Сибирские огни, 1953, № 6
запускал учения — перешёл на четвёр тый курс института. Волевую командир скую поступь он сочетал с сердечностью в отношениях с людьми. Свежесть и не торопливость мысли заставляли его всё время искать новые методы работы. Каж дой своей идеей он делился с коллекти вом прежде, чем приняться за осущест вление её. Всё это, естественно, вызывало уважение коллектива и ту слаженность работы, которая веселит сердца, застав ляет понимать товарища с полуслова и дружелюбно итти ему навстречу. На втором году работы Помогаев полу чил новое назначение — начальником ремонтного отдела ткацкой фабрики. Когда он пришёл в свой новый каби нет, на него свалились сотни требований — там грозит остановка станков, тут уже стоит машина, механический завод не вы полнил заказа на одну деталь, ремонт ная мастерская задержала другую. Голо ва пошла кругом. З а что прежде взяться, куда прежде бежать? Помогаев заставил себя никуда не бе жать. Он заперся в кабинете. Нужно бы ло мобилизовать и быстро ввести в строй ещё одно качество командира, особенно важное там, где грозит опасность поддать ся «текучке», заняться мелкими вопроса ми, вместо основных, решать возникаю щие ежечасно проблемы от случая к слу чаю, в суете и беготне. Это качество — строгая система в работе. Нужна была хорошая выдержка, чтобы в первые же дни работы на новой должности не по бояться провала: какие-то машины будут простаивать, какие-то заявки останутся невыполненными, посыплются жалобы, потребуют объяснений. И всё же необхо димо прежде всего продумать систему. Помогаев засел за непривычную для него канцелярскую работу: разработал форму журнала, по которому в любую минуту мог составить себе полное пред ставление о состоянии оборудования в це хе и прохождении заказов на нужные детали. Это было первым шагом. Система в работе позволила не терять перспекти вы в потоке мелких забот и продумать, что нужно изменить в организации ре монтов. Для молодых специалистов сегодня очень характерно умение решать частные проблемы с точки зрения общегосударст венных задач. Помогаев нашёл, что фаб рика живёт слишком широко: выбрасы вает отработанные детали. И взял на себя дополнительный груз: организовать их реставрацию в механической мастер ской фабрики. Ему пришлось преодолевать неожидан ные, казалось бы, пустяковые трудности: например, негде хранить старые детали. И решение этого мелкого вопроса отня ло очень много сил. Помещение так и не удалось разыскать. Помогаев до бился разрешения построить стеллажи во дворе. Формально меньше связанный с кол лективом фабрики, чем прежде, когда работал непосредственно в цехе, Помога ев больше всего боялся ослабить эту связь. Свою идею реставрации деталей он: обсуждал с рабочими и мастерами, вме сте с ними провёл испытания, определил номенклатуру деталей, которые можно н следует восстанавливать. День, когда, не пришлось поговорить с рабочими, оставляет у него осадок недовольства собой — ощущение, что не сделано самое важное. Реставрация уже налажена. Сэко номлено много денег, металла, рабоче го времени. Помогаев пока не прославился крупны ми изобретениями, решительными новше ствами в технологии производства. Но в его работе проявились типические черты молодого человека нашего времени, чер ты, характеризующие путь новаторов. Стремительность жизненного темпа — одна из этих черт. Весь путь от помощ ника мастера до руководителя одного из важнейших отделов огромной фабрики Помогаев прошёл приблизительно за два года. З а это время он сдал все экзамены в институте и приступил к дипломной ра боте. Вот и всё. Но этого, право же, до статочно, чтобы присмотреться к его пу ти и подумать, как важно в жизни взять со старта хороший разбег. НА РАСПУТЬЕ Но иной раз, когда взят такой разбег, человек может остановиться или замед лить темп восхождения, потому что его не поддержали во-время или поддержали не в том, что ему действительно нужно. Лида Сотниченко прославилась тем, что за прошлую пятилетку выткала ма терии сверх плана на сто тысяч мужских костюмов. Она приехала в Барнаул из колхоза во время войны и пришла на меланже вый комбинат сердитая. Только что воен комат отказался отправить её на фронт: молода, восемнадцати лет даже не ис полнилось! А так хотелось подхватить славу отца, алтайского партизана... Ком бинат работал тогда на войну. Одно это только и утешало. Но прежде, чем стать к станку, надо было ещё окончить школу при комбинате, получить специальность, а терпение не входило в число Лидиных добродетелей. Начала она было учиться, но махнула рукой и незадолго до выпу ска вернулась в колхоз. Матери не при зналась, что уехала без разрешения, — дали, мол, отпуск. А мать тогда была председателем колхоза, работала с утра до ночи -— и хозяйство вела, и обсужда ла с колхозницами, как бы вырастить по больше хлеба для фронта. Лида пыта лась помочь матери ■— стала агитатором. Она ещё школьницей любила читать кол хозницам вслух газеты и рассказывать о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2