пошёл ещё кто-нибудь по их дороге, которая иной раз может привлеть своим внешним благополучием. ❖** В одном цехе пришлось говорить с из­ вестным всему заводу слееарем-виртуо- зом. Высокий человек, лет пятидесяти, со спортивной фигурой, серьёзным ли­ цом, спокойный и уверенный в движе­ ниях и в речи, рассказывал о работах, сделанных им в связи с переходом. Он немногословен, отвечает на вопро­ сы точно и отчётливо, без малейшей хвастливости, но и без всякого увлече­ ния, которое заставило бы его хоть из­ редка внести живую интонацию в речь, выйти за пределы чисто технического описания работ. Через его руки за время подготовки к переходу прошли почти все самые сложные приспособления, он самостоя­ тельно переделал несколько станков, приспособив их для новых работ, и сде­ лал это без подробных чертежей, по са­ мым приблизительным эскизам. — Почему же вы до сих пор не ста­ ли мастером — при вашем-то огромном опыте и умении? Собеседник помолчал и нахмурился. Потом неохотно ответил: — Мастеру с людьми надо работать. Я этого не люблю. И, помолчав, прибавил: — Есть у нас такие, что других под­ нять — это с охотой, а сами ничего не умеют. Рудина помните? Мне это на подходит, мне нужно своими руками вещь сделать. Можно понять такое отношение к тру­ ду умелого и влюблённого в мастерство человека: он хочет быть рабочим и1 только рабочим, силу ума и знаний ис­ пользовать для всё лучшей, всё более совершенной работы рук. Но почему ему вспомнился Рудин? Чем работа совет­ ского мастера могла напомнить тургенев­ ского героя — «лишнего человека»? Не может -ведь он всерьёз считать мастера ненужным и нестоящим уважения работ­ ником? Разговор перешёл на другие темы. Со­ беседник оживился, рассказывал об охо­ те. Он хорошо говорил о природе, о прелести одиноких прогулок с ружьём по степи. Нелюдим? Может быть. — А у вас совсем нет потребности передать своё умение, свой огромный опыт молодёжи? — Нет, почему же! Я брал учеников. Но ведь у нас как: поучил три месяца — и забирают. Уже подготовлен, говорят. Разве нашу работу за три месяца пой­ мёшь? Есть у меня и сейчас ученик. Ни­ чего парень, способный, старательный. Так ведь заберут опять до срока. Дали бы мне алтайского паренька, я бы его подготовил года за два, а сам бы уехал на юг. Хочется мне на Северном Кавка­ зе пожить. Он назвал один из курортных город­ ков. — Там ведь нет заводов. Где же вы думаете работать? — Есть небольшие мастерские... И вот словно последний мазок кисти, дорисовывающий облик человека. Он рассказывал, что кончил семь классов, начал было учиться дальше, но бросил. — Вам не кажется, что недостаток теоретических знаний сужает ваши воз­ можности, ставит им предел? — Нет, я знаю достаточно. С меня хватит! Простились, и словно из душной ком­ наты вышел на свежий воздух. Смутно было на душе после этого разговора. Уважаемый человек, способный и добро­ совестный работник. Ему поручают са­ мые сложные работы и знают, что они будут выполнены быстро и хорошо. Чего же ещё? Если думать о заводе только как о предприятии, выпускающем трак­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2