Сибирские огни, 1953, № 6

ки, и руки без напряжения справлялись с тонкими операциями. Но как ввести в рабочий строй сразу целый коллектив? Корсунцева решила обучить сложным операциям сперва нескольких девушек — пусть они ста­ нут первыми инструкторами на участке. Кого же именно? Мария Ивановна при­ сматривалась к одной, другой. Важно было не ошибиться в выборе — работать прежде с теми, кто и сам быстро научит­ ся и других сумеет обучить. Корсунцева ходила домой к работни­ цам, гуляла с ними по вечерам, стараясь каждую узнать получше, поглубже. Ведь мало было показать приёмы работы уче­ ницам — можно быть отличной работни­ цей и плохим инструктором. А Марии Ивановне предстояло воспитать хороших педагогов и сделать это быстро. Важно было сразу же определить способности и характер каждой девушки. Но встречи в нерабочие часы ей нуж­ ны были не только для этого. Чтобы ос­ воиться с коллективом, преодолеть за­ стенчивость, Корсунцевой необходимо было установить личное, душевное обще­ ние с каждым членом коллектива в от­ дельности. Тогда только она могла най­ ти верный тон, наладить простые и сво­ бодные отношения со своими ученицами. Она искала, может быть и бессозна­ тельно, свой, именно для неё пригодный стиль управления участком. Как нала­ дить производство, ввести в строй кол­ лектив, не ломая круто свой характер, что невозможно за короткий срок? Вы­ ход был один — осваиваться не со всем коллективом участка сразу , а с каждым человеком в отдельности. Это и был её стиль. Приходили первые радости. Выбор учениц был удачным, и уже можно бы­ ло поручить Кате, уверенной в себе, раз­ битной, быстро подружившейся с това­ рищами по работе девушке, нескольких учениц. Появились ещё инструкторы. Отделение налаживалось, работницы набирали скорость. Но труд предстоял ещё большой — и воспитательный и учебный. Надо было из группы людей, ещё не привыкших к заводской атмосфере, создать коллектив. Партийная и комсомольская организации исподволь, но настойчиво втягивали ра­ ботниц в круг обычных для заводского коллектива интересов. Организовали со­ ревнование с соседними участками, при­ влекли к политучёбе, к участию в худо­ жественной самодеятельности. Корсунцева своим умением заинтере­ сованно и мягко подойти к человеку, принять живое участие во всех сложно­ стях и радостях его жизни очень помога­ ла этой работе. Но иной раз она «за де­ ревьями не видела леса», иной раз за ­ труднялась в управлении участком в це­ лом. Не хватало решительности, скром­ ность переходила в излишнюю уступчи­ вость. Об этом с ней говорили партийные ра­ ботники завода не однажды. Они подво­ дили Корсунцеву к мысли, что над своим характером ей ещё надо серьёзно по­ трудиться. А в техническом обучении привычка Марии Ивановны работать с каждым в отдельности оказалась удобной. Многие работницы ещё не выполняли норм. Сто­ лик Корсунцевой кочевал по отделению. Она проводила день то близ одной де­ вушки, то около другой, часами присмат­ ривалась, стараясь понять, что мешает ей войти в ритм. Движения и навыки ра­ ботницы Корсунцева теперь изучала так­ же внимательно, как несколько дней на­ зад, когда обнаружился брак детали трансформатора. Она говорила себе: не­ выполнение норм хоть двумя-тремя, хоть одним членом коллектива — это брак в работе мастера. Корсунцева воспитывала в себе на­ стойчивость, упражнялась в ней. Решив, что Лена или Валя через неделю долж­ ны выполнить норму, она добивалась этого упрямо и терпеливо. Если она за ­ мечала, что работницу отвлекают мысли об оставшемся дома без присмотра ре­ бёнке, то также настойчиво и терпеливо добивалась, чтобы ребёнок был устроен в детский сад. Эго упорное воспитание в себе настой­ чивости имело и опасную сторону: вни­ мание Корсунцевой иной раз чрезмерно поглощалось одним делом. Она не сразу заметила, как измени­ лась Катя, её первая помощница, первый её инструктор. Работала Катя попрежне- му хорошо — единственная в отделении выполняла почти две нормы. Давалось это ловкой, сноровистой де­ вушке без большого труда, и Катя ста­ ла свысока посматривать на подруг. Че­ го, мол, возятся целый час с минутным делом! Заработок у неё был выше, чем у других, слава лучшего бригадира от­ деления укрепилась прочно, и когда Катя вспомнила о своих инструкторских обязанностях, то предпочла покрикивать и подсмеиваться над товарищами, вместо того, чтобы по-настоящему им помочь. И была недовольна — почёта мало, не больно-то обращают внимание на её ус­ пехи. Задорная и весёлая девушка ста­ новилась брюзгой. Её одолело самомне­ ние. На Катю жаловались —- мешает рабо­ тать: то затевает болтовню с соседками, то бранится с наладчиком. Всё ей каза­ лось не так и неладно. Давала бы, мол, и больше двух норм, да станок плохо налажен. Корсунцева сама стала к стан­ ку, поработала час и потом без обычных для неё тёплых ноток в голосе коротко сказала: — Станок, Катя, в порядке. Не при­ ставай, пожалуйста, к наладчику. Предметный урок мало помог. Катя продолжала ссориться, капризничать. То­ гда Корсунцева словно забыла о ней. Она

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2