Сибирские огни, 1953, № 6

■чали одну из операций сборки водяного иасоса, а Лёше нужно было узнать прин­ ципы работы насоса и способ обработки деталей , которые он собирал. Время было ещё военное. Завод только налаживался. У мастера тысяча дел, еже­ минутно возникают вопросы, которые нужно решать сразу. И в то же время •необходимо думать, как избавиться от •кустарщины, штурмовщины в работе от­ деления , вызванной и неудобством поме­ щения, и неритмичной работой механи­ ческих цехов, и недостатком инструмен­ та. А тут чуть не каждые полчаса под­ бе гает мальчик с вопросом, не имею­ щим никакого отношения к сегодняшней работе. Да и вопросы такие, что двумя словами не отделаешься. Может быть, э ти неприятности и предвидел мастер, что не захотел иметь дело с Широко- .радом? Но Михаил Михайлович понимал, что люди, которые пускали в тот год алтай­ ский завод, — харьковские и сталин­ градские тракторостроители — закваска «будущих кадров. Эти мальчики и де­ вушки, приходившие на завод из желез­ нодорожного посёлка и окрестных кол­ хозов, приезжавшие из горного и степ­ ного Алтая и удивлённо таращившие тл а за , увидев самый обыкновенный то­ варный станок, через несколько лет бу­ д у т хозяевами в цехах. Нужно их выра­ стить . И мастер терпеливо отвечал на вопро­ сы , посылал в библиотеку. Литературы ■о тракторах было немного. Но Широко- рад нашёл несколько книг о производ­ с т в е автомобиля, изучал их, чтобы разо­ браться в значении и принципах работы каждого узла, каждой детали, с которы­ ми ему приходилось иметь дело. Через год он уже был инструктором, помощником мастера по вводу в рабочий строй учеников. Нелёгкое это было для него дело. Инструктировать приходилось не только таких же подростков, как он, но и взрос­ лых. Попробуй-ка у них завоевать авто­ ритет, когда голос то и дело сбивается с баса на дискант. Но Лёша не давал спуску ни себе, ни другим. Когда он по­ требовал у взрослых рабочих, чтобы они не курили на сборке, его распоряжение встретили весёлым смехом. Инструктор побежал выплакаться в тёмном углу. Но он не сдался. На следующий день повторил своё требование. Пригрозились ■его побить. Он пошёл к мастеру. Тот, занятый другим, сказал: — Да брось ты пустяками зани­ маться. Лёша пошёл к старшему мастеру. И тот не только подтвердил распоряже­ ние, но заставил рабочих извиниться пе­ ред инструктором Широкорадом. У Лёши были способности и хорошая ■смелость в работе. Открытый и весёлый характер помог завоевать дружбу ровес­ ников. Как-то само собой случилось, что он стал вожаком молодёжи на сборке и организовал бригаду. По утрам, перед сменой, Лёша проводил «пятиминутку». В укромном углу за конвейером, присев, на корточки и сблизив головы, ребята шептались о цеховых делах. Главная те­ ма этих собраний была совершенно се­ кретной — как добиться победы в сорев­ новании, показать, что молодёжь стари­ ков всегда обгонит, дай только развер­ нуться. Но иногда из-за конвейера раз­ давались взрывы заглушённого смеха — придумали шутку. Был в отделении подросток, которого никак нельзя было приучить к чистоте. Ходил грязный, в рваной спецовке, и вокруг его рабочего места всегда валя­ лось невесть что — откуда только бра­ лось столько хлама. На «пятиминутке» выделили бригаду, поставив ей задачу: привести молодчика в человеческий вид. В час обеденного перерыва, когда паре­ нёк по привычке заснул, принесли тёп­ лую воду, мыло и оттёрли с него грязь в принудительном порядке. На операцию сбежалось смотреть всё отделение, и смущённому пареньку пришлось принять десятки шутливых поздравлений. После обеда он уже сам прибрал своё рабочее место. Даже такие незначительные эпизоды помогли скрепить коллектив. Но Лёша после первых успехов начал петушиться и совсем по-мальчишески задрал нос. Он уже чувствовал себя зна­ током сборки, и если иной раз над ним подтрунивали в цехе, то теперь уже за ­ служенно. Старший мастер перевёл его бригаду на новую работу — сборку регуляторов. Широкорад — на дыбы. Нужно было вы­ рабатывать новые навыки, потратить на это время. А пока он будет переучи­ ваться сам и переучивать товарищей, ещё молодая и непрочная слава лучшей молодёжной бригады может поблёкнуть. В тот день он впервые нарушил дис­ циплину — отказался выполнить приказ. Его вызвал начальник цеха. Он давно следил за Широкорадом, как за всей мо­ лодёжью цеха, не раз помогал ему. На­ чальник цеха, коммунист, вдумчивый, очень серьёзный человек, был для юно­ ши непререкаемым авторитетом прежде всего потому, что разговаривал с ним, как равный — спокойно и уважительно. Такой тон разговора был очень нужен Широкораду. Слишком уж часто страда­ ло его самолюбие. Взрослые никак не могли привыкнуть, что с этим подрост­ ком, помощником мастера, нужно гово­ рить без снисходительности и усмешки, на которую вызывала его мальчишеская внешность. — Не хочешь переходить на сборку регуляторов? — Да что же это получается? У нас коллектив какой подобрался! Ведь мы первыми по отделению идём. На днях итоги соревнования будут подводить —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2