Сибирские огни, 1953, № 6
классов школы. Значит, нужно учиться. Но как же учиться, если с утра в ди рекцию фабрики и комбината телефон ные звонки: — Обеспечьте явку Сотниченко на за седание в крайкоме комсомола. — Сотниченко ждут на встрече ста хановцев Барнаула. — Сообщите Сотниченко, что она завтра лекцию читает. — Сотниченко просят вечером зайти в редакцию газеты. — Известите Сотниченко, что она завтра должна быть на заседании край- профсовета. Всё это не только почётно — многое здесь действительно нужно и важно. Но как неопытной девушке распределить своё время между производственной ра ботой, огромным количеством обществен ных обязанностей и учением? Никто не подумал, что принять реаль ное участие в руководстве жизнью ком сомольцев края, выполнять свои обязан ности председателя бытовой комиссии и агитатора на фабрике и в то же время учиться, и всё это после напряжённого трудового дня у станков — ей не под си лу. К тому же ведь Лиде всего только двадцать лет с небольшим — хочется и в кино сходить, и потанцевать, и побол тать с ребятами, с подругами. А главное — нужны спокойствие, со средоточенность, чтобы подготовиться к самому важному и значительному шагу в жизни: Сотниченко подала заявление о приёме в партию. Вся ещё недолгая, но стремительная Лидина жизнь сделала для неё этот шаг естественным и необходимым. Лида рос ла в суровые годы Отечественной вой ны — и видела, как партия привела Ро дину к победе. Она пришла на фабрику и увидела, как партия, подхватывая каж дый новаторский почин, делает труд бо гатым, увлекательным, заставляет под чинять движения рук усилиям разума. Разум и сердце влекли её в партию. Она любила общественную работу, ве рила, что у неё есть способности пропа гандиста. Ещё год назад Лида бы по просила рекомендацию, но удерживало воспоминание о том несчастливом меся це, когда она убежала с фабрики и скры ла это дома. Тот месяц надо было снять с совести, отработать хорошим годом. Прошёл этот год — Лида в славе, в почёте. Оставалось ещё одно сомнение: знаний мало, образование невелико. Со ветовалась с парторгом — подавать или рано? Решили, что заявление Лида по даст, а с осени пойдёт учиться в техни кум. И вот она — кандидат партии, ученица техникума. Но учение на первых порах не лади лось: то пропускает занятия — вызвали на заседание и отговорок не принимают, то пропускает заседание — и говорят, что Сотниченко спустя рукава относит ся к своим общественным обязанностям. Для того, чтобы не бросить вовсе учения, она действительно сократила свою об щественную работу и, в сущности, только формально состояла членом многих ор ганизаций. А ведь общественная работа её влек ла. Садясь готовить уроки, Лида думала о завтрашнем выступлении, и алгебраи ческая задача не получалась. Наутро, у станков, она думала о нерешённой зада че и работала иной раз механически, без той зоркости, приметливости, без то го постоянного контроля мысли над дви жениями, которые родили её успех. Лида растерялась. Она запуталась во множестве дел, обязанностей, интересов, которые свалились на неё. Крутой харак тер, прежде помогавший ей добиться все го, что нужно для улучшения работы, теперь стал раздражительным. Товарищи заметили, как изменилась Лида. Но они не задумались серьёзно, в чём суть, где истоки той потери душев ного равновесия, которая вызывала рез кие слова, ненужные претензии, отделя ла Лиду от коллектива, портила отноше ния с друзьями. На партгруппе обсудили вопрос о по ведении Сотниченко, но диагноз был по ставлен слишком общий: зазналась де вушка! И всё-таки, хоть не подумали всерьёз на собрании, как помочь ей выравняться, Лиде этот разговор был очень полезен: он заставил её взять себя в руки. Сотниченко решила, что первое и глав ное сейчас ■— учение. Нелегко было де вушке, привыкшей к постоянному движе нию, к активному участию в больших делах своего комбината, города, края, сосредоточиться на диктантах и решении уравнений. Постепенно учение налаживалось. Но производственные успехи её оставались на том же уровне. И вот пришлось услы шать на фабрике равнодушным голосом брошенную кем-то фразу: — Сотниченко — это уже наш вче рашний день. Её обогнали. Отлично: её и должны были обогнать, как в своё время она оставила за собой Лену Богачёву, свою наставницу. Так всегда и везде у нас — на то и соревно вание. Но сказать про двадцатитрёхлет нюю девушку, что она «вчерашний день», -— недомыслие! Триста тысяч мет ров ткани дала Сотниченко сверх пла на — это её вчерашний день, он принёс ей славу. Тридцать ткачих, которых, са ма набравшись знаний, она выучит да вать по триста тысяч метров сверх пла на, — её завтрашний день. Даровитый агитатор и способный ткач, Лида Сотниченко на распутье: она ду мает — стать ли, окончив учение, техно логом или пойти в университет на исто рический факультет, чтобы получить прочную базу для пропагандистской ра боты, которая ей так же дорога, как про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2