Сибирские огни, 1953, № 6
ный. Потом опять приходит — почему заготовки не на месте? Ох, думаю, не друг мне старший мастер. Зря на него понадеялась. Что, говорю, ко мне всё придираетесь, а с другими ничего? Небось, у них не лучше. А он: у одних и похуже, у других получше. Да я-то хочу, чтобы ты при мером была. Я этого долго не понимала — даже плакала, что зря ко мне цепляется. А потом, когда на четыре станка переь шла, увидела — это он правильно. Мно гостаночнице нужен полный порядок вокруг станков, иначе запутаешься. Но пока что — какая же я была многоста ночница, всего два станка. Так мне и не переставили. А тут как раз комсомольская конфе ренция завода, меня делегатом выбрали. Ох, я ж там и выступила, досталось от меня всем, кто мешал станки переста вить. Я, говорю, первая на скоростную фрезеровку перешла, почему мне четы ре станка не доверяют. На меня лень нападает, когда я на двух работаю. Я и на шести станках меньше устану, чем от этой лени. Не видно, чтобы я тихая была? Нет, вообще-то я тихая, только несправедливости не люблю. Когда рабо тать мешают, тут от меня, верно, много шуму. Ну, после конференции директор дал распоряжение — в неделю переста вить станки. И переставили. Только мне опять не повезло. Такая уж я невезучая. Тут надо от станка к станку летать, как бабочка с цветка на цветок. А у ме ня ловкости рук не хватало. Ох, думаю, нахвасталась, что теперь будет! Мне тут все помогали — и наладчик, и мастер. Я упражнялась, чтобы все движения были соразмерны и во-время. Потом, че рез месяц, даже самой удивительно бы ло, что это мне сперва так трудно пока залось. На четырёх станках было весело рабо тать, не зазеваешься. Денег тогда стала много получать — больше двух тысяч в месяц. Ездила на родину, родителям ха ту купила. А теперь учиться надо. Я ведь уже на шести станках работаю. Это Васильев сам предложил и помог. Нет, правда, зря я его боялась. Он мне настоящий друг. Я теперь понимаю, что со мной и надо было строго обращаться. Вот жалко, четыре месяца не работала, дочку кормила. Да, как же, замуж вы шла, за шофёра нашего завода. Вот те перь учиться нужно — образование у меня маленькое. А для новой машины детали делать — тут одной сноровки ма ло. И расчёты, и чертежи лучше надо понимать. Васильев говорит, чтобы я обязательно теорией занялась. Я ему верю. Пойду в вечернюю школу. Это уж обязательно. *** Вот так, терпеливо и умно готовил- Васильев рабочих своего участка к тому экзамену, который пришлось им держать. в год перехода на новую марку. День, когда Васильев сдал на сборку первые комплекты деталей нового дви гателя, был для него не только выигры шем сражения за сроки перехода. Его коллектив сдал экзамен на техническую зрелость, проявил способность к творче скому труду. У алтайской молодёжи ма стер-коммунист Васильев воспитывал по стоянное стремление к новым и новым знаниям, постоянную неудовлетворён ность сделанным вчера. Сегодня молодёжь Рубцовского заво да, пожалуй, уже не отличишь от моло дёжи старых, заслуженных заводов. Коммунисты, мастера старшего поколе ния помогли алтайским юношам и де вушкам вобрать всё, что за время ста новления и роста советской промышлен ности определилось как закреплённый опыт, как драгоценные традиции социа листического труда. Они воспитали не только рабочих, но- и мастеров, так быстро шагающих в се мимильных сапогах молодого задора, что они уже могут соревноваться со своим» учителями, как равные с равными. *** За стеной, отделяющей механические- участки от сборки, двадцатидвухлетний мастер Алексей Широкорад разбирал поступившие и от Васильева и с других участков детали, готовясь собирать пер вый на заводе дизельный мотор. Сейчас даже вспомнить ему странно, как девять лет назад он впервые пришёл- в моторный цех, тогда ещё низкий и тёмный, ютившийся во временном поме щении, и мастер сборки, кинув на него равнодушный взгляд, повернулся спи ной: — Куда мне таких! Ещё из детского- сада пришлют. Иди, иди, мальчик, н е путайся под ногами. А Лёша уже кончил семилетку. Роста он тогда был маленького, худенький, но- задира. Нахлобучив шапку, Широкорад наскоро придумывал, как бы пообиднее ответить мастеру. Но, прежде чем ов успел рот раскрыть, его взял за плечи и повернул к себе лицом мастер соседнего участка. — Хочешь работать? Пойдём. Меня зовут Михаил Михайлович. Слесарить согласен? Лёша кивнул головой. На следующий день он оформился учеником в отделение сборки моторов. Мастеру он уже через неделю изрядно надоел — всё приставал с вопросами. Ему поручали завинтить гайки в собран ном узле, а он тут же начинал допыты ваться, для чего нужен узел. Ему пору-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2