Сибирские огни, 1953, № 6

прочитанном. Говорить она умела горячо и убедительно. Колхозники охотно соби­ рались её послушать. Но как-то во время беседы она вдруг запнулась, задумалась о чём-то, покраснела и убежала. Лиде прежде не приходило в голову, как не­ приглядно складывается её жизнь: рас­ сказывает о подвигах героев на фронте, убеждает колхозников лучше работать, а сама-то... «Нечестно выходит, нет у ме­ ня права агитировать, когда сама, в сущ­ ности, с работы просто удрала!». Лида собралась и в тот же день уеха­ ла в Барнаул — пришла с повинной го­ ловой в комбинатскую школу... Невысокая и широкоплечая девушка, нахмурив густые, чёткого рисунка пря­ мые брови, ходит между станками, учит­ ся связывать порванные нити основы и старается не торопиться. Если порвались сразу две нити на разных станках, она начинает спешить, суетиться, и узел не вяжется. Искусство скрепления порван­ ных нитей — самое важное в работе на ткацком станке. Есть разные методы вязки узла, нужно обдумать, примерить­ ся — какой способ тебе больше по руке, каким вяжется узел быстрее и надёжнее. Затем надо разработать технику скоро­ сти. Для этого нужно упорство и способ­ ности почти такие же, как музыканту для развития пальцевой техники. Способности у Лиды хорошие, а упор­ ство пришло от строптивости: она лю­ била быть впереди товарищей. Да и не пристало ей, дочери партизана граждан­ ской войны, дочери председательницы колхоза, плестить в хвосте. Тогда гремела по комбинату слава Ле­ ны Богачёвой — она обслуживала двад­ цать четыре станка. Сотниченко попро­ силась в её бригаду — поучиться. Пока­ зывала Лена свои приёмы хорошо, по­ нятно, но угнаться за ней всё-таки Лиде было трудно: пальцевую технику освои­ ла, а ритмичность движений не давалась. Но скоро Сотниченко почувствовала, что доросла до самостоятельной работы. Скучно ей стало ходить за Богачёвой — потребовала, чтобы дали ей восемнадцать станков. И добилась. А потом потребо­ вала двадцать четыре — и добилась. План выполняла, но неровно, и порой очень уставала. Как-то проходил по цеху директор фабрики, посмотрел на её работу и ска­ зал мастеру: ■— Проследите, чтобы эта ткачиха так не бегала, а то через месяц от неё ниче­ го не останется. Высохнет, как щепка. Лида слышала эти слова, да она и са­ ма знала, что торопливость ей очень ме­ шает. Чем больше станков у ткачихи, тем важнее точный маршрут и спокой­ ная ритмичность, плавность движений. Она пробовала разные маршруты. Сперва копировала Богачёву. Потом ста­ ла ходить иначе — получилось хуже. Вернулась к прежнему — нет, чувствует­ ся, что можно найти другой маршрут и совсем избавиться от суетливости дви­ жений. К этому времени Лида уже развила такую пальцевую технику, научилась так молниеносно вязать оборванные нити, что подруги дивились и приходили к ней учиться. Но Сотниченко это не радовало. Маршрут, маршрут! Ещё одна проба, пятая, десятая. Всё не то, хоть плачь. Догадка пришла неожиданно, когда Лида уже почти примирилась с тем, что лучшего ей не найти. Она поняла, что маршрут хорош, но ему не хватает гиб­ кости. Надо приспособляться к состоя­ нию станков. Иногда обрывы нити на некоторых станках происходили чаще обычного — в такие дни нужно пере­ страивать маршрут, чтобы чаще подхо­ дить именно к этим неблагополучным станкам. Тут и крылся не дававшийся ей прежде секрет: маршрут не должен быть слишком жёстким, механически установ­ ленным р аз навсегда. Нужна маневрен­ ность. Первые дни Лида не смела поверить себе, что пришла удача. Но это было так. Найден маршрут, который даст ей побе­ ду в соревновании с Богачёвой. И Лида победила Богачёву. О Сотниченко заговорили: она была признана лучшей ткачихой фабрики. День ото дня повышала она выработ­ ку, и день ото дня росла её слава. Лида выступает с докладами о своей работе, её выбирают в фабком, приходят кор­ респонденты и фотографы, пишут статьи и очерки о работе знатной ткачи­ хи, выходит книжка, где подробно опи­ сываются её методы. И тут начинается как будто самый ра­ достный, а в то же время и очень труд­ ный период её жизни. Для того, чтобы выдержать спокойно, с достоинством и скромностью ту славу, которую даёт в нашей стране выдающийся труд, нужны воля и ум не меньше, чем для завоева­ ния этой славы. Общественные организации были оза­ бочены тем, чтобы как можно шире рас­ пространить её опыт. Что может быть естественнее и нужнее? Но вот в чём ошибка: с той минуты, как на примере Сотниченко стали воспитывать коллек­ тив, упустили из виду, что и её, Лиду Сотниченко, надо воспитывать. Даже самый крупный производствен­ ный успех не всегда означает, что чело­ век достиг той зрелости, когда может сам верно поставить себя в новом обществен­ ном положении. Как будто только и разговоров на ком­ бинате, что о Сотниченко, а на самом де­ ле о ней забыли — не помогли справить­ ся с новыми обязанностями, освободить время и мысли для того, чтобы двинуть­ ся дальше, не застыть на достигнутом. Ведь есть предел, за которым для нового движения нужно накопить новые знания. Образование у Лиды небольшое — семь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2