Сибирские огни, 1953, № 6

ты... Войдёт в группу от главного технолога представитель, он должен со своим отделом увязать, от инструмен­ тального цеха мастер будет знать, что и когда они могут сделать. Как ты ду­ маешь, дельно? — Конечно, лучше у себя в цехе всё решать. Видел, что у главного технолога делается! Целые дни согласовывать там придётся. К вечеру о предложении Третьякова говорили уже и в других цехах. — Да, если хорошо подобрать людей в такие группы — быстрее пойдёт ра­ бота. На следующий день собрался парт­ ком — обсудить предложение. Коммуни­ сты завода почувствовали, что Третьяков нашёл очень ёмкую, именно сейчас нуж­ ную форму соревнования. Она давала возможность не только улучшать на ходу предварительные планировки, как это сделал на своём участке Васильев, но и привлечь к решению множества во­ просов, возникавших в связи с перехо­ дом, очень широкий круг работников завода. Предложения «местного значе­ ния» могли обсуждаться быстро и не проходить долгого пути от цеха к отде­ лу заводоуправления, от отдела к его начальнику, потом к главному инженеру и обратно. Постоянное общение групп между собою поможет почти мгновен­ но передавать опыт из одного цеха в ДРУГОЙ. Родилось название для таких групп — комплексные бригады. И очень скоро они стали основой всей работы в цехах по переходу на новую марку. Бригады легко и прочно вошли в быт завода. Они были подсказаны жизнью — это чутко уловил коммунист Третьяков. Одной из первых начала работать комплексная бригада на участке Ва­ сильева. Как и другие лучшие мастера, Васильев видел: бригады помогут воспи­ тывать у молодёжи вкус к исканиям, к новаторству. И действительно: словно весь опыт, все знания, накопленные молодыми ра­ бочими за несколько лет труда на заво­ де, собрались в узел. Десятки людей на участке думали, искали, пробовали и не р а з находили решения, неожиданные да­ ж е для такого опытного мастера, как Еасильев. Комплексная бригада помогла добиться того всепоглощающего интере­ са рабочих и мастеров к новому делу, той постоянной работы мысли, которые н нужны были для успеха. Подходит мастер с деталью в руках: — Григорий Иванович! А ведь ново­ го приспособления для резьбы здесь не нужно. Поглядите, как я старое приспо­ собил. Отлично работает. Обсудили в комплексной бригаде — правильно, не нужно нового приспособ­ ления. Инструментальный цех, завален­ ный работой, скажет спасибо — одним заказом меньше. Да не одним: Васильев ходил по участку, показывал то одному, то дру­ гому, как мастер использовал старое приспособление, спрашивал: — А у вас как — проверили, нельзя ли кое-что из прежнего использовать? И каждый день приходили в бригаду со своими идеями и открытиями рабо­ чие, наладчики, мастера отделения. Если хоть один член бригады за день не проделал ощутительной работы по переходу, не внёс предложения, то Гри­ горий Иванович уже посматривал на него иронически. Зато как щурились и блестели у него глаза, когда приходил кто-нибудь из мастеров или рабочих с дельным советом. В свои сорок с лиш­ ним лет Васильев увлекался, как маль­ чик, новой идеей. У него сразу чесались руки самому попробовать у станка, что получится. То он находил возможность по-новому установить приспособление и этим сэкономить операцию, то делал чертёж инструмента, который позволял справиться с капризной деталью, мучив­ шей станочников. Но Григорий Иванович не разрешал себе целиком отдаваться техническим го­ ловоломкам. В этом найдутся помощники с зорким глазом, хорошей сноровкой и сообразят они сами, что нужно сделать. А вот психологически подготовить кол­ лектив к переходу на новый класс точ­ ности, к освоению новой технологии — тут его никто на участке не заменит. Он стремился, чтобы молодёжь получила широкое представление о дизеле, об осо­ бенностях его изготовления. Без этого невозможно было выполнять новую ра­ боту творчески. Исканий и находок на участке было много: к тому вела вся прежняя работа Васильева со своим коллективом. Он всегда упорно и долго занимался с ра­ бочим, если, видел у него зачатки навы­ ков, методов труда, важных для всего коллектива. Он оттачивал, шлифовал, закреплял эти навыки не только для того, чтобы воспитать одного отличного рабочего, но чтобы можно было ска­ зать всем на участке — вот присмотри­ тесь к Дусе Киреевой и равняйтесь по ней. Так держать! А сколько пришлось повозиться с Дусей! Васильев и улы­ бался и вздыхал, вспоминая об этом. Девушка с огромными голубыми гла­ зами, с маленькими, будто бы и нерабо- 41 ми руками, улыбаясь смущённо, — только так, из кокетства, — на самом деле она ничуть не смущена, — расска­ зывает про своё невесёлое детство, хо­ рошую юность, про свои станки и про Васильева. Рассказ Дуси Киреевой Я сама из Змеиногорска — старинного города. Родители у меня глухонемые. Из-за этого и учиться в детстве при­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2