Сибирские огни, 1953, № 5
На стр. 79 приведён перечень литера турно-художественных альманахов, изда ваемых в Сибири. Не так уж много таких изданий в Сибири и, казалось бы, не так трудно составить их полный список, од нако и здесь приходится констатировать наличие существеннейших пропусков: от сутствуют альманахи: «Байкал» (Улан- Удэ) «Огни Хакассии» (Абакан), «Колым ский альманах» (Магадан), «Улуг-Хем», литературно-художественный альманах Тувинского отдела союза советских пи сателей (Кызыл); во втором выпуске его (1951 г.) помещён ряд рассказов и стихов местных авторов: все в переводе на рус ский язык. Но и те альманахи, которые вошли в поле зрения составителя, оказались про смотрены очень небрежно. Укажем толь ко несколько характерных пропусков: «Очерки» Г. Кунгурова («Новая Си бирь», вып. 26), «Очерки» П. Л. Дравер- та («Омский альманах», вып. 2), расска зы и стихи ненца И. Истомина («Омский альманах»). Совершенно не учтены авто ром центральные альманахи «Дружба на родов» и сборники «Год XXXII, XXXIII» и т . д., в которых также имеются произ ведения, посвящённые «сибирской тема тике». В качестве примера назову инте ресный очерк Семёна Гудзенко «Поездка в Туву» (Год XXXII, М. 1949); его же переводы из тувинских поэтов («Дружба народов», 1949, № 5), примечательное стихотворение бурятского поэта Жамсо Тумунова «Великому Пушкину» в пере воде С. Шервинского (там же, 1949, № 3); в том же альманахе (1951, № 5) была опубликована пьеса из якутской жиз ни В. Протодьяконова «Золотое зерно». Учитывая, что в указателе Л. А. Коршу новой отмечено всего лишь 8 пьес, следует считать этот пробел весьма зна чительным. Было бы утомительно перечислять про пущенные произведения, включение кото рых, казалось бы, абсолютно необходимо в издание такого типа, как настоящий указатель. Отметим только несколько ра зительных примеров. Отсутствуют такие значительные произведения, как «Якуты на войне» (Иркутск, 1942) и «Якуты в тылу» (Якутск, 1944) М. Н. Тимофеева- Терёшкина; «Северное сияние» А. Оль- хона (Иркутск, 1947); первый и един ственный сборник произведений бурят- агинцев — «В степи Агинской» (Чита, 1952); изданный Гослитиздатом сборник «Поэты Якутии» (М. 1940); сборник рас сказов «Люди родной земли» (Якутск, 1948); сборник «Хантийская и мансий ская поэзия» (Омск, 1940) и т. д. Особенно неудовлетворительно состав лен отдел фольклора. Достаточно ска зать, что оказались пропущены крупней шие издания, посвящённые фольклору сибирских народностей, в том числе мо нументальный сборник «Шорский фоль клор», составленный Н. П. Дыренковой (Л. 1940); пропущены: «Богатырский эпос якутов. Выпуск первый. Нюргун Боотур Стремительный» (Якутск, 1947); сборник ненецких сказок, составленный Н. Тере щенко. «Сказки бабушки Ного» (Л. 1949); «Сказки Магая» изд. Бур.-Монг. Инсти тута языка и литературы (Л. 1940); в 1941 г. в Улан-Удэ была издана неболь шая брошюра, содержащая «Новые сказ ки» Е. Магая (Е. И. Сороковикова). Да же вышедшие в Новосибирске (в 1949г.) «Сказки народов Сибири» А. Коптелова не нашли места в указателе. Трудно допу стить, что этих изданий не оказалось в Новосибирской областной библиотеке. Составительница нашла нужным вклю чить сборники А. Гуревича, вышедшие в 1937, 1938 и 1939 гг., но почему-то ряд других фольклорных сборников этих же лет оказался обойдённым, например: «Вогульские сказки» Чернецова, «Ле генды нангасанов» Б. Долгих, «Алтай ские сказки» А. Коптелова, «Мансийские сказки» А. Баландина: не указан также сборник «Сказки народов СССР», состав ленный Л. Лесной под ред. Ю. М. Со колова, и т. д. Аннотации составлены очень однооб разно и в них совершенно отсутствуют элементы критики, хотя в издании мас сового типа такие указания были бы абсо лютно необходимы. Подводя итоги, при ходится признать опыт Новосибирской областной библиотеки неудачным. Будем надеяться, что эта неудача не остановит местных работников, и в недалёком буду щем мы всё же получим полноценный указатель, вполне соответствующий зна чительности и важности темы. М. Азадовский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2