Сибирские огни, 1953, № 6
ки, и руки без напряжения справлялись с тонкими операциями. Но как ввести в рабочий строй сразу целый коллектив? Корсунцева решила обучить сложным операциям сперва нескольких девушек — пусть они ста нут первыми инструкторами на участке. Кого же именно? Мария Ивановна при сматривалась к одной, другой. Важно было не ошибиться в выборе — работать прежде с теми, кто и сам быстро научит ся и других сумеет обучить. Корсунцева ходила домой к работни цам, гуляла с ними по вечерам, стараясь каждую узнать получше, поглубже. Ведь мало было показать приёмы работы уче ницам — можно быть отличной работни цей и плохим инструктором. А Марии Ивановне предстояло воспитать хороших педагогов и сделать это быстро. Важно было сразу же определить способности и характер каждой девушки. Но встречи в нерабочие часы ей нуж ны были не только для этого. Чтобы ос воиться с коллективом, преодолеть за стенчивость, Корсунцевой необходимо было установить личное, душевное обще ние с каждым членом коллектива в от дельности. Тогда только она могла най ти верный тон, наладить простые и сво бодные отношения со своими ученицами. Она искала, может быть и бессозна тельно, свой, именно для неё пригодный стиль управления участком. Как нала дить производство, ввести в строй кол лектив, не ломая круто свой характер, что невозможно за короткий срок? Вы ход был один — осваиваться не со всем коллективом участка сразу , а с каждым человеком в отдельности. Это и был её стиль. Приходили первые радости. Выбор учениц был удачным, и уже можно бы ло поручить Кате, уверенной в себе, раз битной, быстро подружившейся с това рищами по работе девушке, нескольких учениц. Появились ещё инструкторы. Отделение налаживалось, работницы набирали скорость. Но труд предстоял ещё большой — и воспитательный и учебный. Надо было из группы людей, ещё не привыкших к заводской атмосфере, создать коллектив. Партийная и комсомольская организации исподволь, но настойчиво втягивали ра ботниц в круг обычных для заводского коллектива интересов. Организовали со ревнование с соседними участками, при влекли к политучёбе, к участию в худо жественной самодеятельности. Корсунцева своим умением заинтере сованно и мягко подойти к человеку, принять живое участие во всех сложно стях и радостях его жизни очень помога ла этой работе. Но иной раз она «за де ревьями не видела леса», иной раз за труднялась в управлении участком в це лом. Не хватало решительности, скром ность переходила в излишнюю уступчи вость. Об этом с ней говорили партийные ра ботники завода не однажды. Они подво дили Корсунцеву к мысли, что над своим характером ей ещё надо серьёзно по трудиться. А в техническом обучении привычка Марии Ивановны работать с каждым в отдельности оказалась удобной. Многие работницы ещё не выполняли норм. Сто лик Корсунцевой кочевал по отделению. Она проводила день то близ одной де вушки, то около другой, часами присмат ривалась, стараясь понять, что мешает ей войти в ритм. Движения и навыки ра ботницы Корсунцева теперь изучала так же внимательно, как несколько дней на зад, когда обнаружился брак детали трансформатора. Она говорила себе: не выполнение норм хоть двумя-тремя, хоть одним членом коллектива — это брак в работе мастера. Корсунцева воспитывала в себе на стойчивость, упражнялась в ней. Решив, что Лена или Валя через неделю долж ны выполнить норму, она добивалась этого упрямо и терпеливо. Если она за мечала, что работницу отвлекают мысли об оставшемся дома без присмотра ре бёнке, то также настойчиво и терпеливо добивалась, чтобы ребёнок был устроен в детский сад. Эго упорное воспитание в себе настой чивости имело и опасную сторону: вни мание Корсунцевой иной раз чрезмерно поглощалось одним делом. Она не сразу заметила, как измени лась Катя, её первая помощница, первый её инструктор. Работала Катя попрежне- му хорошо — единственная в отделении выполняла почти две нормы. Давалось это ловкой, сноровистой де вушке без большого труда, и Катя ста ла свысока посматривать на подруг. Че го, мол, возятся целый час с минутным делом! Заработок у неё был выше, чем у других, слава лучшего бригадира от деления укрепилась прочно, и когда Катя вспомнила о своих инструкторских обязанностях, то предпочла покрикивать и подсмеиваться над товарищами, вместо того, чтобы по-настоящему им помочь. И была недовольна — почёта мало, не больно-то обращают внимание на её ус пехи. Задорная и весёлая девушка ста новилась брюзгой. Её одолело самомне ние. На Катю жаловались —- мешает рабо тать: то затевает болтовню с соседками, то бранится с наладчиком. Всё ей каза лось не так и неладно. Давала бы, мол, и больше двух норм, да станок плохо налажен. Корсунцева сама стала к стан ку, поработала час и потом без обычных для неё тёплых ноток в голосе коротко сказала: — Станок, Катя, в порядке. Не при ставай, пожалуйста, к наладчику. Предметный урок мало помог. Катя продолжала ссориться, капризничать. То гда Корсунцева словно забыла о ней. Она
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2