Сибирские огни, 1953, № 6
всегда радовала Помогаева, здесь, в со стоявшем из девятисот девяноста дета лей ткацком станке, казалась ему осо бенно поразительной. Он окончательно понял, что его на стоящее место здесь — у машин. Ничего не сделаешь — придётся перейти в тек стильный техникум. Строительный — ошибка. Приятель был доволен. Теперь не толь ко жить, но и учиться будут вместе. Работалось хорошо, жилось весело, хоть и не всегда сытно. Денег было очень мало. С товарищем по общежитию дели лись и едой и одеждой, а когда приходи лось совсем туго, отрывались на вечер от занятий. Василий сдувал пыль со своего аккордеона, перекидывал через плечо ре мень и шёл играть танцы на гулянку или свадьбу. А товарищ садился рисовать незатейливый пейзаж, чтобы завтра про дать его на базаре. Помогаев перешёл на второй курс тех никума, когда услышал случайно, что институт текстильного машиностроения открыл консультационный пункт для за очников. И сразу возникла мысль, если другие учатся в институте, работая днём на фаб рике, то он ведь может совместить ве черний институт с утренними занятиями в техникуме. Лето ушло на подготовку к экзаменам за десять классов. А с осени, на удивле ние товарищам, Василий Александрович стал учиться и в техникуме и в инсти туте. Это было нелегко, особенно в экзаме национные сессии. Бывало прямо с экза мена в техникуме приходилось бежать на экзамен по другому предмету в институт. Много ночей было недоспано. Иногда Помогаеву казалось, что не хватает сил, что новые знания уже не укладываются в голове. Но ни разу он не подумал, что можно отказаться от двойной нагрузки, отложить занятия в институте до оконча ния техникума. Помогаев спешил. У него для этого не было каких-то особых личных причин,— было чуткое ощущение темпа и ритма эпохи. Эта благородная торопливость за ставила первых наших новаторов не под править, а сломать старые методы труда. Она воодушевляла Борткевича, когда ма стер заставил свой станок резать металл со скоростью хода курьерского поезда. Она ведёт тысячи мастеров высокого уро жая и тысячи рабочих, инженеров, еже годно рапортующих партии о перевыпол нении планов. Но с каждым годом всё труднее без глубоких и разносторонних знаний, без систематического учения находить ресур сы для резкого увеличения производи тельности труда — они уже не лежат на поверхности. И потому так современна эта черта биографии Василия Помогаева — стремительность разбега, желание по скорее накопить как можно больше зна ний. Учась одновременно в техникуме и в институте, он взял со старта хороший жизненный темп. Окончив техникум, Помогаев пришёл на ткацкую фабрику комбината помощни ком мастера. Через несколько месяцев он уже был мастером. Так начался второй тур учения: теория в институте, практика — на фабрике. С первых же дней работы на фабрике Помохаев увидел, как важно это совме щение. Ни в техникуме, ни в институте не учили искусству быть командиром производства. Выдался такой незадачливый день в самом начале его работы мастером, что разладилось сразу несколько машин на участке. Он растерялся. Не хватало тех нического опыта, чтобы быстро разобрать ся в причинах неполадок, не хватало ор ганизационного опыта, чтобы быстро их устранить. Не всякий молодой мастер решился бы поступить, как Помогаев: не побоявшись потерять авторитет, он попросил рабочих помочь ему разобраться. Это откровенное признание своей неопытности понрави лось коллективу. Рабочие видели, что зна ния у мастера есть — он им давал дель ные советы. Взгляд у него зоркий и цеп кий, распоряжения хорошо обоснованы. Поэтому они охотно и просто помогли ма стеру в трудный для него день. Они наш ли правильную расстановку сил, и через два часа после начала смены работа во шла в колею. На следующий день его встретили в цехе дружескими улыбками и особенно уважительно выполняли распоряжения, точно давая понять, что его авторитет укрепился, а не пострадал. Но нет рецептов на все случаи жизни. И скоро Помогаеву пришлось очень ре шительно проявить власть. Утром закончили ремонт одной из мо тальных машин и пустили её в ход, не поставив ограждения. Забыли. А это не безопасно для рабочих и правилами за прещено. Снова сказалась неопытность Помогаева: принимая машину от ремонт ных рабочих, он не заметил сразу, что ограждения нет, и обратил внимание на это только при втором обходе. Подзывает помощника: — Как же это мы с вами без ограж дения пустили машину? Поставьте, по жалуйста. Тот махнул рукой: — Ладно, сойдёт и так. — Нет, я вас прошу сейчас же поста вить. Помощник мастера был человек пожи лой, опытный практик и, может быть, чувствовал себя несколько обиженным назначением юноши на место, которое он и сам готов был занять. Но потому и пе реведён был на другую должность преж ний мастер, тоже опытный практик, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2