Сибирские огни, 1953, № 6

всегда радовала Помогаева, здесь, в со­ стоявшем из девятисот девяноста дета­ лей ткацком станке, казалась ему осо­ бенно поразительной. Он окончательно понял, что его на­ стоящее место здесь — у машин. Ничего не сделаешь — придётся перейти в тек­ стильный техникум. Строительный — ошибка. Приятель был доволен. Теперь не толь­ ко жить, но и учиться будут вместе. Работалось хорошо, жилось весело, хоть и не всегда сытно. Денег было очень мало. С товарищем по общежитию дели­ лись и едой и одеждой, а когда приходи­ лось совсем туго, отрывались на вечер от занятий. Василий сдувал пыль со своего аккордеона, перекидывал через плечо ре­ мень и шёл играть танцы на гулянку или свадьбу. А товарищ садился рисовать незатейливый пейзаж, чтобы завтра про­ дать его на базаре. Помогаев перешёл на второй курс тех­ никума, когда услышал случайно, что институт текстильного машиностроения открыл консультационный пункт для за ­ очников. И сразу возникла мысль, если другие учатся в институте, работая днём на фаб­ рике, то он ведь может совместить ве­ черний институт с утренними занятиями в техникуме. Лето ушло на подготовку к экзаменам за десять классов. А с осени, на удивле­ ние товарищам, Василий Александрович стал учиться и в техникуме и в инсти­ туте. Это было нелегко, особенно в экзаме­ национные сессии. Бывало прямо с экза­ мена в техникуме приходилось бежать на экзамен по другому предмету в институт. Много ночей было недоспано. Иногда Помогаеву казалось, что не хватает сил, что новые знания уже не укладываются в голове. Но ни разу он не подумал, что можно отказаться от двойной нагрузки, отложить занятия в институте до оконча­ ния техникума. Помогаев спешил. У него для этого не было каких-то особых личных причин,— было чуткое ощущение темпа и ритма эпохи. Эта благородная торопливость за ­ ставила первых наших новаторов не под­ править, а сломать старые методы труда. Она воодушевляла Борткевича, когда ма­ стер заставил свой станок резать металл со скоростью хода курьерского поезда. Она ведёт тысячи мастеров высокого уро­ жая и тысячи рабочих, инженеров, еже­ годно рапортующих партии о перевыпол­ нении планов. Но с каждым годом всё труднее без глубоких и разносторонних знаний, без систематического учения находить ресур­ сы для резкого увеличения производи­ тельности труда — они уже не лежат на поверхности. И потому так современна эта черта биографии Василия Помогаева — стремительность разбега, желание по­ скорее накопить как можно больше зна­ ний. Учась одновременно в техникуме и в институте, он взял со старта хороший жизненный темп. Окончив техникум, Помогаев пришёл на ткацкую фабрику комбината помощни­ ком мастера. Через несколько месяцев он уже был мастером. Так начался второй тур учения: теория в институте, практика — на фабрике. С первых же дней работы на фабрике Помохаев увидел, как важно это совме­ щение. Ни в техникуме, ни в институте не учили искусству быть командиром производства. Выдался такой незадачливый день в самом начале его работы мастером, что разладилось сразу несколько машин на участке. Он растерялся. Не хватало тех­ нического опыта, чтобы быстро разобрать­ ся в причинах неполадок, не хватало ор­ ганизационного опыта, чтобы быстро их устранить. Не всякий молодой мастер решился бы поступить, как Помогаев: не побоявшись потерять авторитет, он попросил рабочих помочь ему разобраться. Это откровенное признание своей неопытности понрави­ лось коллективу. Рабочие видели, что зна­ ния у мастера есть — он им давал дель­ ные советы. Взгляд у него зоркий и цеп­ кий, распоряжения хорошо обоснованы. Поэтому они охотно и просто помогли ма­ стеру в трудный для него день. Они наш­ ли правильную расстановку сил, и через два часа после начала смены работа во­ шла в колею. На следующий день его встретили в цехе дружескими улыбками и особенно уважительно выполняли распоряжения, точно давая понять, что его авторитет укрепился, а не пострадал. Но нет рецептов на все случаи жизни. И скоро Помогаеву пришлось очень ре­ шительно проявить власть. Утром закончили ремонт одной из мо­ тальных машин и пустили её в ход, не поставив ограждения. Забыли. А это не­ безопасно для рабочих и правилами за­ прещено. Снова сказалась неопытность Помогаева: принимая машину от ремонт­ ных рабочих, он не заметил сразу, что ограждения нет, и обратил внимание на это только при втором обходе. Подзывает помощника: — Как же это мы с вами без ограж­ дения пустили машину? Поставьте, по­ жалуйста. Тот махнул рукой: — Ладно, сойдёт и так. — Нет, я вас прошу сейчас же поста­ вить. Помощник мастера был человек пожи­ лой, опытный практик и, может быть, чувствовал себя несколько обиженным назначением юноши на место, которое он и сам готов был занять. Но потому и пе­ реведён был на другую должность преж­ ний мастер, тоже опытный практик, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2