Сибирские огни, 1953, № 6
прочитанном. Говорить она умела горячо и убедительно. Колхозники охотно соби рались её послушать. Но как-то во время беседы она вдруг запнулась, задумалась о чём-то, покраснела и убежала. Лиде прежде не приходило в голову, как не приглядно складывается её жизнь: рас сказывает о подвигах героев на фронте, убеждает колхозников лучше работать, а сама-то... «Нечестно выходит, нет у ме ня права агитировать, когда сама, в сущ ности, с работы просто удрала!». Лида собралась и в тот же день уеха ла в Барнаул — пришла с повинной го ловой в комбинатскую школу... Невысокая и широкоплечая девушка, нахмурив густые, чёткого рисунка пря мые брови, ходит между станками, учит ся связывать порванные нити основы и старается не торопиться. Если порвались сразу две нити на разных станках, она начинает спешить, суетиться, и узел не вяжется. Искусство скрепления порван ных нитей — самое важное в работе на ткацком станке. Есть разные методы вязки узла, нужно обдумать, примерить ся — какой способ тебе больше по руке, каким вяжется узел быстрее и надёжнее. Затем надо разработать технику скоро сти. Для этого нужно упорство и способ ности почти такие же, как музыканту для развития пальцевой техники. Способности у Лиды хорошие, а упор ство пришло от строптивости: она лю била быть впереди товарищей. Да и не пристало ей, дочери партизана граждан ской войны, дочери председательницы колхоза, плестить в хвосте. Тогда гремела по комбинату слава Ле ны Богачёвой — она обслуживала двад цать четыре станка. Сотниченко попро силась в её бригаду — поучиться. Пока зывала Лена свои приёмы хорошо, по нятно, но угнаться за ней всё-таки Лиде было трудно: пальцевую технику освои ла, а ритмичность движений не давалась. Но скоро Сотниченко почувствовала, что доросла до самостоятельной работы. Скучно ей стало ходить за Богачёвой — потребовала, чтобы дали ей восемнадцать станков. И добилась. А потом потребо вала двадцать четыре — и добилась. План выполняла, но неровно, и порой очень уставала. Как-то проходил по цеху директор фабрики, посмотрел на её работу и ска зал мастеру: ■— Проследите, чтобы эта ткачиха так не бегала, а то через месяц от неё ниче го не останется. Высохнет, как щепка. Лида слышала эти слова, да она и са ма знала, что торопливость ей очень ме шает. Чем больше станков у ткачихи, тем важнее точный маршрут и спокой ная ритмичность, плавность движений. Она пробовала разные маршруты. Сперва копировала Богачёву. Потом ста ла ходить иначе — получилось хуже. Вернулась к прежнему — нет, чувствует ся, что можно найти другой маршрут и совсем избавиться от суетливости дви жений. К этому времени Лида уже развила такую пальцевую технику, научилась так молниеносно вязать оборванные нити, что подруги дивились и приходили к ней учиться. Но Сотниченко это не радовало. Маршрут, маршрут! Ещё одна проба, пятая, десятая. Всё не то, хоть плачь. Догадка пришла неожиданно, когда Лида уже почти примирилась с тем, что лучшего ей не найти. Она поняла, что маршрут хорош, но ему не хватает гиб кости. Надо приспособляться к состоя нию станков. Иногда обрывы нити на некоторых станках происходили чаще обычного — в такие дни нужно пере страивать маршрут, чтобы чаще подхо дить именно к этим неблагополучным станкам. Тут и крылся не дававшийся ей прежде секрет: маршрут не должен быть слишком жёстким, механически установ ленным р аз навсегда. Нужна маневрен ность. Первые дни Лида не смела поверить себе, что пришла удача. Но это было так. Найден маршрут, который даст ей побе ду в соревновании с Богачёвой. И Лида победила Богачёву. О Сотниченко заговорили: она была признана лучшей ткачихой фабрики. День ото дня повышала она выработ ку, и день ото дня росла её слава. Лида выступает с докладами о своей работе, её выбирают в фабком, приходят кор респонденты и фотографы, пишут статьи и очерки о работе знатной ткачи хи, выходит книжка, где подробно опи сываются её методы. И тут начинается как будто самый ра достный, а в то же время и очень труд ный период её жизни. Для того, чтобы выдержать спокойно, с достоинством и скромностью ту славу, которую даёт в нашей стране выдающийся труд, нужны воля и ум не меньше, чем для завоева ния этой славы. Общественные организации были оза бочены тем, чтобы как можно шире рас пространить её опыт. Что может быть естественнее и нужнее? Но вот в чём ошибка: с той минуты, как на примере Сотниченко стали воспитывать коллек тив, упустили из виду, что и её, Лиду Сотниченко, надо воспитывать. Даже самый крупный производствен ный успех не всегда означает, что чело век достиг той зрелости, когда может сам верно поставить себя в новом обществен ном положении. Как будто только и разговоров на ком бинате, что о Сотниченко, а на самом де ле о ней забыли — не помогли справить ся с новыми обязанностями, освободить время и мысли для того, чтобы двинуть ся дальше, не застыть на достигнутом. Ведь есть предел, за которым для нового движения нужно накопить новые знания. Образование у Лиды небольшое — семь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2