Сибирские огни, 1953, № 5
режимом, чуть не сбежал домой, волнует картина спасения рабочих, заваленных при обвале траншеи, хорошо переданы переживания Бандуры, сбежавшего с зо лотом в тайгу и едва не обрекшего на голодную смерть своего товарища. В це лом удался образ Степана Иванова. В то же время в повести имеется ряд серьёзных недостатков. Автор то и дело подгоняет жизнь под свои замыслы и тем самым упрощает и обедняет её. Да леко не всегда писатель находит образное решение своего замысла. Особенно ха рактерен в этом отношении образ парт орга Авдеева. Казалось бы, образ его рисуется разносторонне — и в обществен ной и в личной жизни, но на деле это лишь логически правильное построение на тему: «каким должен быть настоящий парторг?» Именно поэтому он не гово рит, как обычный человек, а гладко изъ ясняется, словно он непрерывно на митин ге: «И мы с вами не просто золотоиска тели, не просто старатели. Нет, мы — солдаты коммунистической армии, на правленной на бой с тайгой...» Это — «беседа» с директором. Когда директор заметил, что осуществление предложения Иванова резко повысит выработку, Ав деев холодно бросает: «Я так и раньше думал... Кто-нибудь да додумался бы. Главное в том, что люди не стоят на ме сте. Им хочется идти вперёд. Их не оста новишь...». Эти равнодушно-выспренние слова должны выражать веру Авдеева в силу рабочих. Автор подчёркивает: Авдеев для каж дого находит «манеру разговора». Без этого подсказывания читатель вряд ли бы пришёл к такому заключению. Неубедительно показан процесс роста Лены Смыковой, любимой Степана Ивано ва. Заметна двойственность Ивана Банду ры. Вначале говорилось, что он очень любит своего «крестника» Степана Ива нова, что он отдал в годы войны всё своё золото и даже занял у других на строительство танка. А потом оказы вается, что во имя золота готов пойти на преступление. О любви к крестнику и герой и автор забывают. Её в книге не чувствуется. Имеются в повести и другие недостат ки. Нарушается представление о харак тере Иванова из-за непродуманное™ об стоятельств, при которых совершилось открытие кладовой золота. Десятилетия ми старатели искали золото в тех местах, проявляя в этом огромное упорство. И чтобы читатель понял, почему именно Степан нашёл эту кладовую, надо было показать или его особую сообразитель ность или его сверхупорство. Ни того, ни другого в повести нет. Каждый на ме сте Иванова стал бы подниматься по рус лу реки, несущей золото, чтобы разы скать его основные залежи. И не так уж много трудностей пришлось преодолеть Иванову, чтобы найти золото чуть ли не лежащее на поверхности. Всё это оставляет чувство неудовле творённости от интересной по замыслу повести. А. Нуйкин. СИБИРЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Сибирская тема пользуется большой популярностью в советской художествен ной литературе. Это вполне понятно. По жалуй, ни одна часть великого Советско го Союза не изменила так заметно и ра зительно своего облика, как Сибирь. Ещё недавно экономически отсталый край стал одним из мощных индустриаль ных центров, Сибирь покрылась сетью учебных и культурных учреждений. Особенно же крупные изменения произо шли в быту различных малых народно стей, населяющих край. На месте жал ких стойбищ выросли просторные кол хозные селения, построены школы, больницы, клубы, и, наконец, из среды этих народностей выросла собственная интеллигенция: врачи, учителя, инжене ры, писатели, государственные деятели. Эти великие жизненные сдвиги нашли и находят отражение в художественной литературе. И, несомненно, уже вполне назрела необходимость подведения неко торых итогов того, что в этой сфере сделано, — в первую очередь итогов биб лиографических. Такую задачу и поста вила перед собой Новосибирская област ная библиотека, выпустив с помощью Новосибирского книжного издательства специальный указатель, составленный Л. А. Коршуновой, и предназначенный для широких читательских масс, а также для нужд работы «лекторов, пропаганди стов, преподавателей и библиотечных ра ботников при руководстве чтением». Следует всемерно приветствовать ини циативу Новосибирской областной биб лиотеки. К сожалению, задачу массового издания автор и издательство поняли слишком упрощенно, не подумав о том, что тип именно таких изданий является наиболее ответственным. При чтении дан ного указателя неизменно чувствуется, что не были тщательно продуманы и об суждены ни принципы отбора материала, ни система его распределения, ни харак тер аннотаций; менее же всего проявлено заботы о полноте материала. Мы, конеч но, имеем в виду полноту не абсолют ную, не всеобъемлющий охват материа ла, а ту полноту, которая диктуется за дачами, поставленными самим состави телем и сформулированными в преди словии. Материал, в основном, распределён по хронологическому принципу. Первый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2