Сибирские огни, 1953, № 6
Он торопился к школе. Нет — не к той, где учился. Каждый свободный вечер дежурил он в переулке около семилетки, ожидая конца уроков. Сюда завернёт со стопкой тетрадей в портфеле светловоло сая и такая же улыбчивая, как он, де вушка, та самая, лучше которой нет в мире. Было решено: жизнь проведут вместе. Много дела было в ту пору у два дцатидвухлетнего мастера. Он решил строиться — взял участок в районе, ко торый назывался «Сад-город». Пока в этом названии была только заявка — ещё не существовало ни сада, ни города. Но кто же, как не он и его товарищи под тянут будущее поближе к сегодняшнему дню. Будет сад, будет город — очень скоро. Вот уже подводится под крышу дом Широкорада и рядом строятся дру гие. Вот уже посажены первые деревья будущего сада. Алексей так прочно стал на ноги, что вокруг него собралась разбросанная семья. Он вызвал из Казахстана се стрёнку. Приехал старший брат — по ступил бухгалтером на соседний завод. Прошло полтора года, была налажена жизнь в новом доме, и по вечерам Алексей входил на цыпочках в свою комнату, чтобы не разбудить малыша, своего первенца. Трудные подошли дни для молодого мастера. Вот уже говорят про него в цехе — самостоятельный, ра сторопный, с выдумкой. Другим его в пример ставят. А оказалось — рано. На днях Широкораду поручили сбор ку первых дизельных моторов. И как раз заболел старший мастер. На Широко рада свалилась ответственность за всю сборку — и керосиновых моторов и ди зельных. Он не мог понять, как совме стить работы по выполнению плана с освоением нового мотора. Пошёл к начальнику цеха: — Выделите мне уголок, я сам собе ру несколько первых моторов, чтобы по том мог других учить. — Нет, Широкорад, это неправиль ный путь. Времени в обрез. Один мотор можешь собрать. А на втором уже нуж но учить коллектив — и учить, и воспи тывать, подготавливать инструкторов. Что нам пользы — собрать умелыми ру ками несколько моторов. Это кустар щина. — Так ведь все заняты сборкой керо синовых — не оторвёшь и трёх человек. Сорвём программу. — Отрывать и не надо. Придумай, как собирать новые моторы всем кол лективом, не прекращая работы над ке росиновыми. — Всем коллективом? Это невоз можно. Начальник цеха рассердился: — С этим словом ты поосторожнее обращайся. Вот подумай и завтра ска жешь, какой выход нашёл. После этого разговора и пришёл Ши рокорад домой невесёлый. Он плохо спал и утром задолго до смены уже был на заводе. Задумчиво ходил Лёша во круг конвейера, перебирая впервые по ступившие на сборку узлы нового мото ра, и, наконец, решительным шагом пошёл к начальнику цеха. — Нет, как хотите, ничего иначе не получается. Пока один собирать буду, а потом, когда с керосиновыми покончим, других научу. Не могу я отвечать за программу, если займу людей дизелем. —• Не разрешаю. И за программу от вечать будешь. И не придумал ты ни чего потому, что уверил себя, будто твоё решение самое верное. Поленился мозгами раскинуть. Ну что ж — прихо дится мне за тебя решать. Начальник цеха помолчал, словно ожидая, что в последний момент мастер сам найдёт выход. Но молчал и Широко рад, упрямо сдвинув брови. — Вот как ты сделаешь. Поставь два дизельных мотора на конвейер между керосиновыми. Потребуй от каждого, чтобы и на сборке керосиновых была та абсолютная, идеальная чистота, которая нужна для дизелей. Когда в своём угол ке будешь собирать первый мотор, возь мёшь двух-трёх человек в помощники, чтобы они у тебя сразу инструкторами стали. — Нет, ничего так не выйдет. Сбор ка-то керосиновых налажена, а дизель ный впервой. Конвейер придётся оста навливать всё время, если на него поставить новый мотор. — Конвейер не останавливать. Что не успели — сделать на втором проходе. На первый раз дизельные подойдут к концу конвейера неукомплектованными полностью, это я понимаю. Ты их опять, в голову конвейера поставишь. И пойми, что главное — не два мотора собрать, а новые навыки рабочим привить. Широкорад был уверен, что ничего из этого не выйдет, кроме путаницы. Он подчинился приказу, но принялся за де ло неохотно. Начальник цеха знал, что поставил перед молодым мастером очень трудную задачу, но он выбрал единственно пра вильный путь, который вёл к быстрому освоению всем коллективом сборки но вого мотора. Остов дизеля стал на конвейер и сра зу потребовал внимания не только к се бе, но и ко всему, что его окружает. Собирая первый мотор самостоятельно, Широкорад увидел, как он чувствителен к каждой пылинке, к крохотным облом кам стружки. Мотор требовал лаборатор ной чистоты при сборке. И вот ради двух дизельных моторов, поставленных на конвейер между керо синовыми, приходилось всё приводить в порядок. Широкорад до хрипоты убеж дал рабочих лишний раз оглядеться, уб рать ветошь, положенную не на место, вымыть руки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2