Сибирские огни, 1953, № 6

ный. Потом опять приходит — почему заготовки не на месте? Ох, думаю, не друг мне старший мастер. Зря на него понадеялась. Что, говорю, ко мне всё придираетесь, а с другими ничего? Небось, у них не лучше. А он: у одних и похуже, у других получше. Да я-то хочу, чтобы ты при­ мером была. Я этого долго не понимала — даже плакала, что зря ко мне цепляется. А потом, когда на четыре станка переь шла, увидела — это он правильно. Мно­ гостаночнице нужен полный порядок вокруг станков, иначе запутаешься. Но пока что — какая же я была многоста­ ночница, всего два станка. Так мне и не переставили. А тут как раз комсомольская конфе­ ренция завода, меня делегатом выбрали. Ох, я ж там и выступила, досталось от меня всем, кто мешал станки переста­ вить. Я, говорю, первая на скоростную фрезеровку перешла, почему мне четы­ ре станка не доверяют. На меня лень нападает, когда я на двух работаю. Я и на шести станках меньше устану, чем от этой лени. Не видно, чтобы я тихая была? Нет, вообще-то я тихая, только несправедливости не люблю. Когда рабо­ тать мешают, тут от меня, верно, много шуму. Ну, после конференции директор дал распоряжение — в неделю переста­ вить станки. И переставили. Только мне опять не повезло. Такая уж я невезучая. Тут надо от станка к станку летать, как бабочка с цветка на цветок. А у ме­ ня ловкости рук не хватало. Ох, думаю, нахвасталась, что теперь будет! Мне тут все помогали — и наладчик, и мастер. Я упражнялась, чтобы все движения были соразмерны и во-время. Потом, че­ рез месяц, даже самой удивительно бы­ ло, что это мне сперва так трудно пока­ залось. На четырёх станках было весело рабо­ тать, не зазеваешься. Денег тогда стала много получать — больше двух тысяч в месяц. Ездила на родину, родителям ха­ ту купила. А теперь учиться надо. Я ведь уже на шести станках работаю. Это Васильев сам предложил и помог. Нет, правда, зря я его боялась. Он мне настоящий друг. Я теперь понимаю, что со мной и надо было строго обращаться. Вот жалко, четыре месяца не работала, дочку кормила. Да, как же, замуж вы­ шла, за шофёра нашего завода. Вот те­ перь учиться нужно — образование у меня маленькое. А для новой машины детали делать — тут одной сноровки ма­ ло. И расчёты, и чертежи лучше надо понимать. Васильев говорит, чтобы я обязательно теорией занялась. Я ему верю. Пойду в вечернюю школу. Это уж обязательно. *** Вот так, терпеливо и умно готовил- Васильев рабочих своего участка к тому экзамену, который пришлось им держать. в год перехода на новую марку. День, когда Васильев сдал на сборку первые комплекты деталей нового дви­ гателя, был для него не только выигры­ шем сражения за сроки перехода. Его коллектив сдал экзамен на техническую зрелость, проявил способность к творче­ скому труду. У алтайской молодёжи ма­ стер-коммунист Васильев воспитывал по­ стоянное стремление к новым и новым знаниям, постоянную неудовлетворён­ ность сделанным вчера. Сегодня молодёжь Рубцовского заво­ да, пожалуй, уже не отличишь от моло­ дёжи старых, заслуженных заводов. Коммунисты, мастера старшего поколе­ ния помогли алтайским юношам и де­ вушкам вобрать всё, что за время ста­ новления и роста советской промышлен­ ности определилось как закреплённый опыт, как драгоценные традиции социа­ листического труда. Они воспитали не только рабочих, но- и мастеров, так быстро шагающих в се­ мимильных сапогах молодого задора, что они уже могут соревноваться со своим» учителями, как равные с равными. *** За стеной, отделяющей механические- участки от сборки, двадцатидвухлетний мастер Алексей Широкорад разбирал поступившие и от Васильева и с других участков детали, готовясь собирать пер­ вый на заводе дизельный мотор. Сейчас даже вспомнить ему странно, как девять лет назад он впервые пришёл- в моторный цех, тогда ещё низкий и тёмный, ютившийся во временном поме­ щении, и мастер сборки, кинув на него равнодушный взгляд, повернулся спи­ ной: — Куда мне таких! Ещё из детского- сада пришлют. Иди, иди, мальчик, н е путайся под ногами. А Лёша уже кончил семилетку. Роста он тогда был маленького, худенький, но- задира. Нахлобучив шапку, Широкорад наскоро придумывал, как бы пообиднее ответить мастеру. Но, прежде чем ов успел рот раскрыть, его взял за плечи и повернул к себе лицом мастер соседнего участка. — Хочешь работать? Пойдём. Меня зовут Михаил Михайлович. Слесарить согласен? Лёша кивнул головой. На следующий день он оформился учеником в отделение сборки моторов. Мастеру он уже через неделю изрядно надоел — всё приставал с вопросами. Ему поручали завинтить гайки в собран­ ном узле, а он тут же начинал допыты­ ваться, для чего нужен узел. Ему пору-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2