Сибирские огни, 1953, № 6
ты... Войдёт в группу от главного технолога представитель, он должен со своим отделом увязать, от инструмен тального цеха мастер будет знать, что и когда они могут сделать. Как ты ду маешь, дельно? — Конечно, лучше у себя в цехе всё решать. Видел, что у главного технолога делается! Целые дни согласовывать там придётся. К вечеру о предложении Третьякова говорили уже и в других цехах. — Да, если хорошо подобрать людей в такие группы — быстрее пойдёт ра бота. На следующий день собрался парт ком — обсудить предложение. Коммуни сты завода почувствовали, что Третьяков нашёл очень ёмкую, именно сейчас нуж ную форму соревнования. Она давала возможность не только улучшать на ходу предварительные планировки, как это сделал на своём участке Васильев, но и привлечь к решению множества во просов, возникавших в связи с перехо дом, очень широкий круг работников завода. Предложения «местного значе ния» могли обсуждаться быстро и не проходить долгого пути от цеха к отде лу заводоуправления, от отдела к его начальнику, потом к главному инженеру и обратно. Постоянное общение групп между собою поможет почти мгновен но передавать опыт из одного цеха в ДРУГОЙ. Родилось название для таких групп — комплексные бригады. И очень скоро они стали основой всей работы в цехах по переходу на новую марку. Бригады легко и прочно вошли в быт завода. Они были подсказаны жизнью — это чутко уловил коммунист Третьяков. Одной из первых начала работать комплексная бригада на участке Ва сильева. Как и другие лучшие мастера, Васильев видел: бригады помогут воспи тывать у молодёжи вкус к исканиям, к новаторству. И действительно: словно весь опыт, все знания, накопленные молодыми ра бочими за несколько лет труда на заво де, собрались в узел. Десятки людей на участке думали, искали, пробовали и не р а з находили решения, неожиданные да ж е для такого опытного мастера, как Еасильев. Комплексная бригада помогла добиться того всепоглощающего интере са рабочих и мастеров к новому делу, той постоянной работы мысли, которые н нужны были для успеха. Подходит мастер с деталью в руках: — Григорий Иванович! А ведь ново го приспособления для резьбы здесь не нужно. Поглядите, как я старое приспо собил. Отлично работает. Обсудили в комплексной бригаде — правильно, не нужно нового приспособ ления. Инструментальный цех, завален ный работой, скажет спасибо — одним заказом меньше. Да не одним: Васильев ходил по участку, показывал то одному, то дру гому, как мастер использовал старое приспособление, спрашивал: — А у вас как — проверили, нельзя ли кое-что из прежнего использовать? И каждый день приходили в бригаду со своими идеями и открытиями рабо чие, наладчики, мастера отделения. Если хоть один член бригады за день не проделал ощутительной работы по переходу, не внёс предложения, то Гри горий Иванович уже посматривал на него иронически. Зато как щурились и блестели у него глаза, когда приходил кто-нибудь из мастеров или рабочих с дельным советом. В свои сорок с лиш ним лет Васильев увлекался, как маль чик, новой идеей. У него сразу чесались руки самому попробовать у станка, что получится. То он находил возможность по-новому установить приспособление и этим сэкономить операцию, то делал чертёж инструмента, который позволял справиться с капризной деталью, мучив шей станочников. Но Григорий Иванович не разрешал себе целиком отдаваться техническим го ловоломкам. В этом найдутся помощники с зорким глазом, хорошей сноровкой и сообразят они сами, что нужно сделать. А вот психологически подготовить кол лектив к переходу на новый класс точ ности, к освоению новой технологии — тут его никто на участке не заменит. Он стремился, чтобы молодёжь получила широкое представление о дизеле, об осо бенностях его изготовления. Без этого невозможно было выполнять новую ра боту творчески. Исканий и находок на участке было много: к тому вела вся прежняя работа Васильева со своим коллективом. Он всегда упорно и долго занимался с ра бочим, если, видел у него зачатки навы ков, методов труда, важных для всего коллектива. Он оттачивал, шлифовал, закреплял эти навыки не только для того, чтобы воспитать одного отличного рабочего, но чтобы можно было ска зать всем на участке — вот присмотри тесь к Дусе Киреевой и равняйтесь по ней. Так держать! А сколько пришлось повозиться с Дусей! Васильев и улы бался и вздыхал, вспоминая об этом. Девушка с огромными голубыми гла зами, с маленькими, будто бы и нерабо- 41 ми руками, улыбаясь смущённо, — только так, из кокетства, — на самом деле она ничуть не смущена, — расска зывает про своё невесёлое детство, хо рошую юность, про свои станки и про Васильева. Рассказ Дуси Киреевой Я сама из Змеиногорска — старинного города. Родители у меня глухонемые. Из-за этого и учиться в детстве при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2