Сибирские огни, 1953, № 6

классов школы. Значит, нужно учиться. Но как же учиться, если с утра в ди­ рекцию фабрики и комбината телефон­ ные звонки: — Обеспечьте явку Сотниченко на за ­ седание в крайкоме комсомола. — Сотниченко ждут на встрече ста­ хановцев Барнаула. — Сообщите Сотниченко, что она завтра лекцию читает. — Сотниченко просят вечером зайти в редакцию газеты. — Известите Сотниченко, что она завтра должна быть на заседании край- профсовета. Всё это не только почётно — многое здесь действительно нужно и важно. Но как неопытной девушке распределить своё время между производственной ра­ ботой, огромным количеством обществен­ ных обязанностей и учением? Никто не подумал, что принять реаль­ ное участие в руководстве жизнью ком­ сомольцев края, выполнять свои обязан­ ности председателя бытовой комиссии и агитатора на фабрике и в то же время учиться, и всё это после напряжённого трудового дня у станков — ей не под си­ лу. К тому же ведь Лиде всего только двадцать лет с небольшим — хочется и в кино сходить, и потанцевать, и побол­ тать с ребятами, с подругами. А главное — нужны спокойствие, со­ средоточенность, чтобы подготовиться к самому важному и значительному шагу в жизни: Сотниченко подала заявление о приёме в партию. Вся ещё недолгая, но стремительная Лидина жизнь сделала для неё этот шаг естественным и необходимым. Лида рос­ ла в суровые годы Отечественной вой­ ны — и видела, как партия привела Ро­ дину к победе. Она пришла на фабрику и увидела, как партия, подхватывая каж­ дый новаторский почин, делает труд бо­ гатым, увлекательным, заставляет под­ чинять движения рук усилиям разума. Разум и сердце влекли её в партию. Она любила общественную работу, ве­ рила, что у неё есть способности пропа­ гандиста. Ещё год назад Лида бы по­ просила рекомендацию, но удерживало воспоминание о том несчастливом меся­ це, когда она убежала с фабрики и скры­ ла это дома. Тот месяц надо было снять с совести, отработать хорошим годом. Прошёл этот год — Лида в славе, в почёте. Оставалось ещё одно сомнение: знаний мало, образование невелико. Со­ ветовалась с парторгом — подавать или рано? Решили, что заявление Лида по­ даст, а с осени пойдёт учиться в техни­ кум. И вот она — кандидат партии, ученица техникума. Но учение на первых порах не лади­ лось: то пропускает занятия — вызвали на заседание и отговорок не принимают, то пропускает заседание — и говорят, что Сотниченко спустя рукава относит­ ся к своим общественным обязанностям. Для того, чтобы не бросить вовсе учения, она действительно сократила свою об­ щественную работу и, в сущности, только формально состояла членом многих ор­ ганизаций. А ведь общественная работа её влек­ ла. Садясь готовить уроки, Лида думала о завтрашнем выступлении, и алгебраи­ ческая задача не получалась. Наутро, у станков, она думала о нерешённой зада­ че и работала иной раз механически, без той зоркости, приметливости, без то­ го постоянного контроля мысли над дви­ жениями, которые родили её успех. Лида растерялась. Она запуталась во множестве дел, обязанностей, интересов, которые свалились на неё. Крутой харак­ тер, прежде помогавший ей добиться все­ го, что нужно для улучшения работы, теперь стал раздражительным. Товарищи заметили, как изменилась Лида. Но они не задумались серьёзно, в чём суть, где истоки той потери душев­ ного равновесия, которая вызывала рез­ кие слова, ненужные претензии, отделя­ ла Лиду от коллектива, портила отноше­ ния с друзьями. На партгруппе обсудили вопрос о по­ ведении Сотниченко, но диагноз был по­ ставлен слишком общий: зазналась де­ вушка! И всё-таки, хоть не подумали всерьёз на собрании, как помочь ей выравняться, Лиде этот разговор был очень полезен: он заставил её взять себя в руки. Сотниченко решила, что первое и глав­ ное сейчас ■— учение. Нелегко было де­ вушке, привыкшей к постоянному движе­ нию, к активному участию в больших делах своего комбината, города, края, сосредоточиться на диктантах и решении уравнений. Постепенно учение налаживалось. Но производственные успехи её оставались на том же уровне. И вот пришлось услы­ шать на фабрике равнодушным голосом брошенную кем-то фразу: — Сотниченко — это уже наш вче­ рашний день. Её обогнали. Отлично: её и должны были обогнать, как в своё время она оставила за собой Лену Богачёву, свою наставницу. Так всегда и везде у нас — на то и соревно­ вание. Но сказать про двадцатитрёхлет­ нюю девушку, что она «вчерашний день», -— недомыслие! Триста тысяч мет­ ров ткани дала Сотниченко сверх пла­ на — это её вчерашний день, он принёс ей славу. Тридцать ткачих, которых, са­ ма набравшись знаний, она выучит да­ вать по триста тысяч метров сверх пла­ на, — её завтрашний день. Даровитый агитатор и способный ткач, Лида Сотниченко на распутье: она ду­ мает — стать ли, окончив учение, техно­ логом или пойти в университет на исто­ рический факультет, чтобы получить прочную базу для пропагандистской ра­ боты, которая ей так же дорога, как про­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2