Сибирские огни, 1953, № 6
■чали одну из операций сборки водяного иасоса, а Лёше нужно было узнать прин ципы работы насоса и способ обработки деталей , которые он собирал. Время было ещё военное. Завод только налаживался. У мастера тысяча дел, еже минутно возникают вопросы, которые нужно решать сразу. И в то же время •необходимо думать, как избавиться от •кустарщины, штурмовщины в работе от деления , вызванной и неудобством поме щения, и неритмичной работой механи ческих цехов, и недостатком инструмен та. А тут чуть не каждые полчаса под бе гает мальчик с вопросом, не имею щим никакого отношения к сегодняшней работе. Да и вопросы такие, что двумя словами не отделаешься. Может быть, э ти неприятности и предвидел мастер, что не захотел иметь дело с Широко- .радом? Но Михаил Михайлович понимал, что люди, которые пускали в тот год алтай ский завод, — харьковские и сталин градские тракторостроители — закваска «будущих кадров. Эти мальчики и де вушки, приходившие на завод из желез нодорожного посёлка и окрестных кол хозов, приезжавшие из горного и степ ного Алтая и удивлённо таращившие тл а за , увидев самый обыкновенный то варный станок, через несколько лет бу д у т хозяевами в цехах. Нужно их выра стить . И мастер терпеливо отвечал на вопро сы , посылал в библиотеку. Литературы ■о тракторах было немного. Но Широко- рад нашёл несколько книг о производ с т в е автомобиля, изучал их, чтобы разо браться в значении и принципах работы каждого узла, каждой детали, с которы ми ему приходилось иметь дело. Через год он уже был инструктором, помощником мастера по вводу в рабочий строй учеников. Нелёгкое это было для него дело. Инструктировать приходилось не только таких же подростков, как он, но и взрос лых. Попробуй-ка у них завоевать авто ритет, когда голос то и дело сбивается с баса на дискант. Но Лёша не давал спуску ни себе, ни другим. Когда он по требовал у взрослых рабочих, чтобы они не курили на сборке, его распоряжение встретили весёлым смехом. Инструктор побежал выплакаться в тёмном углу. Но он не сдался. На следующий день повторил своё требование. Пригрозились ■его побить. Он пошёл к мастеру. Тот, занятый другим, сказал: — Да брось ты пустяками зани маться. Лёша пошёл к старшему мастеру. И тот не только подтвердил распоряже ние, но заставил рабочих извиниться пе ред инструктором Широкорадом. У Лёши были способности и хорошая ■смелость в работе. Открытый и весёлый характер помог завоевать дружбу ровес ников. Как-то само собой случилось, что он стал вожаком молодёжи на сборке и организовал бригаду. По утрам, перед сменой, Лёша проводил «пятиминутку». В укромном углу за конвейером, присев, на корточки и сблизив головы, ребята шептались о цеховых делах. Главная те ма этих собраний была совершенно се кретной — как добиться победы в сорев новании, показать, что молодёжь стари ков всегда обгонит, дай только развер нуться. Но иногда из-за конвейера раз давались взрывы заглушённого смеха — придумали шутку. Был в отделении подросток, которого никак нельзя было приучить к чистоте. Ходил грязный, в рваной спецовке, и вокруг его рабочего места всегда валя лось невесть что — откуда только бра лось столько хлама. На «пятиминутке» выделили бригаду, поставив ей задачу: привести молодчика в человеческий вид. В час обеденного перерыва, когда паре нёк по привычке заснул, принесли тёп лую воду, мыло и оттёрли с него грязь в принудительном порядке. На операцию сбежалось смотреть всё отделение, и смущённому пареньку пришлось принять десятки шутливых поздравлений. После обеда он уже сам прибрал своё рабочее место. Даже такие незначительные эпизоды помогли скрепить коллектив. Но Лёша после первых успехов начал петушиться и совсем по-мальчишески задрал нос. Он уже чувствовал себя зна током сборки, и если иной раз над ним подтрунивали в цехе, то теперь уже за служенно. Старший мастер перевёл его бригаду на новую работу — сборку регуляторов. Широкорад — на дыбы. Нужно было вы рабатывать новые навыки, потратить на это время. А пока он будет переучи ваться сам и переучивать товарищей, ещё молодая и непрочная слава лучшей молодёжной бригады может поблёкнуть. В тот день он впервые нарушил дис циплину — отказался выполнить приказ. Его вызвал начальник цеха. Он давно следил за Широкорадом, как за всей мо лодёжью цеха, не раз помогал ему. На чальник цеха, коммунист, вдумчивый, очень серьёзный человек, был для юно ши непререкаемым авторитетом прежде всего потому, что разговаривал с ним, как равный — спокойно и уважительно. Такой тон разговора был очень нужен Широкораду. Слишком уж часто страда ло его самолюбие. Взрослые никак не могли привыкнуть, что с этим подрост ком, помощником мастера, нужно гово рить без снисходительности и усмешки, на которую вызывала его мальчишеская внешность. — Не хочешь переходить на сборку регуляторов? — Да что же это получается? У нас коллектив какой подобрался! Ведь мы первыми по отделению идём. На днях итоги соревнования будут подводить —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2