Сибирские огни, 1953, № 6
Ну что тут, казалось бы, особенно го •— следить за чистотой. Нет, это не просто — выработать в себе привычку постоянно, почти механически, замечать малейшую неаккуратность. Ещё добро бы шли сплошь дизели по конвейеру. А то обычные, керосиновые — только един дизельный вдали маячит — и такие придирки мастера. Но маячивший вдали дизель вдруг оказывался рядом и надо было его укомплектовать, а где-то прежде один узел не успели закрепить. И Широко- рад носится вдоль конвейера, злой, по тому, что начальник не позволил ему сделать по-своему, и со злости даёт очень толковые распоряжения. Когда мотор подошёл к концу конвейера, его сняли и поставили опять в голове, а через не>- сколько керосиновых поставили второй, потом третий дизельный, и работа, хотя с перебоями, начала налаживаться. Когда несколько дизельных моторов ’было таким образом собрано, Широко- раду пришлось признаться себе, что на чальник цеха был прав. За немногие дни конвейер для опытного взора преобра зился — на рабочих местах было необы чайно чисто. Нигде не валялись инстру менты, стружка, гайки, не было проли того масла, и Широкорад увидел, что рабочие действительно, ещё выпуская керосиновые двигатели, поняли особен ности сборки дизельных. Широкорад думал помочь заводу тем, что, не жалея времени и труда, своими руками соберёт несколько первых мото ров, освободив от этой работы свой кол лектив. Оказалось, что это было бы не помощью, а помехой коллективу. Поста вив дизели на конвейер, Широкорад мог провести широкую подготовку рабочих, найти инструкторов среди тех, кто быст ро разобрался в новом двигателе. И когда, выздоровев, старший мастер вернулся на участок, он застал повзрос левшего сменного мастера Широкорада, знающего, что как ты ни увлечён своей идеей, своим планом, но есть грань, где упорство переходит в упрямство, во вредную для дела неспособность слу шать и понимать доводы. И вот он снова в кабинете начальника цеха. — Почему я ошибся, почему был так уверен, что ваш приказ неправилен? — Ты помнишь, как два года назад не хотел перейти на сборку регуляторов? Это то же самое, на другой ступени. Ты понял тогда, что не хватило широты мысли. Тебе и теперь её не хватило. Но тут уже понять мало, нужно учиться. По стоянно. Ты после курсов мастеров где учился? Широкорад опустил глаза: — Не учился. Да мне и то жена по кою не даёт. Она учительница, два фа культета педагогического института окон чила — и по истории и по литературе. •Смеётся — что ж у меня, говорит, муж в образовании отстаёт! С осени в заоч ный институт поступлю. Буду через пять лет инженером, это факт. Не** В один из тех дней, когда Широкорад спорил с начальником цеха о методе сборки первых моторов, в комнату кон структоров главного металлурга неожи данно зашёл директор завода и, присев на первый попавшийся стул, спросил: — Сколько нужно времени, чтобы из готовить модель для блока цилиндра? Вопрос показался неожиданным. Было известно, что первые месяцы блок ци линдра так же, как некоторые другие узлы и детали, будет поставлять Харь ковский завод. Но когда в дирекции по думали и подсчитали, то оказалось, что это очень неудобное решение. Пересыл ка неизбежно будет лихорадить произ водство. Нужно приложить все силы, чтобы сверх предусмотренного графиком освоить к началу выпуска новых тракто ров и блок цилиндра. — Так сколько же времени? Все посмотрели на Николая Никитича Радченко, конструктора, в круг ведения которого входил блок цилиндра. Сутуло ватый спокойный человек, с голосом та ким тихим, что речь его казалась роб кой, неуверенной, немного подумав, от ветил: — Два месяца. — Ого! Это вы, очевидно, с запросом. — Нет, я беру самые сжатые сроки на каждую работу. Развернули чертежи. Директор взял карандаш, стали тут же подсчитывать. Получалось действительно два месяца, и если вообще тут можно что-нибудь со кратить за счёт рационализации, то это составит в лучшем случае два-три дня. — Нет, два месяца нас не устроят. Подумайте, Николай Никитич, нет ли способа изготовить модель за две неде ли. Это очень важно для завода. Директор рассказал, сколько сложно стей рождает получение блоков с друго го завода, как велика опасность, что в пс рвые месяцы план всё время будет под угрозой срыва. — Я понимаю, что ставлю задачу невыполнимую, если придерживаться обычных методов работы. Нужно искать не способ сберечь тут или там несколько часов, а какое-то радикально новое ре шение. Подсказать я вам тут ничего не берусь. Подумайте — завтра поговорим. Модель для литья — одно из самых трудоёмких изделий в машиностроении. Нужно выдать много чертежей, по чер тежам вручную столяр-виртуоз делает деревянную модель (её называют «мо дель модели»), и уже по деревянной из готовляют металлическую. Она требует точнейшей, занимающей много времени механической обработки. Справиться с этой работой за пятнадцать дней каза
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2