Сибирские огни, 1953, № 6

Он торопился к школе. Нет — не к той, где учился. Каждый свободный вечер дежурил он в переулке около семилетки, ожидая конца уроков. Сюда завернёт со стопкой тетрадей в портфеле светловоло­ сая и такая же улыбчивая, как он, де­ вушка, та самая, лучше которой нет в мире. Было решено: жизнь проведут вместе. Много дела было в ту пору у два­ дцатидвухлетнего мастера. Он решил строиться — взял участок в районе, ко­ торый назывался «Сад-город». Пока в этом названии была только заявка — ещё не существовало ни сада, ни города. Но кто же, как не он и его товарищи под­ тянут будущее поближе к сегодняшнему дню. Будет сад, будет город — очень скоро. Вот уже подводится под крышу дом Широкорада и рядом строятся дру­ гие. Вот уже посажены первые деревья будущего сада. Алексей так прочно стал на ноги, что вокруг него собралась разбросанная семья. Он вызвал из Казахстана се­ стрёнку. Приехал старший брат — по­ ступил бухгалтером на соседний завод. Прошло полтора года, была налажена жизнь в новом доме, и по вечерам Алексей входил на цыпочках в свою комнату, чтобы не разбудить малыша, своего первенца. Трудные подошли дни для молодого мастера. Вот уже говорят про него в цехе — самостоятельный, ра­ сторопный, с выдумкой. Другим его в пример ставят. А оказалось — рано. На днях Широкораду поручили сбор­ ку первых дизельных моторов. И как раз заболел старший мастер. На Широко­ рада свалилась ответственность за всю сборку — и керосиновых моторов и ди­ зельных. Он не мог понять, как совме­ стить работы по выполнению плана с освоением нового мотора. Пошёл к начальнику цеха: — Выделите мне уголок, я сам собе­ ру несколько первых моторов, чтобы по­ том мог других учить. — Нет, Широкорад, это неправиль­ ный путь. Времени в обрез. Один мотор можешь собрать. А на втором уже нуж­ но учить коллектив — и учить, и воспи­ тывать, подготавливать инструкторов. Что нам пользы — собрать умелыми ру­ ками несколько моторов. Это кустар­ щина. — Так ведь все заняты сборкой керо­ синовых — не оторвёшь и трёх человек. Сорвём программу. — Отрывать и не надо. Придумай, как собирать новые моторы всем кол­ лективом, не прекращая работы над ке­ росиновыми. — Всем коллективом? Это невоз­ можно. Начальник цеха рассердился: — С этим словом ты поосторожнее обращайся. Вот подумай и завтра ска­ жешь, какой выход нашёл. После этого разговора и пришёл Ши­ рокорад домой невесёлый. Он плохо спал и утром задолго до смены уже был на заводе. Задумчиво ходил Лёша во­ круг конвейера, перебирая впервые по­ ступившие на сборку узлы нового мото­ ра, и, наконец, решительным шагом пошёл к начальнику цеха. — Нет, как хотите, ничего иначе не получается. Пока один собирать буду, а потом, когда с керосиновыми покончим, других научу. Не могу я отвечать за программу, если займу людей дизелем. —• Не разрешаю. И за программу от­ вечать будешь. И не придумал ты ни­ чего потому, что уверил себя, будто твоё решение самое верное. Поленился мозгами раскинуть. Ну что ж — прихо­ дится мне за тебя решать. Начальник цеха помолчал, словно ожидая, что в последний момент мастер сам найдёт выход. Но молчал и Широко­ рад, упрямо сдвинув брови. — Вот как ты сделаешь. Поставь два дизельных мотора на конвейер между керосиновыми. Потребуй от каждого, чтобы и на сборке керосиновых была та абсолютная, идеальная чистота, которая нужна для дизелей. Когда в своём угол­ ке будешь собирать первый мотор, возь­ мёшь двух-трёх человек в помощники, чтобы они у тебя сразу инструкторами стали. — Нет, ничего так не выйдет. Сбор­ ка-то керосиновых налажена, а дизель­ ный впервой. Конвейер придётся оста­ навливать всё время, если на него поставить новый мотор. — Конвейер не останавливать. Что не успели — сделать на втором проходе. На первый раз дизельные подойдут к концу конвейера неукомплектованными полностью, это я понимаю. Ты их опять, в голову конвейера поставишь. И пойми, что главное — не два мотора собрать, а новые навыки рабочим привить. Широкорад был уверен, что ничего из этого не выйдет, кроме путаницы. Он подчинился приказу, но принялся за де­ ло неохотно. Начальник цеха знал, что поставил перед молодым мастером очень трудную задачу, но он выбрал единственно пра­ вильный путь, который вёл к быстрому освоению всем коллективом сборки но­ вого мотора. Остов дизеля стал на конвейер и сра­ зу потребовал внимания не только к се­ бе, но и ко всему, что его окружает. Собирая первый мотор самостоятельно, Широкорад увидел, как он чувствителен к каждой пылинке, к крохотным облом­ кам стружки. Мотор требовал лаборатор­ ной чистоты при сборке. И вот ради двух дизельных моторов, поставленных на конвейер между керо­ синовыми, приходилось всё приводить в порядок. Широкорад до хрипоты убеж­ дал рабочих лишний раз оглядеться, уб­ рать ветошь, положенную не на место, вымыть руки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2